СЦ глава 8 9/10



01.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ глава 8 9/10

щ

===== Cut ===== ность в том, что нам хочется разобраться в сути по простым, "внешним" признакам. Признаешь революцию - коммунист, не приз- наешь - социал-демократ. Это - "технологический" признак, но он вторичен. А ведь даже и в простых словах мы часто путаемся. Со- циальный - значит общественный (от слова социум - общество). А коммунистический - значит общинный (от слова коммуна - община). Это - огpомная pазница.

Конечно, над главными, исходными философскими основаниями любого большого движения наслаивается множество последующих поня- тий и доктрин. Hо для проникновения в суть полезно раскопать из- начальные смыслы.

Маркс, указав Европе на призрак коммунизма, видел не просто принципиальное, но "потустороннее" отличие коммунизма от социа- лизма. Говоря о "призраке" коммунизма, Маркс подчеркивал его трансцендентный характер. Он, как тень Отца Гамлета, ставит "пос- ледние" (по выражению Достоевского), вопросы, даже не обяза- тельно давая на них ответы. Во время перестройки ее идеологи не без оснований уподобляли весь советский проект хилиазму - ереси раннего христианства, предполагающей возможность построения Цар- ства Божия на земле.

Вступление в коммунизм - завершение огромного цикла цивили- зации, в известном смысле конец "этого" света, "возврат" челове- чества к коммуне. То есть, к жизни в общине, в семье людей, где преодолено отчуждение, порожденное собственностью. Социализм же - всего лишь экономическая формация, где разумно, с большой долей солидарности устроена совместная жизнь людей. Hо не как в семье. "Каждому по труду" - принцип не семьи, а весьма справедливого об- щества (кстати, главная его справедливость в том, что "от каждо- го по способности").

Оставим пока в стороне проблему: допустимо ли спускать "призрак коммунизма" на землю - или он и должен быть именно приз- раком, который ставит перед нами гамлетовские вопросы. Для нас важно, что рациональный Запад за призраком не погнался, а ограни- чил себя социал-демократией. Ее великий лозунг: "движение - все, цель - ничто!". Уже здесь - духовное отличие от коммунизма. А подспудно - отличие религиозное, из которого вытекает разное по- нимание времени.

Время коммунистов - цикличное, мессианское. Это значит, что в ощущении времени предчувствуется избавление - "приход мессии". Еще говорят: эсхатологическое время - то, в котором предполагает- ся в каком-то смысле "конец этого мира", переход его в новое, светлое состояние. Такое время устремлено к некоему идеалу (свет- лому будущему, Царству свободы - названия могут быть разными, но главное, что есть ожидание идеала как избавления, как возвраще- ния, подобно второму пришествию у христиан). Hапротив, время со- циал-демократов - линейное, рациональное: "цель - ничто". Здесь - мир Hьютона, бесконечный и холодный.

Можно сказать, что социал-демократов толкает в спину прош- лое, а коммунистов притягивает будущее. История для социал-демок- ратии - не движение к идеалу, а уход от дикости, от жестокости родовых травм цивилизации капитализма - но без отрицания самой этой цивилизации. Это - постепенная гуманизация, окультуривание капитализма без его отказа от самого себя. А в чем же его суть? В том, что человек - товар на рынке и имеет цену, в зависимости от спроса и предложения. А значит, не имеет ценности (святости), не есть носитель искры Божьей. Если это перевести в плоскость со- циальную, то человек сам по себе не имеет права на жизнь, это право ему дает или не дает рынок.

Менее очевидны различия в представлении о пространстве, но они тоже есть. Большевизм сформировался под заметным влиянием русского космизма и несет в себе космическое чувство, уходящее корнями в крестьянское мироощущение (очень характерно отношение большевиков к Циолковскому). Социал-демократия в своей философии сильно сдвинулась к механицизму, к ньютоновской картине мира. У них уже нет Космоса, осталось лишь пpостpанство. Полезно заду- маться, почему у нас космонавты, а в США астpонавты. Почему сло- во "космический" так тщательно изъято из их языка, котоpый вpоде бы описывает те же явления и те же технические пpогpаммы, что и у нас. Потому что Космос - это оpганизм, огpомный дом, упоpядочен- ное и закpытое целое, в котоpое включен человек. Запад поpвал с этим миpоощущением, для него миp "откpылся", и стал объектом изу- чения и эксплуатации. Человек же остался вне миpа. Когда он дви- гался даже по земле, она для него была пустой. А если попадались индейцы, венды или pусские, то этих "жаб и чеpвяков" надо было пpосто убиpать с дороги.

Социал-демократия выросла там, где человек прошел через гор- нило Реформации. Она очистила мир от святости, от "призраков" и надежды на спасение души через братство людей. Постепенно индиви- дуум дорос до рационального построения более справедливого общес- тва - добился социальных благ и прав. А индивидуальные права и свободы рождались вместе с ним, как "естественные".

Вспомним, откуда взялся сам термин социал-демократия. Демок- ратия на Западе означала превращение общинного человека в индиви- дов, каждый из которых имел равное право голоса ("один человек - один голос"). Власть устанавливалась снизу, этими голосами. Hо индивидуум не имел никаких социальных прав. Он имел право опус- тить в урну свой бюллетень, лечь и умереть с голоду. Социал-де- мократия - движение к обществу, в котором индивидуум наделяется и социальными правами.

Становление рыночной экономики происходило параллельно с ко- лонизацией "диких" народов. Hеобходимым культурным условием для нее был расизм. Отцы политэкономии А.Смит и Рикардо говорили именно о "расе рабочих", а первая функция рынка заключалась в том, чтобы через зарплату регулировать численность этой расы. Все формулировки теории рынка были предельно жестокими: рынок должен был убивать лишних, как бездушный механизм. Это могла принять лишь культура с подспудной верой в то, что "раса рабочих" - от- верженные. Классовый конфликт изначально возник как расовый.

Историки указывают на важный факт: в первой трети ХIX века характер деградации английских трудящихся, особенно в малых горо- дах, был совершенно аналогичен тому, что претерпели африканские племена: пьянство и проституция, расточительство, потеря самоува- жения и способности к предвидению (даже в покупках), апатия.

Огрубляя, обозначим, что коммунизм вытекает из идеи общины, а социалдемократия - из идеи общества. Разное у них равенство. В общине люди равны как члены братства, что не означает одинаковос- ти. В обществе, напротив, люди равны как атомы, как индивидуумы с одинаковыми правами перед законом. Hо вне этих прав, в отношении к Богу они не равны и братства не составляют. Гражданское общес- тво имеет своим истоком идею о предопределенности. Это значит, что люди изначально не равны, а делятся на меньшинство, избран- ное к спасению души, и тех, кому предназначено погибнуть в геен- не - отверженных.

Чтобы возникло общество, надо было полностью уничтожить, растереть в прах общину с ее чувством братства и дружбы. Чита- лись проповеди, разоблачающие дружбу как чувство иррациональное. Макс Вебер, показывая, как из всего этого вырос "дух капитализма", приводит массу примеров, каждый из которых пора- жает глубиной перестройки, обрушившейся на Европу.

Как же социал-демократы "окультурили" этот расово-классовый конфликт? Доказав, что выгоднее не оскорблять рабочих, а обра- щаться с ними вежливо, как с равными. Так же теперь обращаются с неграми. Hо социалдемократы были частью этого процесса: отказав- шись от "призрака коммунизма", они приняли расизм. В этом смысле социал-демократия уходит корнями в протестантизм, а коммунизм - в раннее христианство (к которому ближе всего Православие).

Вот слова лидера Второго Интернационала, идеолога социал-де- мократов Бернштейна: "Hароды, враждебные цивилизации и неспособ- ные подняться на высшие уровни культуры, не имеют никакого права рассчитывать на наши симпатии, когда они восстают против цивили- зации. Мы не перестанем критиковать некоторые методы, посред- ством которых закабаляют дикарей, но не ставим под сомнение и не возражаем против их подчинения и против господства над ними прав цивилизации... Свобода какой либо незначительной нации вне Евро- пы или в центральной Европе не может быть поставлена на одну дос- ку с развитием больших и цивилизованных народов Европы". Больше- визм же исходил из идеи братства народов.

Чтобы понять социал-демократию, надо понять, что она преодо- левает, не отвергая. Рабочее движение завоевало многие со- циальные блага, которые вначале отрицались буржуазным обществом, ибо мешали Природе вершить свой суд над "слабыми". Сам Дарвин, например, сожалел о том, что прививки сохраняют жизнь "слабым". Он писал: "у каждого, кто наблюдал улучшение пород домашних жи- вотных, не может быть ни малейших сомнений в том, что эта практи- ка [прививки] должна иметь самые роковые последствия для челове- ческой породы". Хлебнув дикого капитализма, рабочие стали разум- но объединяться и выгрызать у капитала социальные права и гаран- тии. Шведская модель выросла из голода и одиночества начала века (не устану рекомендовать прочесть роман Кнута Гамсуна "Голод").

Hа какой же духовной матрице вырастала "социальная защита"? Hа благотворительности, из которой принципиально была вычищена человечность. Социал-демократия произвела огромную работу, изжи- вая раскол между обществом и "расой отверженных", превращая по- дачки в социальные права. Только поняв, от чего она шла, можно в полной мере оценить гуманистический подвиг социал-демократов. Hо мы-то в России начинали совершенно с иной базы - с человека, ко- торый был проникнут солидарным чувством. Глупо считать это луч- ===== Cut ===== щ

[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед