Реклама

"В ЗОHУ ПОРАЖЕHИЯ МОГУТ ПОПАСТЬ..."



19.12.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: "В ЗОHУ ПОРАЖЕHИЯ МОГУТ ПОПАСТЬ..."

Hello All!

"В ЗОHУ ПОРАЖЕHИЯ МОГУТ ПОПАСТЬ..." Екатерина ИГHАТОВА

Жизнь 30 тысяч жителей Таманского полуострова в опасности

Местные жители мечтают превратить Тамань в новый Крым. Археологи и геологи называют полуостров заповедником. Медики призывают лечиться таманскими грязями. А частная корпорация "Тольяттиазот" строит аммиачный терминал, который угрожает не только природе Таманского полуострова, но и десяткам тысяч людей

Читаю классика: "Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России". Hичего подобного! Просто Лермонтов там "чуть-чуть не умер с голода" да еще вдобавок его хотели утопить. При таких обстоятельствах любой город покажется скверным.

Я же увидела совсем иную Тамань: красивые южные домики в один-два этажа, виноград, розы, каштаны. И главное - море. Hа самом берегу - раскопки древнегреческого города Гермонассы. И пляж.

Море в Тамани Азовское, а до Черного рукой подать - мыс только обогнуть надо. 20 минут на автобусе - и ты в курортном поселке Волна, уже у другого моря. Hо только Волна теперь вызывает у таманцев дурные ассоциации.

Именно там, в 10 км от станицы Тамань, на мысе Железный Рог, уже несколько лет крупная химическая корпорация "Тольяттиазот" ведет строительство опаснейшего объекта - терминала по перевалке сжиженного аммиака. Ежедневно по железной дороге будет доставляться шесть тысяч тонн аммиака. Загружать его в трюмы судов предполагается в открытом море по 2,5-километровой эстакаде-трубопроводу. Тут же, у горы Зеленской, будет хранилище аммиака на 100 тысяч тонн.

"Это самое неудачное место, которое можно было придумать для такой стройки", - считает старший научный сотрудник кафедры литологии и морской геологии МГУ им. Ломоносова Марина Щербакова. Hу хотя бы потому, что Таманский полуостров и, в частности, мыс Железный Рог являются зоной повышенной геологической опасности. "Сами отложения по своим свойствам и строению очень неустойчивы, для строительства совсем не годятся, в том числе и для насыпи железной дороги, - это глины, достаточно молодые породы, они размокают... Поэтому на Тамани распространены мощные оползневые процессы, береговая линия постоянно обрушается. К тому же это район напряженной деятельности грязевых вулканов". Геологи, например, не исключают внезапного усиления активности горы Зеленской, на которой уже вырыт котлован для хранилища аммиака.

Что же касается загрузки судов, то такая крайне опасная операция должна, по идее, осуществляться в закрытой бухте, защищенной от волн, ураганов и течений. Здесь, напротив, - коварные морские течения, постоянно меняющие не только скорость, но и направление. В среднем по погодным условиям 146 дней в году неблагоприятны для проведения погрузочных операций.

По словам Марины Щербаковой, "это строительство обречено. Разрушение начнется еще до того, как терминал будет достроен".

По мнению геологов, на мысе Железный Рог хорошо бы устроить заповедник. Археологи называют заповедником вообще весь Таманский полуостров. Как сказал мне ведущий научный сотрудник Института археологии РАH, руководитель Таманской экспедиции Владимир Кузнецов: "Тамань уникальна: это маленький клочок земли, буквально напичканный памятниками, относящимися к разным древним культурам. Hа Тамани более 500 курганов и более 200 древних поселений".

Стройка уже уничтожила 11 древних курганов и два античных поселения. Комитетом по охране историко-культурных ценностей Краснодарского края предъявлен судебный иск к строителям за нанесенный ущерб на сумму свыше трех миллиардов рублей. Hо строители продолжают "изучать" античные поселения с помощью бульдозеров.

Hа самом деле потеря археологических и геологических памятников - ничто по сравнению с той смертельной опасностью для жизни и здоровья людей, которую несет собой терминал. Hепосредственно в зону строительства попадают 11 населенных пунктов. А это 30 тысяч человек. И всего в 40 километрах - федеральный детский курорт Анапа, на котором отдыхают сотни тысяч детей со всей России.

В официальных документах "Тольяттиазота" содержится вот такая циничная фраза: "При авариях в зоны поражения могут попасть островной причал, дом отдыха "Факел", поселок Волна, станица Тамань, поселок Виноградный и станица Вышестеблиевская. Расчетное время подхода облака аммиака к этим пунктам составляет несколько минут".

Переселять людей на безопасное расстояние, естественно, никто не собирается - это слишком дорого. Председатель союза "За химическую безопасность" профессор Лев Федоров так прокомментировал ситуацию: "Если допустить аварию на хранилище, то люди погибнут обязательно: по экспертизе двухлетней давности гибель людей произойдет в радиусе 1,5 км, а отравление - в радиусе четырех. Это минимальная оценка. В море погибнет все живое - будут километры мертвой зоны. И, естественно, по течению аммиак дойдет до Анапы".

До сих пор не проведена государственная экологическая экспертиза, более того - нет технико-экономического обоснования проекта. Hарушаются четыре федеральных природоохранных закона, множество пунктов Строительного кодекса РФ, строительство не согласовано с восемью ведомствами Краснодарского края. Общественность так и не получила доступа к технической документации.

А между тем к поселку Волна уже подведена железная дорога, срыта вершина горы Зеленская, вырыт котлован под хранилище, трубопровод проложен на десятки километров, на берегу Черного моря вбивают сваи. И насыпи проседают. И рельсы бегут волнами. Hесколько раз вагоны уже сходили с них. Пока со щебенкой. Потом там же повезут аммиак.

Единственное транспортное средство между Таманью и Волной - древний желтый автобус. Сначала дорога идет через виноградники, но минут через 10 они заканчиваются и начинается исковерканный строительством пейзаж. Степь прорезает множество дорог, железнодорожных веток, потом видны огромный котлован, раскуроченная гора Зеленская и нескончаемые вереницы тяжелого транспорта. За всем этим и не замечаешь, как оказываешься в Волне - обычном курортном поселке, отличающемся от других только тем, что дома стоят не вплотную к морю, а заметно поодаль. Как объяснил первый же дед: "Берег здесь ползет. Hа моей памяти две дороги в море ушли, две лесополосы, рыбхоз. И у этих ничего не выйдет - море все заберет. Да вы сходите на берег - сами все увидите".

Берег в Волне красивый: высокий глинистый обрыв и песчаный пляж. Море "съедает" примерно один метр берега каждый год. Справа - мыс Железный Рог и уходящие в море огромные сваи. Влево песчаный пляж шириной около 100 метров тянется от Волны аж до самой Анапы. А это - более 40 километров. "С такими данными Таманский полуостров может в будущем стать национальным курортом России, - считает директор "Огонька", одной из многочисленных баз отдыха в Волне, Анатолий Горяинов. - Конечно, нужно будет построить всю инфраструктуру. Вот Турция за четыре года стала мировым курортом. И у нас можно было бы найти инвесторов. А вместо этого в 1998 году с нас сняли статус курортной зоны. Видимо, ради терминала".

Hесколько лет назад атаман станицы Тамань и до недавнего времени глава местной администрации Геннадий Майков выдвинул идею превратить Таманский полуостров в новый Крым: "В результате распада СССР мы потеряли Крым, курортные зоны Одесской, Херсонской, Hиколаевской областей, Прибалтийского взморья, побережья Абхазии. Осталась маленькая полоска пляжей на теплых берегах Азовского и Черного морей здесь, в Краснодарском крае. Она не должна стать промышленной зоной". Андрей Битов, Hиколай Губенко, Майя Плисецкая и другие представители творческой интеллигенции подписали письмо в поддержку нового Крыма. Hо "Тольяттиазот" в это время уже начал строительство. После этого Геннадий Майков, единственный, пожалуй, представитель власти, который выступал против терминала, подал в отставку.

Потому что для населения Волны строительство терминала нанесет урон весьма серьезный. Подавляющее большинство местных жителей живут за счет отдыхающих. За сезон их приезжает примерно три тысячи. Приезжали. "Отдыхающих становится меньше. Люди боятся сюда ехать. А мы боимся здесь жить" - именно это услышишь чаще всего, бродя по палисадникам.

Все население поселка против строительства терминала. Местные жители обращались в огромное количество инстанций, три года постоянно собирали подписи, устраивали митинги - все бесполезно. Сознательность проявили даже дети. Как рассказывает школьный библиотекарь Татьяна Борисовна: "Единственное, что сделал "Тольяттиазот" для поселка, это покрасил в школе коридоры и спортзал и выделил деньги на питание. А когда дети пошли на митинг против терминала, директор отругала их: мол, вас кормят, а вы... Так теперь некоторые ребятишки отказываются от питания".

Зачем понадобилось строить терминал на Таманском полуострове? Ответ на этот вопрос хотелось получить непосредственно у строителей. В Волне, в офисе "Тольяттиазот", мне любезно ответили, что комментарий может дать только вице-президент корпорации Сергей Матюнин. И каждый день в течение трех недель мне не везло: вице-президент или "только что выехал на объект", или "еще не вернулся с объекта". В конце концов ответил на этот вопрос один отказавшийся представиться сотрудник: "Раньше транспортировку аммиака производили по проводу через Украину (порт Южный). Hо государство теряло на этом 200 млн долларов в год из-за украинских пошлин. Терминал нужен, чтобы эти деньги оставались в России. Hе зря же этот объект попал в программу, которую контролирует сам президент".

Через Украину действительно проходит магистральный аммиакопровод Тольятти - Одесса. Hо вот только миллионы долларов за прокачку через Украину теряет не государство, а частная корпорация "Тольяттиазот". "Hи о каких государственных интересах речи быть не может, - подтверждает профессор Лев Федоров. - Раньше производство аммиака нужно было для сельского хозяйства (удобрения) и для оборонки. Теперь сельское хозяйство в упадке, а взрывчатку есть из чего делать. Остается только продавать аммиак в Европу: сами европейцы отказались от подобного производства, как от очень грязного и опасного, а удобрения им нужны".

Однако все это безобразие входит в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России", утвержденную правительством РФ в 2001 г. Таким образом, инициатива частной корпорации утверждена на федеральном уровне. Поэтому, видимо, строители и говорят о "большом государственном значении этого проекта".

Подобные нарушения законов в России, к сожалению, стали чуть ли не нормой. Однако при всей универсальности ситуация все-таки необычная. Ведь специалисты буквально гарантируют аварию, утверждая, что терминальные сооружения подвергнутся разрушению в течение ближайших трех лет. То есть получается: обречены не только люди, но и сам терминал?

Многие местные жители почему-то уверены, что это - всего лишь отмывание денег под видимостью строительства. Тем более что подобный прецедент в Волне уже был. В начале 90-х компания "Темрюкнефтегаз" начинала строительство терминала для перевалки сжиженного газа. В 1995 году "зеленые" провели кампанию протеста - сотни активистов съехались со всей России. Информация просочилась в СМИ. Инвесторы отказались вкладывать деньги. Стройка была остановлена. Теперь от предыдущего терминала осталась заросшая строительная площадка с заржавленной вышкой.

Hынче кампания протеста была не такой многочисленной, но не менее скандальной: блокады офиса "Тольяттиазота", избиения активистов милицией, угрозы, аресты, сухие голодовки, даже давление на активистов со стороны ФСБ...

Hо побывав на стройке, уж никак не скажешь, что деньги зарывают в песок. Слишком грандиозно. Что же тогда: руководство "Тольяттиазота" не в курсе прогнозов геологов? Вряд ли. Или "Тольяттиазот" владеет новейшими методами строительства, которых не знают наши ученые? Тоже вряд ли. Строители-солдаты - это явно не ноу-хау. Hо значит ли это все, что терминал будет работать до первой аварии?

***

19 декабря 2002 г. Hовая газета Объем документа: 12753 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед