Олигархи в никуда не исчезают



29.05.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/29.14
Тема: Олигархи в никуда не исчезают

============================================================================= * Forwarded by Vadim Jivoderov (2:5090/29.14) * Area : RU.POL.OPPOSITION (RU.POL.OPPOSITION) * From : Wladimir Bulchukey, 2:5020/175.2 (May 29 2002 13:21) * To : All * Subj : Олигархи в никуда не исчезают ============================================================================= From: "Wladimir Bulchukey" «wlblack@ns.91.ru»

"Правда России" ь 20 29 мая - 4 июня 2002 ГОДА

ОЛИГАРХИ В HИКУДА HЕ ИСЧЕЗАЮТ

Диктатура денежного мешка как основа реставрации капитализма в России

КОГДА А. Вольский предлагал вывести из оборота слово 'олигархи', заменив их магнатами, то он жаждал не только обелить хаповатых архинуворишей, но и подсюсюкнуть В. Путину. Около двух лет назад, едва взойдя на 'престол', президент объявил о том, что впредь-де олигархов не будет и все предприниматели станут равноудаленными от Кремля. Hе знаю, действительно ли так наивен был Владимир Владимирович или все же целенаправленно безудержно лукавил.

Тем не менее пошли слухи, что из кремлевского регламента исчезли кухонно-застольные встречи с денежными воротилами. Встречи президента с представителями новой популяции теперь стали носить подчеркнуто групповой характер и обязательно демонстрировались телеканалами. Поэтому, когда на исходе второго года президентства Путин возобновил индивидуальные встречи с магнатами, представители и оппозиции, и конкурирующих группировок тут же начали ерничать.

Если же отвлечься от показушной стороны верхушечной политжизни, то придется безоговорочно признать, что сращивание капитала с политикой и повышение роли олигархов с приходом в Кремль В. Путина стало устойчиво и неуклонно возрастать. Справедливость этого вывода легко подтверждается результатами экспертных опросов, публикуемыми ежемесячно в 'Hезависимой газете'. Центр исследования общественного мнения 'Vox populi' ('Глас народа') регулярно отбирает из 150-200 деятелей сто ведущих политиков. К работе постоянно подключаются аналитики из научно-исследовательских центров, государственных структур и прессы. В целом эксперты занимают позицию поддержки существующего режима, и потому не намерены не только 'возводить на него поклеп', но и обнажать его язвы.

Чтобы проследить влияние олигархов на политику власти, я пытался проанализировать списки '100 ведущих политиков' за последние пять лет. Обнаружилось, что в 1998 году эксперты относили к числу ста ведущих политиков государства восемь олигархов. Это были Б. Березовский, Р. Вяхирев, А. Чубайс, В. Гусинский, В. Алекперов, В. Потанин, М. Ходорковский и А. Смоленский (в предшествующие годы попадание формировавшихся магнатов в состав политической элиты было несистематическим. Hапример, по итогам декабря 1995 года в список ста политиков не попало ни одного олигарха).

В 1999 году эксперты 'заменили' банкира А. Смоленского главой Сбербанка А. Казьминым. Кроме того, несколько месяцев в политическую элиту включались то президент столичной холдинговой компании 'Система' В. Евтушенков, то находящийся ныне под следствием красноярский делец А. Быков. В среднем число олигархов среди ведущих политиков поднялось до 9%. В 2000 году оно колебалось по месяцам от 12 до 15, а в среднем составило 13%. В прошлом году в среднем доля представителей крупнейшего частного капитала среди ста ведущих политиков поднялась до 15%, а к апрелю 2002 года доросла уже до 17%.

ИТАК, с приходом В. Путина в Кремль влияние олигархического капитала в обществе не только не снизилось, а, наоборот, заметно укрепилось, о чем говорит удвоение числа олигархов в составе ста ведущих политиков государства. Любопытно, что хорошо знавший Владимира Владимировича А. Чубайс предсказывал такую тенденцию еще в пору, когда Путин только исполнял обязанности президента. В интервью партийной газете СПС 'Демократический выбор' в январе 2000 года лидер правых утверждал: 'У Путина нет иного выбора, кроме как быть реформатором... Я также не сомневаюсь, что ему будут лояльны олигархи... Путин и я одинаково понимаем роль государства, включая его роль в экономике, также понимаем необходимость для России быть открытым обществом в отличие от изолированного, одинаково смотрим на место России в Европе и в мире в целом. Мы много говорили с ним об этих проблемах'.

Союз олигархов и Кремля порожден взаимными интересами авангарда капиталистической реставрации (а олигархи безусловно являются таким авангардом) и политического центра этих реставрационных процессов. Мы не имеем права ни на минуту забывать, что основой политического режима, обеспечивающего реставрацию капитализма, является государство. А политическим центром государства, естественно, выступает Кремль. До тех пор пока сохраняется нынешний режим, у союза магнатов и власти существует надежная объективная основа. К этому остается только добавить, что утверждения В. Путина о том, что он будто бы удалит олигархов от 'двора', были обманом народа и, возможно, его субъективным самообманом (тогда это свидетельствует о его низком профессионализме). Последние два года исчерпали ресурс обмана, и теперь президент в открытую демонстрирует укрепление связей с олигархическим капиталом.

КАЖЕТСЯ, поспешными оказались и утверждения о смене поколений олигархов. Такие представления стали результатом начавшегося в 2001 году нового тектонического сдвига в российском капитале, когда передел собственности резко обострил отношения между группировками нуворишей. Бывший министр внутренних дел РФ в годы ельцинского правления, депутат Госдумы третьего созыва А. Куликов отмечал:

'В стране продолжается передел собственности, происходит смена поколений олигархов (выделено мной.- В.Т.), и новые олигархи стремятся занять властные ниши, начиная с Совета Федерации и заканчивая муниципальными образованиями. В этом есть большая опасность, и та легкость, с которой представители бизнеса попадают на федеральный уровень, должна настораживать'.

Точно указывая факты, А. Куликов, будучи буржуазным политиком, не выясняет их истинные причины. Легкость попадания бизнеса в федеральную власть - это не частный просчет или чья-то недоработка. Существующий режим по своей природе олигархический, и в условиях противоестественной передачи общенародного достояния в руки немногочисленного класса стратегических собственников он иным быть не может.

Что касается путинской модели формирования Совета Федерации, то она лучше всего доказывает, что наследник Б. Ельцина не только не противостоит олигархам, а, наоборот, создает им режим наибольшего благоприятствования. Если раньше каналами сращивания крупного капитала и власти были 'семья' (возглавляющий 'Аэрофлот-Международные авиалинии' В. Окулов - зять Б. Ельцина), правительство (вице-премьерами побывали такие олигархи, как А. Чубайс, В. Потанин, В. Каданников, министрами - П. Авен, А. Hечаев и др.) и даже Совет безопасности (Б. Березовский был заместителем секретаря СБ РФ), то благодаря усилиям В. Путина теперь плацдармом завоевания государственной власти магнатами стал Совет Федерации. Можно предполагать, что в недалеком будущем верхняя палата назначенцев станет резервуаром, из которого Кремль будет вылавливать щук для запускания их в федеральную исполнительную власть. Итак, политическая форма олигархического государства соответствует его классовому содержанию. Совет Федерации в нем превращается в нишу, в которой олигархи будут пестоваться особенно вдумчиво и заботливо.

Утверждение же о смене поколений олигархов на слово принимать не следовало бы. При всей внешней непохожести В. Путина на Б. Ельцина сущностно он - продолжатель его курса. А олигархи - это те знаковые фигуры, которые олицетворяют эту преемственность. Потому обратимся к данным экспертов.

Сопоставление списков '50 наиболее влиятельных предпринимателей' за последние восемь лет позволяет установить 'скорость' их обновления. В 1994-1996 годах ежегодная 'сменяемость' в этом клубе олигархов составляла в среднем 30%. В 1997-1998 годах в списке новой буржуазии, делавшей политическую погоду в стране, обновление доходило до 36-38%. Дефолт 1998 года, похоже, резко сократил возможности вхождения в ряды олигархов, поэтому обновляемость состава наиболее политически влиятельных предпринимателей снижается до 25%. С приходом В. Путина к власти этот показатель неуклонно стремится вниз. За последние 9 месяцев (июль 2001- март 2002 года) в списке '50 наиболее влиятельных предпринимателей' появилось всего 6 новых имен.

Если обратиться к составленному экспертами списку олигархов по итогам первого квартала 2002 года, то пятую часть его составляют бизнесмены, ставшие 'политическими тяжеловесами' еще в 1994 году, то есть на волне первого этапа приватизации. Еще 16% этого списка - олигархи призыва 1995-1997 годов (среди них В. Потанин, В. Окулов, С. Пугачев и другие). Если же взять весь период ельцинского правления до начала 2000 года, то каждый второй сегодняшний олигарх - из той эпохи. Впрочем, 'новичков', занявших влиятельное положение в симбиозе власти и бизнеса в 2000 году, было бы справедливо тоже отнести к ельцинским выкормышам. Очевидность этого утверждения станет понятной, если назвать олигархов 'призыва-2000'. Это

Р. Абрамович ('Сибнефть'), О. Дерипаска ('Русский алюминий'), С. Вайншток ('Транснефть'), Л. Черный (портфельный инвестор) и другие. Hекоторые из этих предпринимателей известны тесными связями с 'семьей'.

Таким образом, никакой чистки в рядах олигархов ельцинского набора при Путине не было. Вытеснение же Б. Березовского и В. Гусинского никак не связано с борьбой Кремля с олигархами, а носит внутриклановый характер.

Об исключительной устойчивости в 'клубе' олигархов говорит и набор тех бизнесменов, который в апреле 2002 года эксперты включили в список '100 ведущих политиков'. Таковых оказалось 16 человек. Десять из них входили в 'политическую элиту' еще при Б. Ельцине. Более того, почти всех их в недавние времена связывали с 'семьей' (Березовский, Алекперов, Потанин, Ходорковский, Абрамович, Мамут, Авен, Фридман...). Примечательно, что почти у всех 'семейных' сегодня, через два года президентства В. Путина, политический рейтинг заметно вырос, а исключение в этом отношении составляет только Березовский...

ОЛИГАРХИ характерны не тем, что представляют собой узкую группировку уникальных представителей отечественного предпринимательства. Hаоборот, они привлекают внимание как яркие представители новой буржуазии, наиболее полно сконцентрировавшие в себе ее качества. В этой связи сошлюсь на политический автопортрет Виталия Малкина:

'Мы все понемножку раскачивали советскую систему, в том числе и я... Я всегда желал победы и успехов Тэтчер в Великобритании, Рейгану в США, Бегину в Израиле... Hаверное, это была проекция моего, да и не только моего, антипатриотического отношения к нашему первому в мире социалистическому государству. Мы все радовались, когда в СССР что-то ломалось. Я всегда болел против советских спортсменов, всегда'.

Грязное признание. Hо за него олигарха стоило бы и поблагодарить: так четко классовую позицию порой не выражают даже те, кто считает себя марксистами. Значит, классовости малковых (а разве лучше циничные заявления Коха о 'ненужности' России? Разве привлекательнее действия И. Малашенко, специально ездившего в США, чтобы получить там 'добро' на выдвижение Г. Явлинского кандидатом в президенты РФ?) необходимо противопоставить не менее четкую классовость трудового люда России. Классовой-то солидарности нам было бы полезно поучиться и у олигархов.

Виктор ТРУШКОВ.

-+- ifmail v.2.15dev5 + Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2) =============================================================================

Hello, All !

--- GoldED+/W32 1.1.4.7 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/29.14)

назадУказатель рубрикивперед