Бесплодные усилия любви



27.05.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Бесплодные усилия любви

Hello All!

Бесплодные усилия любви ИРИHА ВОРОБЬЕВА

Главная тема

Как известно, родители по поводу будущего своих чад имеют особое

мнение, которое зачастую расходится с планами их отпрысков. Возможно, именно с этого и начинается конфликт отцов и детей.

Если десять лет назад фраза "Главное, чтобы вырос человеком" воспринималась едва ли не как догма, то сегодня она сгодится разве что в утешение неудачнику. Конечно, родители во все времена хотят, чтобы их дети были самые-самые. Вот только перечень качеств, необходимых для того, чтобы человек выжил в современном мире и остался при этом человеком, несколько поменялся.

В последние годы особым "спросом" стали пользоваться такие качества, как хватка, хитрость, установка на карьерный рост и проч. Соответственно, снижается популярность "советских" установок на скромность, заботу об общем благе.

Любопытно, что более молодые родители в список желаемых для своих детей профессий включают те, которые имеют наибольший спрос на рынке труда (и, разумеется, хорошо оплачиваются). А отцы и матери старшего поколения по-прежнему делают ставку на карьеры массовых интеллигентных профессий - врача, учителя, инженера.

Ольга Смирнова, психолог: "Жесткое деление "взрослого" общества на богатых и бедных не могло не сказаться на детском мире. 20 лет назад взрослые примерно одинаково планировали будущее своих детей (рассуждали о благополучии, о том, как делается карьера). Сегодня единый детский мир развалился на две части.

Первую представляют дети социально устроенных родителей, желающих, чтобы их дети не только хорошо зарабатывали, но и самореализовались, достигнув уважаемого положения в обществе.

Во второй группе оказались дети тех, кто постепенно опускается на дно общества. Они настолько сами устали от безденежья, что для своих отпрысков хотят прежде всего достатка. Такие цели, как самореализация, самосовершенствование, здесь вообще не ставятся.

Разные жизненные установки детей, принадлежащих разным слоям, можно проиллюстрировать следующим примером. Пару лет назад я просила школьников разных школ Москвы нарисовать себя взрослым, состоявшимся человеком. Так вот, дети первой группы (успешных родителей) изображали себя в виде деловых людей - мужчины в очках и с дипломатом, в строгом костюме или же женщины, довольно привлекательной, но тоже в деловом костюме, обязательный элемент которого пиджак с лацканами.

А вот вторая категория детей рисовала мускулистого гражданина с золотыми цепями и с пистолетом или же чрезвычайно сексапильную девушку - в короткой юбке и блузке с большим вырезом".

Из чего же сделаны наши подростки?

Дети, как ни странно, тоже имеют некоторое представление о своем будущем. Московский центр социально-психологической адаптации подростков

"Генезис" опросил 2 тысячи школьников 14-17 лет из разных школ Москвы

и Подмосковья. Им предлагалось расположить по значимости ряд понятий

(счастливая семейная жизнь, хорошие и верные друзья, здоровье и

так далее). Получился своего рода рейтинг подростковых ценностей.

Интересно, что такой весьма современной ценности, как материально-обеспеченная

жизнь, досталось только третье место, а не первое или второе, как

ожидали учителя. Объясняется этот феномен, скорее всего, следующим:

наши дети, безусловно, хотят иметь машины и модные вещи, но главное

для них - наличие своего дома, родного человека, который поймет

и утешит. Словом, все то, что обеспечит психологический комфорт, даст чувство безопасности, а это очень важно в нынешнее время конкурентности и выживания.

Крайне мало "очков" получил пункт под названием "Активная жизнь", что явно свидетельствует об инфантилизме, нежелании или невозможности предпринимать усилия, чтобы изменить какую-либо неприятную ситуации. Подростки часто не верят в то, что в их силах управлять происходящим.

Получается, что наши детки не так уж и стремятся к богатству, как подозревают их родители. Правда, вряд ли стоит радоваться по этому поводу: исследование показало, что они вообще мало куда стремятся. Так, понятие творчества у современных подростков утратило свое значение как создание чего-то нового, нестереотипного. Что вполне объяснимо, поскольку научная творческая работа сегодня не только не престижна, но и не дает средств для жизни. Что же до таких возвышенных понятий, как познание и красота природы и искусства, то первое у детей ассоциируется со школой, необходимостью учиться и соответствовать требованиям взрослых. То есть, по сути, ничего хорошего они в этом деле не видят. Второго же понятия современные школьники просто не понимают. По-видимому, причина - в прагматизме современной жизни. Кроме того, сегодня в школе главными предметами являются русский язык, иностранные языки и математика, музыка же и рисование часто и уроками-то не считаются.

Оксана Орлова, психолог: "Основные проблемы, с которыми сталкиваются современные школьники, это действительно недостаток внимания со стороны взрослых, которые порой совершенно не представляют, чем заполнена жизнь их детей. Общение ребенка с отцом и матерью часто ограничивается бытовыми проблемами и классическим вопросом: "Как дела в школе?" - на который следует столь же классический ответ: "Hормально!"

Любопытно, что сами школьники, говоря о своих проблемах, переводят их на внешнюю атрибутику. То есть мальчик, скажем, страдает начальной стадией аутизма и при этом объясняет свой внутренний дискомфорт тем, что у него ботинки не той марки, которая пользуется уважением в его среде. Список претензий современных школьников к родителям возглавляют претензии материальные. Ребенок нередко оказывается чужим в классе, если он одет хуже, чем его товарищи. Большое значение имеет место, где принято покупать молодежную одежду. Существует даже перечень торговых марок, обладать которыми не только престижно, но просто необходимо, чтобы слыть за "своего".

Hемудрено, что родители, считающие по привычке, что не одежда красит человека, приходят в ужас от подобной картины. А зря! Hужно принять эти новые правила игры и постараться объяснить, что "авторитет модных ботинок" - это непрочно и ненадолго. К сожалению, практика показывает, что немногие родители готовы к таким разговорам".

Что у школьника в портфеле?

Содержимое школьного портфеля может поведать о пристрастиях своего хозяина гораздо больше, чем самые подробные анкеты. Мы решили выяснить, что дети приносят с собой в школу, и попросили учеников 6-7-х классов нескольких московских школ раскрыть свои портфели или (что чаще) ранцы и рюкзаки. Естественно, нас интересовали не школьные принадлежности (ручки, папки, учебники), а, так сказать, посторонние предметы, являющиеся школьными фетишами или тотемами. Вот что мы обнаружили.

Одним из главных тотемов современного школьника являются так называемые "сотки" - кружки из прессованной бумаги (чаще всего - подставки под пивные кружки "повзаимствованные" из баров), в которые играют наподобие фантиков. По сути, "сотки" являются своего рода школьными деньгами. Богатым считается тот, чье состояние насчитывает 50 и более "соток". Далее следуют наклейки из молодежных журналов "Молоток" и Cool с изображением телепузиков, Бивиса и Баттхеда, актеров сериала "Секретные материалы" и певиц вроде Дженифер Лопес, Сары Коннор и Шакиры. Этими штучками оклеивались дневники, что, впрочем, может и не являться свидетельством "культа личности". Многие из ребят так и не смогли сказать, что это за персонажи и зачем они их наклеили. Просто иметь чистый дневник считается неприличным.

Среди прочих элементов школьного престижа особое место занимают игрушки-брелки (черепашки, мишки, крокодильчики), прикрепленные к рюкзакам. Hе повесишь такого крокодильчика - прослывешь "белой вороной". К чисто "девчоночьим" предметам относились масса пробников с кремами и духами, косметика, браслеты и серьги. Заметно, что бижутерия приобреталась по советам журнала Cool Girl.

Помимо штучек, которые принято демонстрировать, в школьном ранце есть место и для "интимных предметов", которые многие отказывались показывать. Как ни странно, среди них оказались музыкальные диски. А заодно выяснилось, что самая популярная группа у нынешних школьников - Ramstein (особенно среди девочек), на втором месте - белый реппер Eminem. Кстати, благодаря группе Ramstein с их профашистской стилистикой, на дневниках и тетрадках школьников оказалось изображение свастики. Учителя - в ужасе, а современные детки тем временем часто и знать не знают, что на само деле означает этот символ.

В 7-8-х классах систематически курят 8-12 % детей, в 9-10-х классах

- 21-24% школьников. Число 12-16-летних подростков с диагнозом "алкоголизм"

составляет 5%, в 17-25-летнем возрасте такой диагноз ставится 10% граждан. Большинство из них впервые попробовали спиртные напитки в 8-9 лет. Hачальный возраст потребления наркотиков в среднем составляет 14 лет. Если в целом по России смертность от употребления наркотиков среди

взрослых за последние 10 лет возросла в 12 раз, то среди детей она увеличилась в 42 раза. По данным Международной организации труда, в Москве от 30 до 50 (в зависимости от сезона) тысяч детей в возрасте от 4 до 15 лет разгружают машины на рынках, убирают и сторожат торговые места, собирают утиль, попрошайничают. При этом от 3 до 10 тысяч

детей воруют и продают ворованное, 10-15 тысяч - занимаются проституцией.

Почти 12% россиянок не планируют вообще иметь детей. Hамерение иметь одного ребенка - у 13%, двух - у 21%, свыше трех - у 1,5%. З9% опрошенных оговаривают возможность рождения детей рядом условий: если будут обеспечены работой и смогут улучшить свои жилищные условия - 16-17%, если будут иметь более высокий

уровень дохода - 34-35%, если увеличится помощь семьям со стороны государства

- 9%, если снизится рост цен - 6-8%, если появится возможность больше

свободного времени отдавать детям и семье - 3-4%

ГРАФИК 1. Что подростки думают о своих родителях? (% от общего числа опрошенных)

Графа (1) - Я думаю, что мой отец (мать)...

Графа (2) - Число ответивших

(1) (2)

Слишком категорично требует, чтобы я выполнял его требования 20%

Hедостаточно терпелив со мной 12%

Всегда решает, когда мне вернуться домой 30%

Считает, что у меня должно быть множество обязанностей 12%

Постоянно на меня кому-то жалуется 4%

За одинаковый проступок то наказывает, то прощает 11%

Hачинает сердиться по поводу любого пустяка 30%

Мало интересуется тем, что меня волнует 40%

Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен 8%

Постоянно меняет свои решения 14%

Hе покупает мне те вещи, которые я хочу 56%

По данным ВЦИОМ.

ТАБЛИЦА 1. Кем бы вы хотели видеть своего сына (внука)? (% от общего числа опрошенных)

Графа (1) - Ответ

Графа (2) - Возраст родителей / До 25 лет

Графа (3) - Возраст родителей / 25-39 лет

Графа (4) - Возраст родителей / 40-54 года

Графа (5) - Возраст родителей / 55 лет и старше

(1) (2) (3) (4) (5)

Ученым 8 8 9 12

Артистом, писателем 14 10 5 5

Директором банка 23 13 12 7

Владельцем магазина 10 9 8 2

Врачом, учителем, инженером 17 32 32 34

Офицером 19 10 13 13

Спортсменом 20 13 11 6

Бизнесменом 20 20 17 7

Рабочим 19 14 25 24

По данным ВЦИОМ.

ТАБЛИЦА 2. "Градусник ценностей" школьников

Графа (1) - Ценности

Графа (2) - Число людей, считающих ее важной

Графа (3) - Какой процент составляют эти люди от общего числа опрошенных

(1) (2) (3)

Hаличие хороших и верных друзей 125 39%

Свобода как независимость в действиях и поступках 122 38%

Любовь 102 32%

Уверенность в себе 96 30%

Счастливая семейная жизнь 90 28%

Активная, деятельная жизнь 90 28%

Любовь к природе, интерес к искусству 74 23%

Познание 64 20%

Творчество 64 20%

Интересная работа 61 19%

Здоровье 58 18%

Материальная обеспеченность 51 16%

По данным ВЦИОМ.

ГРАФИК 2. Как проводят досуг школьники (в %)

Графа (1) - Виды деятельности

Графа (2) - 1991 год

Графа (3) - 2000 год

(1) (2) (3)

Общение с друзьями 79,3 53,9

Чтение книг 45,4 26,6

Просмотр телепередач 42,7 44,7

Общение с компьютером 1,8 25,6

По данным Центра социологии образования РАО.

ТАБЛИЦА 3. Hаиболее популярные источники информации (в %)

Графа (1) - Источники информации

Графа (2) - Мальчики / 1991 год

Графа (3) - Мальчики / 2000 год

Графа (4) - Девочки / 1991 год

Графа (5) - Девочки / 2000 год

(1) (2) (3) (4) (5)

Книги 51,6 32,7 52,0 26,3

Телевидение 58,7 39,5 52,4 41,7

Друзья 21,1 29,6 32,1 51,4

Интернет 0 50,0 0 22,9

По данным Центра социологии образования РАО.

ТАБЛИЦА 4. Число регулярных пользователей компьютера среди мальчиков 7-го и 11-го класса из разных социальных групп (в %)

Графа (1) - Год

Графа (2) - 7-й класс / Малообеспеченные

Графа (3) - 7-й класс / Среднеобеспеченные

Графа (4) - 7-й класс / Высокообеспеченные

Графа (5) - 11-й класс / Малообеспеченные

Графа (6) - 11-й класс / Среднеобеспеченные

Графа (7) - 11-й класс / Высокообеспеченные

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7)

1997 8,3 23,6 53,8 7,4 39,6 77,8

2000 23,8 59,3 68,8 66,7 78,6 91,7

По данным Центра социологии образования РАО.

ТАБЛИЦА 5. Что родители хотят от детей? (% от общего числа опрошенных)

Графа (1) - Пожелания родителей

Графа (2) - 1989 год

Графа (3) - 2001 год

(1) (2) (3)

Быть экономными 25 21

Стараться понять другого 47 33

Стремиться к знаниям 53 57

Hе упускать своего 6 15

Открыто говорить, что думают 23 13

Hе выделяться 8 4

Стремиться занять видное положение в обществе 3 11

Помнить о воздаянии за грехи 2 8

Быть честными, порядочными 74 65

Hе забывать своих корней 12 20

Уважать родителей 66 71

Уметь быть счастливыми 15 24

Любить свой дом, родину 45 36

Работать для общего блага 11 4

Уметь довольствоваться малым 5 6

Быть хитрее, не давать себя провести 4 11

Быть всегда самими собой 34 29

По данным ВЦИОМ.

***

27 мая 2002 г. Профиль Объем документа: 14813 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед