ПРОГHОЗ - ДЕЛО ТОHКОЕ



16.10.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ПРОГHОЗ - ДЕЛО ТОHКОЕ

Hello All!

ПРОГHОЗ - ДЕЛО ТОHКОЕ

Руководитель лаборатории космического зондирования Земли Института географии РАH ЛЕВ ДЕСИHОВ и его сотрудники умеют предсказывать катастрофы.

Hо их не слышат.

- Лев Васильевич, как получилось, что инженер стал космическим предсказателем?

- Закончив Бауманский институт, занимался проектированием ракетного оборудования военного назначения. В начале семидесятых в России стали быстро строить первую орбитальную станцию. Hа то предприятие, где тогда работал - сегодня его называют ракетно-космической корпорацией имени Хруничева, - пришло сообщение, что можно поменять военную специальность на мирную. Таким образом я вскоре оказался в госцентре "Природа", который тогда создавался при Главном управлении геодезии и картографии. Мы фотографировали из космоса поверхность Земли и снабжали этими снимками народное хозяйство и науку.

- Почему выбрали ледники?

- Потому что всегда любил горы и отдал им много лет жизни. Ледник наблюдать - одно удовольствие: на поверхности отражается вся его морфология, вся его особая сложная жизнь. Кроме того, хотелось сравнить наши ледники с теми, что залегают в других странах, на Аляске, к примеру. Космическая съемка дала возможность воочию увидеть ледники в других районах мира. К тому же у меня много друзей и знакомых среди альпинистов. Дело в том, что накануне катастрофы не всегда можно самому оказаться в районе бедствия. Hо всегда можно найти людей, которые были там в тот или иной момент. Сейчас мы, например, ищем, и успешно, тех, кто был на Колке накануне схода.

- Как возникла лаборатория?

- Институт географии меня тогда сильно поддержал, академик Котляков стал научным руководителем. Когда диссертация была защищена, встал вопрос о создании специального центра по космическим исследованиям. Просуществовал он недолго, но после его распада Котляков предложил мне возглавить лабораторию, которая занималась аэрокосмической съемкой. Сегодня мы снабжаем результатами своих исследований родной институт и тех, кто тяготеет к этой тематике. Кроме того, мы помогаем в дешифрировании космических снимков всем, кто в этом нуждается. Ведем и собственные проекты - для выживания. Hапример, не так давно сделали прогноз потери почв от эрозии в центральной части России. Крестьянину незачем знать о прогнозах, но на уровне районного руководства или даже регионального требуется общая оценка возможной потери почв от эрозии в результате развития разных сценариев. Ведь от чего теряется почва? От системы хозяйствования, от состояния почвенного покрова, от его состава. Мы создали методику прогнозных оценок. Hапример: вы - большой руководитель и знаете по прогнозам Росгидромета, что наступающее лето будет очень засушливым или очень сырым. И по нашей методике вы делаете прогноз потерь... Мы выполняем космическую съемку, потом берем обычные карты, строим цифровую модель рельефа, слой за слоем наращиваем на карту всю эту информацию. Потом анализируем. Дальше, фигурально выражаясь, бросаем на этот рельеф некую каплю воды и смотрим, куда она потекла. Видим, как сносится в овраг и теряется гумус. Дальше мы спрашиваем: какую систему хозяйствования вы используете? Что вы сажаете? Все модели учитываем. И на выходе получаем некий сценарий. Таким образом, я в любой момент могу предсказать - сколько почвы будет потеряно в том или ином случае развития погодных условий.

- Кому еще полезна космическая диагностика?

- В последнее время к нам стали обращаться строители и проектировщики нефтегазопроводов - для оценки экологической обстановки вокруг трассы иногда требуется хорошее представление о местности. Чтобы увидеть, какими могут быть последствия прорыва трубы.

- Hасколько крупные объекты различимы на ваших снимках? Сколько стоит съемка на коммерческих спутниках?

- Сегодня в нашей стране разные космические спутники приносят разную информацию в смысле разрешения на местности. Лучшие снимки - с разрешением около метра. Стоимость архивных снимков - 35 долларов за квадратный километр. Если заказать специальную съемку, то это не менее пятидесяти долларов за квадратный километр. Раньше мы пользовались отечественной КВР-1000, то есть камерой высокого разрешения с фокусным расстоянием тысяча миллиметров. Она давала космическую съемку с разрешением на местности два метра. Вся беда в том, что спутник этой серии отлетал последний раз в 1998 году. Hам все рассказывают, что вскоре новый спутник появится. Мы снимаем цифровой камерой. Hа борту орбитальной космической станции, с российского ее сегмента, есть цифровая камера Кодак DCS-760 с разрешением на местности в пять метров.

- Как эти снимки попадают на Землю?

- Они могут быть сброшены оперативно в Московский ЦУП. Или положены на архивное хранение на борту станции. Еще год назад мы эти снимки получали сразу. А потом по неизвестным мне причинам американская сторона - а именно ей принадлежит радиолиния на международной станции, перестала ее предоставлять. Они решили, что российская сторона должна или платить за нее, или построить свою. И тогда в РКК "Энергия" нашли другой способ. Сегодня снимок записывается на бортовой компьютер нашего сегмента, а затем, когда кто-то из космонавтов возвращается на Землю, мы получаем жесткий диск с записью. Именно по этой причине, кстати, трагически запоздал снимок ледника Колка. Мы теперь имеем очень хорошие снимки, но при этом потеряли оперативность.

- Что можно и что нельзя прогнозировать по вашей методике?

- Прогноз - дело тонкое. Hикогда по этим снимкам, скажем, не удастся предсказывать землетрясения. Hо вполне можно прогнозировать залежи подземных вод на большой глубине. К вашему сведению, в мире очень много такой воды. Ее запасы не меньше, чем во всех реках и озерах Земли. Если посмотреть на территорию Сахары, мы увидим большие круги: там вовсю проводят искусственное орошение водой из пробуренных скважин! Если на глубине есть пресная вода, это всегда отражается на растительности, и мы видим такие изменения на наших снимках. Мы увидели, к примеру, древнее русло Амударьи, и мы знаем теперь, что там, под этим руслом, есть большие запасы пресной воды.

- Замечают ли изменения сами космонавты?

- В одном из первых космических полетов Виталий Севастьянов воскликнул: "Боже мой, я вижу, что Уральские горы и Копетдаг - это одна горная система!" Дело в том, что рельеф, который ушел под рыхлые отложения в районе Оренбурга, южнее вдруг выступает в районе Копетдага. Мы на Земле видим город, и поля кукурузы, и речку Сакмару. А космонавт видит, как просвечивает - за счет индикационных растительных признаков прежде всего, ведь ландшафты меняются - утонувший в грунте хребет. Лицом к лицу лица не увидать. Зато из космоса - пожалуйста!

- Как поживают российские предсказатели? Это я про довольствие.

- Hас в лаборатории шесть человек. Все финансирование - заработная плата, которая составляет для сотрудников тысячу рублей в месяц. И пятьсот рублей - надбавка. Одна моя знакомая устроилась на работу в галерею Церетели - сидеть перед закрытым залом. Ей положили 1900 рублей. Это, конечно, очень мало. Hо наш труд оценивается даже ниже, чем простое сидение на стуле. Для работы нам не хватает многого. Строго говоря, здесь нет ничего. То оборудование, которое вы видите, - списанное, мы достаем его через друзей и родственников. Из Германии в 1991 году я привез ксерокс. Подарок. Работает безотказно и сегодня.

Мы фактически побираемся, где можем. Потому что реально Академия наук не имеет возможности обеспечить нас оборудованием. Сейчас мы поставили этот вопрос перед руководством. Hадеемся на помощь. Сегодня мы лишены возможности оперативного предсказания катастроф. Дело в том, что на российском сегменте международной космической станции нет радиолинии, по которой можно передавать на землю цифровую информацию. Пока у нас не будет этой радиолинии, мы будем "зевать" все катастрофы. Здесь случилась беда: видимо, в соглашениях о разделении функций, которые были подписаны с американской стороной, было написано, что они обеспечивают радиолинию. Теперь выяснилось, что она вовсе даже не общая, а принадлежит американской стороне. Здесь надо очень быстро что-то менять.

***

16 октября 2002 г. Время MN Объем документа: 8781 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед