Чиновники пилят баб ки, а бабки пилят дрова



20.01.2003
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Чиновники пилят баб ки, а бабки пилят дрова

------------------------------------------------ Русский Журнал. Политика Все дискуссии "Политики" ------------------------------------------------

Чиновники пилят бабки, а бабки пилят дрова - чтобы не замерзнуть

Вчера депутаты решили вызвать "на ковер" Касьянова, Христенко, Кошмана и Чубайса, которым предстояло ответить перед народными избранниками за русские морозы. Точнее, за всех тех, кто умер от обморожения в последние дни. Разумеется, это - лишь "алармистский" повод. Основная тема разговора - ЖКХ: кто виноват, что делать и куда уходят деньги? Последний вопрос поставил Г.Селезнев.

Сегодня "правительственный час" по теме ЖКХ был отменен: Касьянов решил спрятаться за спину Христенко, поручив тому выступить с докладом вместо себя. Hо депутаты не позволили Касьянову увильнуть от ответственности: премьеру предстоит отчитаться перед депутатами 12 февраля.

Пока же на вопрос Селезнева отвечают Вячеслав Глазычев, президент Межрегионального общественного фонда "Институт города", и Владимир Самошин, заместитель генерального директора ЗАО "Промышленность, финансы и торговля", бывший начальник Управления по эксплуатации жилых зданий г. Москвы.

Вячеслав Глазычев:

Большая часть населения и так выплачивает сумму коммунальных платежей, приближенную к 100% (70-80%). В любом случае проблема реформирования ЖКХ и проблема неплатежей не могут быть решены централизованным путем. В правительстве люди, которые занимаются проблемами ЖКХ, этого пока не понимают. Единственное, что может сдвинуть проблему с мертвой точки, - пересмотр налогового законодательства. Hеобходимо пересмотреть ряд статей таким образом, чтобы деньги, которые сегодня оседают в бюджетах регионов, шли в бюджеты муниципий. Речь не идет о поддержке того уровня разгильдяйства, достойного уголовного расследования, которое мы наблюдаем в ряде городов Северо-запада России.

Сегодня ответственность на местах за обеспечение ЖКХ фактически размыта, поскольку у муниципий денег нет. Разговоры же о формировании конкурентоспособной среды в сфере ЖКХ я считаю просто безнравственными. Кроме катастрофы это ничего не принесет. К тому же сегодня те деньги, которые выделяются на развитие ЖКХ, просто не доходят до мест их назначения. В стране работает многоступенчатая система, которая не заинтересована в том, чтобы конкретный адресат получил деньги по ЖКХ: деньги банально "пилятся" между высшими чиновниками и чиновниками из регионов. Муниципиями они бы также "пилились", но оставался бы значительный задел для развития, который можно было бы контролировать. Фактически сейчас в городах есть смета, но нет бюджета. Эта смета утверждается районом, чья смета, в свою очередь, утверждается регионом. Про сельсоветы я вообще не говорю - у них нет ни копейки. Между тем на сегодняшний день компьютерная система индивидуального получения средств вполне может обеспечить четкую и контролируемую цепочку, в которой бы функционировало ЖКХ.

В то же время сегодня есть муниципальные образования, в которых нет разгильдяйства в системе ЖКХ (например, город Охвистнево Самарской области). Люди там создали прозрачный городской бюджет, там успешно работает координационный отдел по градоустройству, где все проблемы решаются на должном уровне.

Ситуации, связанные с акциями недовольства населения неудовлетворительным состоянием ЖКХ, в принципе чреваты для власти еще одним сегментом протестного электората. Hо на самом деле ситуация чуть проще, поскольку у народа, как обычно, короткая память. Люди летом склоны забывать про зимние неудобства, связанные с коммунальщиками. Поэтому здесь ситуация очень сильно зависит от времени года, когда проводятся выборы.

Владимир Самошин:

Упор нынешней концепции реформы ЖКХ на развитие кондоминимумов, товариществ собственников жилья, означает погибель всех разумных подходов к обеспечению реальной экономической свободы сферы ЖКХ. Рост тарифов на коммунальные платежи на сегодняшний день обеспечивает лишь процветание монополистов и способствует полному отсутствию контроля в этом вопросе. Сегодня таким организациям, как Мосэнерго, Мосводоканал и другим, фактически списывают издержки от организации обеспечения населения коммунальными услугами. Эти издержки ложатся на возросшие тарифы, которые в настоящий момент покрывают до 40% элементарной халатности. Между тем говорить о росте тарифов можно лишь тогда, когда появятся в каждом доме приборы учета воды, газа и т.д. Практика показывает, что расход воды, например, снизится с 370 л. в сутки до 80-220.

Если говорить о неплатежах, то они были всегда, и в 70-е годы, и в 90-е. Правда, в советское время выселять и вообще применять какие-либо материальные санкции к нарушителям было нельзя, к ним пытались применить меры внушения по уплате хотя бы мизерной части коммунальных платежей (хотя она составляла в те времена смешную сумму размером 6 копеек на кв. м.). Hо практика современной борьбы с неплательщиками и выселения приведут рано или поздно к массовому социальному взрыву. Уже сегодня видны ростки "тихого бунта" при попытках неплатежей, когда люди без возможности устроится на достойную работу при полном равнодушии государства стараются саботировать коммунальные палтежи. Попытка свести реформу к уплате 100% коммунальных платежей губит и фонд ЖКХ, и возможность разумных подходов к решению этой проблемы. Виноваты в этом все звенья исполнительной цепи, от чиновников государственного уровня, не заинтересованных в развитии сферы, до РЭУ, молчаливо исполняющих волю местных администраторов.

Hам нужен очень осторожный подход к проблеме ЖКХ. Эта область очень консервативная, функционирующая по остаточному принципу финансирования. При этом в государственных отчетах проходят огромные суммы, якобы выделяемые на ЖКХ по всей России. До реальной сферы не доходит практически ничего - все оседает в чьих-то карманах. Посмотрите - вместо того чтобы покончить с огромным промежуточным бюрократическим аппаратом, сегодня сформировалась целая армия чиновников, которые занимаются только тем, что пересчитывают размер дотаций, которые можно выделить тому или иному старичку. Вместо этого следует сформировать принцип оплаты услуг ЖКХ по форме стандартного договора между прямым поставщиком коммунальной услуги и тем, кто непосредственно ее получает.

-- С уважением, Шереметинский Олег Пнд Янв 20 20:30:38 MSK 2003 E-mail: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга)

--- Sylpheed version 0.8.8claws (GTK+ 1.2.10; i686-pc-linux-gnu) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)

назадУказатель рубрикивперед