01.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ глава 8 10/10
щ
===== Cut ===== шим или худшим по отношению к Западу - это иное. Hе может уже Россия пройти путь Запада, что же тут поделать! Hе было у нас рабства, да и феодализм захватил небольшую часть России и очень недолгое время. А капитализм вообще быстро сник. Русский комму- низм исходит из совершенно другого представления о человеке, поэ- тому между ним и западной социал-демократией - не тротуар и даже не мостик, а духовная пропасть. Hо именно духовная, а не полити- ческая.
В то самое время, когда установку социал-демократов формули- ровал Бернштейн, установка русских большевиков по тому же вопро- су была совершенно иной. В политическом ли интересе дело? Hет, в разных культурных (а под ними - религиозных) основаниях со- циал-демократии и большевизма. Россия не имела колоний, в России не было "расы" рабочих, в русской культуре не было места Мальту- су - иным был и смысл коммунистов (большевиков).
Общинное сознание не перенесло капитализма и после Февраля 1917 г. и гражданской войны рвануло назад (или слишком вперед) - к коммунизму. Индивида так и не получилось из советского челове- ка. Здесь ребенок рождается именно с коллективными правами как член общины, а вот личные права и свободы надо требовать и завое- вывать.
Именно глубинные представления о человеке, а не социальная теория, породили нашу революцию и предопределили ее характер. Ле- нин, когда решил сменить название партии с РСДРП на РКП(б), ду- маю, понял, что революция занесла не туда, куда он предполагал - она не то чтобы "проскочила" социалдемократию, она пошла по свое- му, иному пути.
В этом и есть суть развода коммунистов с социал-демократами: мы в России сочли, что можем не проходить через страдания капита- лизма, а проскочить сразу в пост-рыночную жизнь. Идея народников (пусть обновленная) победила в большевизме, как ни старался пона- чалу Ленин следовать за Марксом. И мы убедились, что это было возможно. Hо сейчас нас пытаются "вернуть" на место.
C 60-х годов, в условиях спокойной и все более зажиточной жизни, в умах заметной части горожан начался отход от жесткой идеи коммунизма в сторону социал-демократии. Это явно наблюда- лось в среде интеллигенции и управленцев, понемногу захватывая и квалифицированных рабочих. Для перерождения были объективные при- чины. Главная - глубокая модернизация России, переход к городско- му образу жизни и быта, к новым способам общения, европейское об- разование, раскрытие Западу. Общинная, советская Россия могла бы это пережить, переболеть. Hе вышло - ее попытались убить, но только искалечили.
Идеологическая машина КПСС не позволила людям увидеть этот сдвиг и поразмыслить, к чему он ведет. Беда в том, что левая ин- теллигенция, вскормленная рационализмом и гуманизмом Просвещения, равнодушна к фундаментальным, "последним" вопросам. А обществове- ды не могли нам внятно объяснить, в чем суть отказа от коммуниз- ма и отхода к социалдемократии, который мечтал осуществить Горба- чев.
Что же позволило социал-демократам "очеловечить" капитализм, не порывая с ним? Есть ли это условие в России сегодня - ведь от этого зависит шанс нашей социал-демократии на большой успех. Это условие дал западным социал-демократам изначальный расизм капита- лизма, вытекающий из деления рода человеческого на избранных и отверженных. Он позволил не просто изъять невероятные средства из колоний, но и обеспечить механизм постоянной подпитки "граждан- ского общества" ресурсами почти всего мира. Этот же расизм позво- лил долго подвергать и рабочих своей нации страшной, именно нече- ловеческой эксплуатации, чтобы через двести лет, "прокрутив" наг- рабленное, выделить часть на социальные нужды.
Мы не понимали фундаментальных оснований советского строя ("не знали общества, в котором живем"). Внешне блага социал-де- мократии, например, бесплатная медицина в Швеции, кажутся просто улучшенными советскими благами. А ведь суть-то их совершенно раз- ная.
Сегодня практически все стало ясно, что частью Запада Рос- сия не станет, ее туда не пустят, да и мирового пирога на всех не хватает. Hо надо же подойти к делу и с дpугой стоpоны: хоpошо ли было бы нам стать сейчас частью Запада, освоить его ценности? Де- мокpаты говоpят, что очень даже хоpошо, но по всей их пpессе и даже по тону, котоpым это говоpят, я вижу, что они и сами не увеpены. Они чувствуют, что не знают пpедмета, и весь их pадуж- ный облик Запада основан исключительно на веpе и мечте - и на от- вpащении к тpадиционному обществу России. Как же можно звать по- веpивших тебе людей куда-то, о чем сам хоpошенько не знаешь? "Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму".
{1} Л.Люкс. О возникновении русофобии на Западе. ПОЛИС, 1993, ь 1, с. 173-178.
{2} В.Шубарт. Европа и душа Востока. - "Общественные науки и сов- ременность", 1992, ь 6; 1993, ь 1.
{3} Тут была совершена большая ошибка, которая, впрочем, уже ни- кого не волнует. До появление европейцев индейцы не были крово- жадными, не воевали друг с другом и никаких скальпов не снимали. "Естественный" человек, о котором писал Гоббс, возник именно под разрушительным воздействием "цивилизованного" человека - европей- цы, очищая территорию, стравливали племена индейцев, продавая им ружье за 18 скальпов.
{4} Л.Баткин. Возобновление истории. - Иного не дано. М., 1988.
{5} Краткий обзор главных идей евроцентризма в связи с нашими со- бытиями дан в моей книге "Евроцентризм как скрытая идеология пе- рестройки". М.: Слово, 1995.
{6} Sahlins M. Uso y abuso de la biologia. Madrid: Siglo XXI Ed., 1990. С. 131.
{7} Hе все протестанты принимают этот принцип. Hапример, секта квакеров (трясунов), категорически не признает тезиса о предопре- деленности. Квакеры называют учение Кальвина "ужасной и кощун- ственной теорией". Hо в становлении западного общества главную роль сыграли кальвинисты, наиболее радикальные сторонники идеи предопределенности.
{8} Очень важно было бы прочесть фундаментальный труд М.Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" (М., 1990). Помимо того, что она объясняет главные моменты нашей темы, она еще и представ- ляет из себя замечательное в художественном отношении произведе- ние.
{9} Об эволюции "западного страха" рассказано в моей книге "Мани- пуляция сознанием" (М., 2000).
{10} Гоббс Т. Избранные соч. М., 1964. т. 1, с. 302.
{11} Там же, с. 367.
{12} А.H.Ланьков. Конфуцианские традиции и ментальность современ- ного южнокорейского горожанина. - Восток, 1996, ь 1.
{13} Когда в России возникает партия под названием "Единство" и ее руководство заявляет, что оно привержено к либеральным ценнос- тям, то это нонсенс, признак полного непонимания самого смысла слова "либерализм".
{14} А.H.Энгельгардт. Письма из деревни. М., *
{15} Р.Мерфин. Технология избирательных кампаний в США. - ПОЛИС, 1991, ь 3.
{16} Первые выборы в Советы в 1923-1924 гг. вызвали переполох в партийном руководстве, так как на них явилось всего около 30% из- бирателей. А причина была в том, что по разумению крестьян (а они составляли 85% населения) идти голосовать должен был только отец - за всю семью. Члены семьи "вручали" свои голоса отцу.
{17} Слово собор - перевод греческого слова ekklesia, что значит собрание и церковь. Земские соборы созывались не для того, чтобы принимать конкретные решения, а чтобы "найти истину" - опреде- лить или одобрить путь государства.
{18} Отношения коммунистов с масонами были сложными, и один из руководителей Коминтерна Г.Димитров, изучавший этот вопрос, зая- вил о несовместимости членства в компартиях с принадлежностью к масонству.
{19} Вот слова из песни В.Высоцкого: "Расстреливать два раза ус- тавы не велят". Разумеется, ни в каких уставах это не записано. Однако в России издавна действует этическая норма: при неудавшей- ся казни осужденный должен быть помилован. Почти на столетие на династию Романовых лег грех Hиколая I, ставший преданием - пов- торная казнь декабристов, сорвавшихся с виселицы.
{20} Р.Абазов. Исламская политэкономия: императивы развития. Вос- ток. 1995, ь 3. ===== Cut ===== щ
[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]
--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)
назад | Указатель рубрики | вперед |