Hеладно что-то в датском интернете



15.07.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Hеладно что-то в датском интернете

Hello All!

15 ИЮЛЯ 09:27

http://www.gazeta.ru/print/2002/07/13/neladno4toto.shtml

Hеладно что-то в датском интернете

Текст: Александр Борисов Фото: GettyOne

«Глупостью недели» можно назвать запрет датского суда размещать гиперссылки на статьи местных газет. Теперь всем желающим придется ссылаться только на главные страницы сайтов датских СМИ. Hеизвестно, последуют ли этому примеру в других странах. Hо, в принципе, такого же эффекта можно добиться и без всяких судов.

Однажды 20 датских издателей обиделись на новостной сайт Newsbooster.com, торгующий ссылками на внутренние страницы их веб-сайтов. По мнению владельцев сайтов, таким образом Newsbooster лишал их части доходов от рекламы на головных страницах сайтов, создавая как бы альтернативную систему поиска и навигации. Копенгагенский суд подержал претензии издателей, создав один из любопытнейших юридических прецедентов в истории Интернета. До сих пор свобода размещения на любой веб-странице ссылок на любую другую веб-страницу считалась неотъемлемым правом создателей сайтов - и в сущности, расценивалась просто как одно из проявлений свободы слова. А тут эту свободу слова отменили вместе со свободой передвижения всех желающих по упомянутым ссылкам.

В общем, сплошная цензура и железный занавес.

Бунт датской прессы отличается некоторым эгоцентризмом - нелегко представить себе бесценную информацию, которую можно было бы найти только лишь в датских газетах (особенно если учесть типичное для малых стран Европы владение языками окрестных больших государств). А также значительной беспомощностью: ведь обостренная боязнь альтернативных систем навигации подразумевает сомнение в собственной способности создать удобную и привлекательную систему поиска и архивации (большинство обиженных газет наверняка появились раньше сайта Newsbooster, так что время и известность были на их стороне).

Hо еще более любопытной кажется другая сторона этого конфликта. Каждый, кому приходилось воспитывать детей, знает, как непросто иногда бывает соблюсти баланс убеждения и принуждения. Когда дитя нашалило, каждый раз приходится изобретать, в каком ключе вести беседу: «Ты, душа моя, недодумал, вот давай рассудим вместе...» или «Три страницы прописей, и никакого мороженного».

В работе со взрослыми людьми существует другой баланс, который бывает не менее трудно угадать - между организацией и технологией. Этот баланс сегодня должен высчитывать руководитель практически любой компании. Заставлять сотрудников в начале рабочего дня отмечаться у секретарши (которую можно соблазнить шоколадкой) или решать проблему учета рабочего времени с помощью кард-ридеров и иных технологических изысков (которые можно обдурить иным способом - например, один человек может зарегистрировать карточки за десятерых). Запрещать сотрудникам лазать по порносайтам в рабочее время - или отрубать доступ к этим сайтам технологически? Решать задачи корпоративной безопасности методом «быков

с калашами» или методом подслушивающих устройств и микротелекамер? И т.д. и с калашами» т.п.

Проблема, которую датские издатели мучительно решали с помощью юриспруденции (т.е. организационных мер) в принципе можно было бы решать с помощью мер технических - не прослыв при этом на весь мир сатрапами и душителями свобод.

Собственно, некоторые российские информационные сайты, переименовывающие файлы статей по мере их перемещения из главных новостей в просто новости и далее в архив, именно этим и занимаются. Крайний безумный вариант - система, каждый час, переназначающая внутренним страницам сайта новые случайные имена. Свою навигацию при этом обновлять - и пусть проклятый Newsbooster попробует угнаться. Таким методом можно приучать Newsbooster'ы размещать ссылки именно на головные страницы сайтов (или не размещать вовсе никаких ссылок, или даже вовсе игнорировать сумасшедший сайт).

Если удастся добить желаемого от Newsbooster, то надо отметить, что читатели, попадающие на головную страницу сайта вместо желанной внутренней, будут порой чувствовать себя удивленными. И желание искать нужную страницу во второй раз (один раз они уже занимались поиском интересного на Newsbooster) может оказаться недостаточно сильным. Теоретически проблему повторного поиска можно было решать технологическими методами, например, если бы газета договорилась с Newsbooster о формате ссылок, с передачей неких аргументов. Чтобы переход осуществлялся на заглавную страницу сайта, если уж этого так хочется, - но нужная читателю статья как-то выделялась и акцентировалась. Конечно, в реальной жизни согласование технических стандартов двух независимых сайтов маловероятно. Компании предпочитают судиться, решая задачи с помощью организационных мер.

Внутрикорпоративные задачи нередко решают с помощью технологий. Общерыночные - чаще с помощью судов. Издержки демократии - слишком со многими пришлось бы договариваться. Принуждение организовать легче, чем убеждение. А организационные меры - проще, чем технические. 13 ИЮЛЯ 13:16

Пишите нам: info@gazeta.ru

Рaзмещение рекламы: sales@gazeta.ru

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед