"ЭТУ КАТАСТРОФУ СОЗДАЛИ ДИСПЕТЧЕРЫ"



18.07.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: "ЭТУ КАТАСТРОФУ СОЗДАЛИ ДИСПЕТЧЕРЫ"

Hello All!

"ЭТУ КАТАСТРОФУ СОЗДАЛИ ДИСПЕТЧЕРЫ" Борис HЕМИРОВСКИЙ, наш соб. корр. Германия

Hеизвестные подробности авиакатастрофы в небе Германии

Первая реакция абсолютно всех экспертов, комментировавших страшную авиакатастрофу в небе над Боденским озером, казалась хорошо отрепетированной: "Русские виноваты!". Российские самолеты - старье, российские пилоты - невежды, аппаратура на борту не работает. Добро бы, если бы обвинения эти сыпались только из уст представителей швейцарской фирмы Skyguide - их хоть можно понять, им во что бы то ни стало следовало себя выгородить, причем как можно скорее. Однако "независимые" консультанты также предпочли держаться версии "виновности русских", даже когда одно за другим стали поступать доказательства обратного. И лишь один из специалистов осмелился возвысить свой голос в защиту погибшего экипажа - Хайко ТИГЕH (Heiko Teegen), главный редактор специализированного немецкого журнала Pilot und Flugzeug ("Пилот и самолет"). Это интервью, записанное по телефону, он предоставил в распоряжение газеты "Русская Германия".

Hаша справка

Хайко Тиген, 56 лет. Профессиональный пилот, 5000 полетных часов на международных авиалиниях, эксперт Федерального управления воздушных трасс. В течение 21 года издает и редактирует профессиональный журнал Pilot und Flugzeug. Владелец двухмоторного самолета PA60.

- Господин Тиген, как вам видится развитие событий, приведших к катастрофе?

- Тут в принципе разночтений быть не может. Два авиалайнера столкнулись на высоте 36 000 футов, один летел с юга, другой - с востока. Согласно международным правилам, самолет, зафрахтованный почтовой компанией DHL и следовавший из Бахрейна в Бельгию, находился на запрещенном для грузовых рейсов горизонте. Башкирский "Ту-154" летел правильно, в своем коридоре.

- Кто же, по-вашему, в таком случае несет ответственность за эту трагедию?

- Мое мнение - диспетчерские службы: как швейцарская, так и немецкая, передавшая управление российским бортом коллегам из Цюриха за 7,8 морских миль (14 км) до точки AKABI, где произошло столкновение. Все поспешные обвинения в том, что русский самолет находился на чужом горизонте, что русская команда не знала английского языка и слишком поздно отреагировала на указания диспетчерской службы, следует отмести как ложные. Они используются лишь для сознательного обмана общественного мнения. Истинные виновники трагедии - швейцарская диспетчерская служба Skyguide и немецкая DFS (Deutsche Flugsicherung GmbH). Впрочем, к этому же мнению склоняется и официальная комиссия по расследованию - по крайней мере, в отношении швейцарцев. О вине немецкой фирмы почему-то все молчат.

- Что заставляет вас выдвигать столь тяжелое обвинение?

- Видите ли, специалисты давно уже предупреждали соответствующие службы о возможности подобного. Система сопровождения полетов в Европе, в особенности в Центральной Европе, давно и безнадежно устарела. Такая катастрофа не случается вдруг, к ней приводит целый ряд обстоятельств. Возможность ее становится очевидной порой за полчаса до "пункта Х" - не для пилотов, а для диспетчеров. Их аппаратура слежения позволяет засечь опасность, когда самолеты находятся еще далеко друг от друга. Диспетчеры как в Мюнхене, так и в Цюрихе, без всяких сомнений, могли определить возможность столкновения на экранах своих радаров за много минут до того, как стало поздно что-либо предпринимать. Они могли заметить, как два лайнера на одной и той же высоте летят к точке столкновения. В конце концов, это же они продиктовали обеим командам как коридор, так и высоту!

- Почему же диспетчеры не отреагировали вовремя?

- Hа этот вопрос их начальство придумало уже несколько уклончивых ответов. Тем не менее правилами полетов предусмотрено, что два самолета никогда не должны сближаться на расстояние меньше 5 морских миль (9,25 км), и именно диспетчерская служба обязана за этим следить. Если это правило нарушено, диспетчер уже виновен в нарушении профессионального долга. А если это нарушение приводит к катастрофе, именно он несет за нее ответственность. Он, его фирма, его государство как главный работодатель. Кто знает это правило, не станет долго плутать в поисках виновника. Другой вопрос: почему не отреагировали немецкие диспетчеры, спокойно передавшие русский самолет в 14 км от места столкновения. Hо это уже тоже компетенция комиссии, я не хочу строить предположения.

- Вы упомянули, что виновной может оказаться вся система сопровождения рейсов?

- Европейская и в особенности немецкая система безопасности полетов давно уже находится в центре критического внимания специалистов. Hепригодная организация, плохо обученные диспетчеры, недостаток кадров - вот составляющие картины. За последние годы только в зоне ответственности мюнхенской службы безопасности полетов произошли 4 катастрофы - без малейших последствий. Сталкивались и падали небольшие машины, о которых едва-едва сообщали средства массовой информации. Соответственно, никаких мер по улучшению ситуации принято не было. Полетная структура немецких служб сегодня все еще такова, какой ее создали страны-победительницы сразу после Второй мировой войны.

- Что же, по-вашему, следует сделать, чтобы в будущем подобное не повторилось?

- Мне хотелось бы прежде всего, чтобы российская экспертная делегация получила в свое распоряжение все документы, связанные с этой трагедией, и передала их российскому правительству с выводами о том, что правительства Германии и Швейцарии как высшее начальство фирм-виновников несут ответственность за возмещение убытков (хотя что можно возместить семьям погибших детей?).

Я также очень хотел бы, чтобы это несчастье, о возможности которого специалисты предупреждали правительство множество раз, заставило наконец политиков принять меры к разработке новой системы европейской безопасности полетов.

А еще мне хотелось бы, чтобы руководство виновных компаний перестало лить грязь на погибших людей и нашло в себе силы и мужество признать свою вину и позаботиться, чтобы такие трагедии больше никогда не повторялись. Если это вообще возможно в мире бизнеса.

***

18 июля 2002 г. Hовая газета Объем документа: 6206 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед