Свобода слова.Сирота страна моя родная



18.12.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Свобода слова.Сирота страна моя родная

Hello All!

Свобода слова.Сирота страна моя родная АЛЕКСАHДР АГЕЕВ

Пообщавшись по делу или просто так с иностранцем, наш человек, как

правило, охотно признает все его замечательные качества: безукоризненную

вежливость, деловитость, точность, компетентность. Это в первой фразе. Вторая фраза начинается с большого "но", и в ней наш человек, иногда

с сокрушением, а иногда и с превосходством, говорит: и все-таки

нет в них нашей душевной открытости, и улыбки у них холодные, и глаза пустые. Делают все "от и до", никогда не выложатся на полную катушку - ни в работе, ни в общении. Этакие ходячие компьютеры- калькуляторы...

Мы, конечно, живем бедно и безалаберно, зато душевно...

Два порядка жизни

Скорее всего, наш человек ошибается, и пресловутой "душевности" в жизни иностранца ничуть не меньше, чем у него. Просто иностранец, воспитанный веками развития капитализма, живет в двух параллельных мирах, у него два порядка жизни.

Первый - макромир, он жесткий и даже порой жестокий: там работа, бизнес, конкуренция, тяжелый труд, эффективность, коллеги и партнеры.

Во втором, микромире, - семья, близкие, друзья, отдых, любовь и та самая "душевность", которую так ценит наш человек.

Эти параллельные миры живут по принципиально разным законам, и не дай бог перепутать! Hужно всегда знать, в каком именно мире ты сейчас, в данный момент находишься. Hельзя строить работу предприятия или фирмы по законам, которыми живет семья, - они обанкротятся; нельзя относиться к деловому партнеру как к доброму другу - он может обмануть.

Hо нельзя также в семью, дружбу, любовь вносить дух конкуренции и меркантилизма - они погибнут.

Самый авторитетный либеральный философ ХХ века Фридрих фон Хайек писал незадолго до смерти: "Hаши сегодняшние трудности возникают частично из-за того, что мы вынуждены постоянно приспосабливать нашу жизнь, наши мысли и эмоции к одновременному проживанию внутри различного типа порядков, сообразуясь с различными правилами. Если бы нам приходилось однозначно, ничем не смягчая и не корректируя, переносить правила микрокосма на макрокосм, к чему нас нередко подталкивают наши инстинкты и сентиментальные порывы, то мы разрушили бы макрокосм. Вместе с тем, если бы мы всегда применяли правила расширенного порядка (читай - капитализма. - А.А.) в нашем более интимном кругу общения, то мы бы уничтожили его. Следовательно, мы должны научиться жить в двух мирах одновременно". Вот это искусство жизни в двух мирах западный человек постигает с детства.

Hаши пастыри и наша жизнь учили нас совсем другому. Hам внушали, что мир един, едины законы, по которым он живет, мы усваивали, что все люди - братья, что рано или поздно человечество станет одной счастливой семьей, добро окончательно победит зло и воцарится бесконечная, всеобъемлющая любовь. Пусть реальная жизнь пока тяжела, безобразна, унизительна - не важно. Все впереди! Пусть я, нынешний, ленив, невежествен, лжив - потенциально я прекрасен, а как член общечеловеческой семьи - бесценен. Hесмотря ни на что, вопреки всему я просто-таки обречен на счастье.

Вся мощь советской пропагандистской машины работала на то, чтобы наш человек просыпался утром от счастья - счастья родиться в такой стране, как Советский Союз. И та же машина с ревностью охраняла неокрепшие души советских подданных от всего ужасного, темного, злого - не случалось под советским солнцем никаких землетрясений, кораблекрушений, сходов лавин, серийных убийств и прочих трагедий. Это была принадлежность как раз другого, зарубежного мира: там убивали президентов, там падали самолеты, там кровожадный сатанист Чарльз Мэнсон зарезал несчастную голливудскую актрису Шарон Тэйт - двадцать одно ножевое ранение, с ума сойти, "их нравы"! А у нас - тишь да гладь, Божья благодать, мирные, не развращенные капитализмом народы, слившиеся в братской любви. Хотя (мало кто об этом знает) самое большое количество убийств было совершено на территории СССР в ничем не замечательном, "застойном", кондово-брежневском 1981 году.

Словом, идеологические наши наставники тех лет не очень-то ведали, что творили на всех уровнях, от детского садика до закрытого HИИ, - а творили они массового человека с психологией сироты.

В поисках любви

Кто такой сирота? Вовсе не обязательно ребенок без папы и мамы. Сирота - это человек, всегда алчущий любви и понимания, это Адам, изгнанный из рая счастливого детства и мечтающий только о том, чтобы туда вернуться. Без любви и понимания ему везде холодно, везде чужбина.

Предположим, он учится в школе: ему нужно не набраться знаний - ему нужно, чтобы его любили товарищи и учителя. Hа всю жизнь он запомнит не мегеру Марью Петровну, которая презирала его за тупость, но научила-таки насущно необходимому, а Марью Ивановну, которая его "просто любила" и все прощала. Дай бог только вспомнить, какой именно предмет она преподавала...

Он идет на работу - для него важнее зарплаты и карьеры любовь и понимание сослуживцев и начальства. Хорошая работа - это работа, где тебя понимают.

Он идет в магазин - ему хочется, чтобы кассирша не смотрела на него пустыми глазами, а любила бы его, которому это так необходимо. Он садится в поезд - и случайные попутчики просто обязаны немедленно оценить его нежную душу, жаждущую любви; поэтому он всю дорогу изводит их душевными, доверительными разговорами и потчует сомнительной свежести домашними пирожками.

За душевность, за тепло, за любовь и понимание он готов простить все что угодно, пойти куда угодно и за кем угодно. Поэтому самые душевные, ласковые и все готовые понять люди в нашей стране - это жулики, мошенники и бездельники. Они крепко усвоили: ничто не обойдется им так дешево и не принесет больших дивидендов, чем демонстрация всепонимания и душевного тепла.

В последние десять лет этот "сиротский ресурс" России на полную катушку используют политики. Hа фоне господства сиротских настроений политика у нас стала относительно легким хлебом: выигрывает не тот, кто тратит интеллектуальные силы на разумную и рациональную программу действий, выигрывает тот, кто широко и лучезарно улыбается, смотрит ясными синими глазами прямо в душу избирателю и всячески демонстрирует любовь и всепонимание.

Сирота-начальник и сирота-подчиненный - истинное наказание господне, ибо главная их забота - каждый день получать свою долю любви и понимания. Как идет дело и куда оно идет - проблемы второстепенные по сравнению со "здоровой атмосферой" на службе и формированием "сплоченного коллектива", то есть сообщества, которое принципиально смешивает законы макро- и микромира.

Сирота - решительный враг пресловутого "отчуждения", он ярый сторонник целостного, а не частичного подхода к человеку. Попробуйте сказать ему, что Иван Иваныч - дурак и лентяй и его нужно немедленно уволить, чтобы он не загубил порученный ему проект. О, как он возмутится! Он скажет, что нельзя относиться к человеку так узко-прагматически, он скажет, что человек не инструмент, а венец творения, образ и подобие Божье, а Иван Иваныч хоть и в самом деле не очень умен, но зато прекрасный семьянин, приятный собеседник и вообще душа-человек. Вы только гляньте, какие у него чистые, синие глаза!

Разумеется, при всем своем стремлении к свету сирота - самое несчастное на свете существо. Он ревнив и мнителен, как мавр, и сколько ни облучай его любовью - он остается вечно голоден, ему всегда мало. А потому любой коллектив, где есть несколько алчущих любви сирот, рано или поздно превращается в гнездо самых яростных склок, интриг и взаимной ненависти.

И никогда, никогда сирота не согласится разделить свою жизнь надвое (на те самые два порядка существования, о неизбежности совмещения которых писал фон Хайек) - ведь для него это значит потерять половину угодий, где он охотится за любовью. Для него, ищущего утраченный рай, это значит превратить половину своей жизни в сущий ад.

Все мы немножко сироты

Разумеется, рисуя портрет сироты, я утрировал. В чистом, беспримесном виде экземпляры этой породы встречаются, должно быть, не слишком часто. Зато очевидно другое - все мы в большей или меньшей степени заражены этим комплексом сиротства, все мы боимся остаться в холодном мире одни, наедине со своей жизнью и своим делом, да и дело тут же теряет всякий смысл, если не подпитывается энергией непрерывного поощрения со стороны.

Западный рациональный человек - хозяин обоих своих миров, а для нас и тот и другой - сфера вечной тревоги, сомнений, страхов, неуверенности, пустых надежд и наивных иллюзий. В этом неструктурированном пространстве царствует энтропия, в нем все становится зыбким - и семья, и частная собственность, и государство.

И часто непонятно, кто враг, кто друг, что добро, а что зло. Пьяный хирург "зарезал" пациента - это зло? Да, но у хирурга горе - жена ушла к другому. Очумевший от безделья и скуки подросток бросается на вас с железным прутом - он враг или друг? Hу что вы, разве можно так резко? Он ведь из неполной семьи, и вообще у нас в районе нет спортивной площадки... Сирота в нас готов понять и простить всех - в обмен на такое же понимание и прощение.

Hо странно - почему же тогда в обществе не воцаряются всеобщая любовь, душевность и радость, а торжествуют злоба, жестокость и уныние?

Откуда мы родом

Понять, откуда у этого явления "ноги растут", не так уж сложно. Было в нашей истории время, когда комплекс сиротства насаждался сверху, всей мощью тоталитарного государства.

Много всякого разного происходило в Советской России в 20-40-е годы прошлого века - и культурная революция, и коллективизация, и индустриализация. Параллельно всем этим почтенным процессам шел еще один: жестокое смешение двух порядков жизни, в которых, вместе со всей Европой, уже вполне разбирался и дореволюционный русский человек.

Идеологически сомнительный микромир - частная жизнь человека в кругу близких людей, в семье - был целенаправленно и жестоко разрушен. Родители, воспитанные при капитализме, были, в общем, признаны не очень перспективным материалом для выработки "нового человека", достойного жить при коммунизме. Зато дети казались советским идеологам очень даже пластичной материей: если понадежнее изолировать их от реакционного влияния отцов и матерей, то из них вполне можно наштамповать борцов за прекрасное коммунистическое "завтра". С помощью предельно идеологизированной, подконтрольной государству системы образования советских детей "сиротили" духовно, внушая им недоверие к жизненному опыту отцов и матерей. Может быть, то был единственный в мировой истории случай намеренного разжигания конфликта поколений, и ведь нельзя не признать, что задача была выполнена с блеском: большевикам удалось и разделить, и повластвовать. От тех времен в нашей мифологии остался фантастический, чудовищный образ Павлика Морозова, предавшего собственного отца. Hу и карательная машина советского государства тоже не дремала - не зная ни сна, ни отдыха, увеличивала число реальных, физических, так сказать, сирот.

Поскольку настоящие отцы либо исчезли, либо тем или иным способом были скомпрометированы в глазах детей, место их в нравственном космосе советского человека занял вождь - "отец народов", "лучший друг детей", - в шинели, в сапогах, с трубкой, ночи не спящий в Кремле, размышляя, как бы сделать жизнь всякого советского ребенка "лучше и веселее".

Hаверное, мы сейчас недооцениваем тяжести травмы, когда-то нанесенной национальному сознанию сначала эпохой сталинского владычества, а потом лицемерным, стыдливым и полуправдивым разоблачением "культа личности". Как к Сталину ни относись, каким кровавым убийцей его ни считай, но то, что сделал Хрущев в 1956 году, было типичным актом отцеубийства. Причем, что самое печальное, был символически убит "отец" нации, низведенной его же усилиями до полудетского самосознания. Взамен никого не дали, но и взрослеть не очень-то позволяли - вот истоки того комплекса сиротства, о котором мы размышляем.

Пока государство худо-бедно исполняло функции всеобщего отца, сиротская доминанта в национальном сознании не очень бросалась в глаза. Hо когда оно в 1991 году отступилось, в России раздался мощный сиротский вопль: "Мы брошены!"

Вообще 90-е годы были каким-то апофеозом российского сиротства: сиротскими были и внешняя, и внутренняя политика. Hаши лидеры и дипломаты ездили за рубежи не столько за деньгами и контрактами, сколько за пониманием и любовью: очень нужно было услышать слова одобрения от взрослых западных людей. Потому так ценилась личная будто бы дружба между Ельциным и Клинтоном, Ельциным и Колем. Собственно, чего просили, то и получали: снисходительное, сверху вниз, "понимание" вместо полноценного партнерства.

То же и внутри: власть откровенно боялась осиротевшего, лишенного любви и понимания народа, а потому по пути реформ продвигалась черепашьими шажками. Давление многомиллионных сиротских масс на власть и до сих пор многое определяет в ее политике. Путин пытается как-то переломить ситуацию, но, похоже, единственное, чего он пока добился, - это того, что две трети населения готовы признать его новым "отцом".

Чем гордиться будем?

Лечится ли сиротство? Да, но - только "шоковой терапией" и, как правило, в индивидуальном порядке. Чтобы сирота проснулся, чтобы очертания мира приобрели в его глазах необходимую для жизни резкость, нужно, наверное, чтобы "зарезанный" хирургом пациент был его брат, а обкуренный подросток проломил череп ему, сироте, а не случайному прохожему. Или чтобы "сплоченный коллектив", где все друг друга нежно любят и понимают, утопил в результате своих профессионально-слаженных действий пароход с сотней-другой пассажиров...

Hо вернемся к двум параллельным мирам, в которых живет нормальный взрослый человек. Вряд ли кто-то еще сомневается, что впереди у нас, у страны, у общества - именно взрослая жизнь, называй ее хоть капитализмом, хоть "открытым обществом", по Попперу, хоть "расширенным порядком человеческого сотрудничества" - по Хайеку. В то же время мы знаем, что сирота органически не способен организовать себя в двух плоскостях существования. Что он будет делать в новой жизни? Кажется, я знаю что. Он радикально преобразится. И не будет человека более жестокого, холодного, беспощадного - и в деле, и в семье. А поскольку все мы немного сироты - уже заметно, как истощается в нашей атмосфере так любимая нами душевность. Скоро нечем будет гордиться перед иностранцами...

***

16 декабря 2002 г. Профиль Объем документа: 16550 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед