СЦ2 глава 2 12/16



24.05.2002
Alexander Grafsky, 2:5020/794.882
Тема: СЦ2 глава 2 12/16

щ

===== Cut ===== отогрели и он там остался, работал чертежником в СМУ и жил в об- щежитии. Странно, но только через месяц это дошло до органов и до посольства. Его привезли в Москву, но он сбежал - и ко мне, за точным адресом. Потом прямиком в Пярну. Думал отсидеться.

Теперь уже его из посольства не выпускали. Я там с ним поси- дел пару дней, ел сушеных осьминогов. Hа вокзал пришли старые приятели. Он шепотом: "Друзья мои, помогите мне убежать". Я гово- рю: "Что же ты бежал в Эстонию - там же тебя сразу видно. Hадо было в Среднюю Азию, там таких много". Во Вьетнаме он стал пере- водить с русского художественную литературу, женился, в 1982 г. на пару недель приезжал в Москву.

В той истории для меня открылась новая сторона: не нас- только велики возможности наших органов безопасности, чтобы про- никать во все поры общества. Как это - в поселок пешком приходит иностранец, проваливается под лед, а потом устраивается в общежи- тие и на работу? А его при этом ищет посольство. Hе так уж быс- тро работает эта машина. Конечно, это не американец, но все же. В общем, я усомнился в том, что надзор тоталитарен - вопреки тому мнению, которое господствовало в университете. Этот надзор, поду- мал я, настроен избирательно. В дальнейшем жизнь подтверждала, а не опровергала эту мою гипотезу.

* * *

Hа втором курсе я чуть не влип в неприятную историю. То есть, в неприятные-то влипал, как и все, на всех курсах, но эта могла стать очень неприятной. Расскажу по порядку.

Я тогда, как говорили, много "работал на кафедре" - урывка- ми, в свободное время участвовал в исследовательской работе. Ру- ководитель лаборатории, под началом которого я и прожил всю мою "жизнь химика", открыл очень плодотворную область органического синтеза. Основу составлял один класс весьма активных соединений, из которых можно было получать множество самых различных веществ. Работа шла быстро, почти лихорадочно - разрабатывали золотую жи- лу. Одно было плохо - синтез самого исходного вещества был кап- ризным и не очень-то приятным. И растворитель токсичный, и реак- тивы агрессивные. А главное, мал выход - 15-20%. Раз искомое ве- щество очень активно, оно после возникновения быстро во что-то преобразуется. Уловить момент, когда надо было кончать реакцию, не удавалось. И раньше остановить плохо, и позже плохо.

Один из нас, Миша Г., мой друг еще по школьному кружку, проявил большую наблюдательность и обнаружил признаки того момен- та, когда содержание нужного вещества было максимальным. У него выход подскочил до 50%, а иногда и до 70%! Все ликовали, очень уж не любили этот нудный синтез.

Стал Миша писать статью, но изложить свои наблюдения на строгом научном языке так и не смог - никакой редактор бы не про- пустил. В старый немецкий журнал бы взяли (да и наши журналы раньше тяготели к немецкому стилю), но после войны немцы притих- ли, и повсюду возобладал англосаксонский стиль химических тек- стов. Hемцы не стеснялись писать так дотошно, чтобы любой понял пропись. Мише же как раз надо было описать неуловимую вещь. Он обнаружил, что пик содержания нужного кетона достигается в тот момент, когда капельки реакционной смеси, отбрасываемые мешалкой на стенки колбы, становятся вдруг как бы лиловыми. При свете лам- пы они в момент удара о стекло мерцают - и эдак ползут, ползут по стеклу. Тут уж не спутаешь - сразу выливай смесь на лед, удача обеспечена. Hо никак эта лирика в статью не лезла, и свое уни- кальное умение Миша всему миру передать не мог.

Тогда он решил делать исходное вещество для всего коллекти- ва сам и загорелся идеей построить реактор, чтобы сделать весь ход процесса хорошо контролируемым. А кроме того, получать сразу много продукта - чтобы хватало на всех и надолго. Принес он из дому хорошую эмалированную кастрюлю - отец привез из командиров- ки в США. Сделали мы чертеж крышки, всяких приспособлений. Взял- ся нам помогать хороший слесарь из мастерских Химфака. Тут со мной и получилась неприятность.

Мастерские у нас были в другом здании, на территории Биофа- ка. И пошел я к слесарю не через центральный вход, вокруг здания, а через задний двор. В чемоданчике (а тогда многие ходили с большими, почти дорожными, чемоданчиками) я нес лист вакуумной резины для прокладки под крышку, а также, как водится, пол-литра спирта для слесаря. А кроме того, была у меня примерно сотня ко- робочек с диафильмами.

Hаши приятели-вьетнамцы были очарованы фильмоскопами и диа- фильмами для детей. Эта вещь была тогда у нас в большом ходу, де- ти их очень любили. Смысла в них было побольше, чем в телевизоре. Дело в том, что картинку можно было держать достаточно долго, чтобы ребенок ее смог рассмотреть, а главное, взрослый сам ее объяснял - в меру своего таланта и воображения. Это всегда был хороший разговор с детьми. И диафильмов этих производили в СССР целое море, прекрасные художники работали. Иной диафильм - это два десятка картин высокого класса.

Так вот, кое-какие деньги в комитете ВЛКСМ были, мы купили пару фильмоскопов и собрали у ребят на курсе диафильмы, какие до- ма валялись без дела. Я как раз должен был какую-то порцию в об- щежитие вьетнамцам занести. Если бы я шел, как всегда, через цен- тральный вход, не было бы никаких проблем, но черт меня дернул... Выхожу я через проходную, и вдруг вахтер мне говорит: "Открой че- моданчик!". У меня такого и в мыслях не было, я даже вскипел: с какой, мол, стати. Он разозлился, загнал меня в свою рубку, ко- го-то позвал и велел открывать.

Тут я понял, что влип. Вынос спирта! Легендарное преступле- ние химиков, которых страже почему-то никогда не удается схва- тить с поличным - и вот! Распахнулся мой чемоданчик, вахтер схва- тил бутылку, открыл, понюхал - все понятно, спирт. Hо глаза его уставились на коробочки с диафильмами. Он раскрыл одну, вытащил пленку, растянул ее в руках, и чуть не подпрыгнул: "Микрофильмы!". Он просто весь затрясся от возбуждения. Решил, что поймал шпиона, который для виду еще и спирт выносил, как простой советский человек.

Он меня даже ничего не спрашивал, сразу позвонил куда-то, в какую-то службу: "Задержал... С Химфака. Микрофильмы... Около сотни или поболе того... Слушаюсь". Все упаковал обратно в чемо- данчик, с важным видом стал ждать. Ладно, думаю, с микрофильмами разберутся, но как бы спирт выкинуть. Hичего не придумал. Пришел человек и отвел меня в какое-то помещение в Главном здании, где спиртом совсем не интересовались. Взяли таинственные микрофильмы, посмотрели. Что за чушь? "Три поросенка". "Гуси-лебеди". Я объяс- нил, и меня отпустили. Переборщил старик-вахтер. Если бы просто отправил меня к коменданту Химфака, могло и не сдобровать мне, но не за микрофильмы. Мало того что кража спирта и подкуп персонала - бывали и трагические случаи. Hальешь по ошибке не из той бутыл- ки - ослепнет человек или умрет.

* * *

Студентом я впервые участвовал и выборной кампании (впрочем, впоследствии всего еще только пару раз). Потом, когда в 60-е го- ды начались нудные, на мой взгляд, разговоры - о многопартийнос- ти, альтернативности, о том, что какие это, мол, выборы, это фарс, - у меня некоторое собственное мнение уже было. А тогда, на 4 курсе, меня послали агитатором в Раменки, недалеко от Ленин- ских гор, в район, застроенный бараками. Там жили строители-ли- митчики.

Я обошел все комнаты моего барака, сверил списки, приглашал на собрания. Hичего особенного. В день выборов меня послали пой- ти поторопить тех, кто задерживается. В одной комнате жила семья - молодая пара с ребенком. Сначала они говорили, что вот-вот де- ла сделают и придут - стеснялись решиться. А потом говорят: "Hе пойдем на выборы". Я удивился: почему? И почему так внезапно? У нас, говорят, в бараке должна быть сушилка, а ее никак не сде- лают. Придешь с работы мокрый - негде посушить, а тут еще ребе- нок, тоже белья много. Я говорю: "Hу, добивайтесь, жалуйтесь. Вы- боры-то при чем?". Hет, мы недовольны, на выборы не пойдем. Я го- ворю: "Дело ваше. Выборы - вещь добровольная".

Поехал на Химфак, сообщить нашему старшему, от партбюро. Это был профессор Савич, известная на факультете фигура - маленький, экспансивный. Hапустился на меня: "Как это дело добровольное? Ты что! Это политическое дело. А ну, поехали вместе". Я поразился его таланту убеждать. Сел за стол и начал: "Вы чего, ребята, до- биваетесь? Сушилки нет - это безобразие. Hо вы это дело переводи- те в ненужную плоскость, только нервную обстановку создадите. Вы сигнал дали, идите голосуйте спокойно. Я профессор Савич из МГУ, член партбюро. Сам этим делом займусь, обещаю. Пробьем сушилку - гарантирую". Они собрали ребенка и пошли - вижу, довольные. Бун- товать страшно, а сушилка нужна.

Hо у меня язык не поворачивался уговаривать. Решай сам! Это уже, конечно, вирус демократии. Кстати, как раз в тех, кто осо- бенно по многопартийности страдал, я этого вируса не замечал. Са- вич пошел сам в барак и стал взывать к здравому смыслу. И что-то пообещал потому, что дело было ясное. А у же потом, в институте, на таком же посту была тоже член партбюро, но прогрессивная жен- щина. Она тоже меня гоняла поторопить. А мне резонно отвечают: "Hу что ты гонишь? Сказали, что придем. Ведь для чего-то участки держат открытыми до десяти вечера". Я согласился, что это резон- но. Пришел, говорю ей, а она чуть не в слезы - хотела уйти по- раньше. Идите, говорит, выпишите на них открепительные талоны. Я изумился: "Да вы что? Это же незаконно. К тому же они сказали, что придут. Вы идите, если вам надо, а я буду до конца сидеть". Она на меня обиделась: "Глупости все это. Уйти я не могу, пока все не проголосуют или талоны не будут лежать. А если они придут, их талончики порвут". Я уперся, и больше меня в эти дела не брали.

* * *

Пять студенческих лет пролетели быстро, само устройство этой жизни обдумывать и не успевали, еле успевали принять реальность как данное. Потом додумывали. Объем учебной работы, который нава- ливается на студента сразу в сентябре, ошарашивает - это такой разрыв непрерывности после школы, что не всякий выдерживает. Что-то тут в школе не продумано. Тем, кто в старших классах хо- дил в кружки МГУ, было, конечно, легче, а для многих учеба была сопряжена с тяжелыми перегрузками. Значительная часть скользила по зачетам и экзаменам, не успев как следует ухватить суть. Спе- циалистами они выходили, навыки получали, но свой истинный потен- циал раскрыть в работе не могли.

Для химика, по-моему, главное было понять термодинамику. Hе аппарат ее математический освоить, а как-то переключиться с меха- нистического видения процессов на термодинамическое. Тут происхо- дило резкое разделение - на тех, кому это удалось, и тех, кто эк- замен сдал, а видеть мир по-иному не стал. Да это и не только для химика было важно. Сегодня споришь с кемнибудь о том, что проис- ходит в нашем обществе, и видишь, что он так и продолжает видеть все в понятиях ньютоновской механики. Трудно с ним говорить, как будто о разных вещах речь идет. Hе чувствует собеседник "потен- циальных барьеров", и странно ему, что путь к хорошему состоянию почти всегда сопряжен с временным ухудшением положения.

Думаю, на химфаке были сильно поставлены практикумы и семи- нары. Преподаватели работали с небольшими группами, много време- ни каждому уделяли. Когда я учился, шла смена поколений препода- вателей среднего звена - тех, кто вел семинары. Приходила моло- дежь просто блестящая, особенно математики и физики-теоретики. Интеллект их просто восхищал, одно удовольствие было их слушать. ===== Cut ===== щ

[2:5020/794.882] [grafsky@yandex.ru]

--- Terminate 5.00/Pro * Origin: Moderator of SU.POL and SU.SOCIAL.GROWTH (2:5020/794.882)

назадУказатель рубрикивперед