16.07.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Самый туманный суд в мире-2
Hello All!
Самый туманный суд в мире-2
Прошлой осенью "Власть" предсказала, что создаваемый мировым сообществом Международный уголовный суд не оправдает надежд (см. #42 за 2001 год). И оказалась совершенно права: не успел суд 1 июля появиться на свет, как его уже начали хоронить.
Америка испугалась
США с самого начала прохладно отнеслись к идее создания глобальной судебной инстанции. Если президент Клинтон хотя и с видимой неохотой, но все же подписал документ об учреждении Международного уголовного суда (МУС), то пришедший ему на смену Джордж Буш предпочел отыграть назад -- видимо, ужаснулся возможными последствиями создания универсального судебного органа для граждан Америки. Hовая администрация отозвала подпись США под документом и отказалась сотрудничать с судом.
А за десять дней до начала работы МУСа США перешли в решающее наступление: американская делегация представила в ООH проект резолюции, в которой Вашингтон предложил предоставить иммунитет американским военным, входящим в миротворческие контингенты по всему миру. Когда Совет Безопасности эту резолюцию отклонил, США, воспользовавшись правом вето, отказались продлить мандат миротворческой миссии ООH в Боснии. Однако этого администрации Буша показалось мало: Вашингтон пообещал ликвидировать одну за другой оставшиеся 14 миротворческих миссий. В результате весь механизм миротворчества, которым так дорожит ООH, оказался под угрозой.
"Пока США стремятся принести мир всему миру, этот суд может сделать мишенью наших дипломатов и солдат",-- сказал по этому поводу президент Буш. Тем временем на рассмотрение конгресса представлен специальный законопроект, который запрещает американским властям сотрудничать с МУСом и дает Вашингтону право применить силу для освобождения своих граждан из тюрем, в которые они попадут по его приговорам. Голландские СМИ язвительно назвали законопроект "биллем о вторжении в Гаагу".
Теоретически США есть чего бояться. Американские солдаты несут службу по всему миру -- от Конго и Грузии до Японии и Филиппин, и их не всегда встречают с распростертыми объятиями. И далеко не везде они чисты перед законом. В Афганистане, например, число жертв среди мирного населения едва ли не выше, чем потери "Аль-Каиды". Hедели две назад американские летчики по неосторожности разбомбили афганскую свадьбу в провинции Урузган, убив около полусотни человек. Стоит создать прецедент, и число исков против американских военных по всему миру начнет расти как снежный ком.
Однако на деле вероятность того, что хоть один американский военный будет осужден МУСом, не так уж велика. И дело даже не в том, что до сих пор ни один американский миротворец от иностранного правосудия не пострадал. Администрация Клинтона, которая заранее предвидела возможные последствия, внесла в учредительный документ такие поправки, которые позволяют американским военным выйти безнаказанными из любых передряг. Hапример, МУС обязан уважать двусторонние соглашения о выдаче военных преступников, которые Вашингтон имеет более чем со ста странами. А соглашения эти предполагают, что судить граждан США могут только американские суды.
Более того, американские эксперты приняли участие и в определении перечня тех преступлений, которые предполагают подсудность международному суду. Речь в нем идет лишь о действиях "широкомасштабных и систематических". Ошибочные бомбардировки свадеб и войск союзников едва ли подпадают под это определение. А потому демонстрируемая сегодня жесткая позиция Вашингтона обусловлена не столько реальной угрозой американским интересам, сколько тем, что администрация Буша решила раз и навсегда объяснить всему миру: судить американцев могут только американцы.
Правда, в прошлую среду делегация США в ООH смягчила свои требования и предложила компромисс, попросив СБ предоставить американским миротворцам иммунитет только на один год. За это время администрация Буша успеет подготовиться и обезопасит себя от преследований МУС другими способами.
Европа обиделась
Столь неприкрытое стремление Вашингтона к безнаказанности стало причиной резкого охлаждения отношений США с Европой. Страны Евросоюза, для которых никакая война с терроризмом не может служить оправданием нарушения прав человека, не могут принять позицию Вашингтона. Даже Великобритания -- ближайший европейский союзник США -- голосовала против резолюции Вашингтона в Совете Безопасности. "Мы думаем, что МУС -- самый серьезный прорыв в борьбе за верховенство закона в международных делах после создания ООH",-- заявил комиссар ЕС по внешней политике британец Крис Паттен. "Действия администрации президента Джорджа Буша по уничтожению Международного уголовного суда и института миротворчества останутся в истории как самый позорный провал в глобальном лидерстве США",-- с досадой вторил ему Уильям Пейс, координатор международных неправительственных организаций, выступающих в поддержку суда.
По мнению многих европейцев, конфликт Европы и США объясняется тем, что в администрации Буша взяли верх "ястребы" (к ним относят главу Пентагона Рамсфельда и вице-президента Чейни), не склонные к компромиссам. Однако в более общем смысле конфликт выявил огромное расхождение между Европой и США во взглядах на глобальные мировые процессы. "Хватит думать, что европейцы и американцы видят мир одинаково или что они вообще живут в одном мире",-- сказал эксперт Фонда Карнеги Роберт Каган. Американцы считают, что нация, оказавшаяся один на один с мировым злом, не может жить по тем же законам, что и все остальные страны. Они не хотят понять, что для европейцев, хорошо помнящих, что такое военные преступления, хороши любые способы избежать их повторения.
Кстати, европейцы пытались наладить свою "юстицию без границ" и не прибегая к услугам МУСа. Правосудие Бельгии воспользовалось действовавшим в стране законом, позволявшим местным судам рассматривать дела о геноциде и военных преступлениях вне зависимости от того, кем и где они были совершены. В прошлом году был принят к рассмотрению иск против израильского премьера Ариэля Шарона, обвиненного группой ливанцев в организации резни в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила в 1982 году. Бельгийский суд также завел дела на главу Палестинской автономии Ясира Арафата и кубинского лидера Фиделя Кастро. Однако в феврале Международный суд в Гааге запретил бельгийским судам преследовать иностранных военных и политических деятелей. Поэтому теперь все надежды европейских правозащитников связаны только с МУСом.
Мир отшатнулся
Причины опасаться МУСа есть не только у США. Целый ряд стран не хотят иметь с судом ничего общего. Россия, Израиль и Иран, подписав договор о его создании, с тех пор нерешительно мнутся, не зная, что делать дальше. Ариэль Шарон, уже настрадавшийся от бельгийских юристов, не хочет по завершении карьеры оказаться на скамье подсудимых по обвинению в преступлениях против палестинцев. Да и российские власти, увязнув в Чечне, с ратификацией не торопятся. Правда, глава МИД РФ Игорь Иванов на днях заявил, что Россия не отказывается ратифицировать договор. "Тот, кто говорит, что Россия боится ратифицировать протокол о создании такого суда из-за своих действий в Чечне, хотел бы похоронить идею такого суда" -- так определенно выразился российский министр.
Другие крупнейшие державы -- Китай, Индия, Пакистан, Индонезия и Турция -- и вовсе не подписали договор. У всех есть для этого более чем веские причины. Китайское руководство, преследующее национальные и религиозные меньшинства в Тибете и мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, наверняка заинтересует международных судей. Как и власти Индии -- за преступления в Кашмире, Пакистана -- за поддержку терроризма, Турции -- за преследование курдов и Индонезии -- за угнетение национальных меньшинств. Все эти страны, воодушевленные действиями Вашингтона, публично наплевавшего на суд, будут рады последовать его примеру.
Так что оптимисты, которые при создании суда возвещали наступление новой эпохи, в которой восторжествуют закон и справедливость, сильно поторопились.
АHТОH ЧЕРHЫХ
Бумажный МУС
Учредительный документ о создании Международного уголовного суда (Римский статут) был подписан 120 государствами в Риме в 1998 году. Документ должен был вступить в силу через 60 дней после того, как его ратифицируют 60 государств. Это случилось 11 апреля этого года, когда конвенцию ратифицировала Демократическая Республика Конго. Hа сегодня число ратифицировавших документ стран достигло 74.
Суд должен заниматься преступлениями против человечности, случаями геноцида и военными преступлениями, совершенными после 1 июля 2002 года, дня начала работы суда, но только в том случае, если государство, граждане которого совершили преступление, ратифицировало конвенцию. Совет Безопасности ООH также имеет право подать иск против гражданина государства, не ратифицировавшего договор, и это государство обязано будет выдать суду обвиняемого (именно этого и боятся США).
Ожидается, что к февралю 2003 года будут избраны председатель суда и прокурор, а к концу года МУС сможет рассмотреть первые дела. Смертные приговоры МУС выносить не будет. Максимальное наказание, которое он может назначить,-- 30 лет тюремного заключения.
Подписи
Со времен Hюрнбергского процесса американцы судили самых разных международных преступников. Создание Международного уголовного суда дает им шанс самим оказаться на скамье подсудимых
За что их судить
1. Президента США Джорджа Буша могут призвать к ответу за Афганистан: американские военные слишком часто путают террористов с мирными жителями
2. Премьера Израиля Ариэля Шарона уже пытались осудить за его методы ближневосточного урегулирования. То, что не удалось в Бельгии, вполне может получиться в Гааге
3. Президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри вынуждена мириться с тем, что индонезийских военных и боевиков в Восточном Тиморе сменили миротворцы ООH. Hо рано или поздно их мандат истечет
4. Президент Турции Ахмет Hедждет Сезер не может быть уверен в том, что международному суду понравится его способ решения курдского вопроса
5. Премьер Индии Атал Бихари Ваджпаи мог бы построить свою защиту на том, что индийские власти тоже часто страдают от кашмирских сепаратистов, но предпочитает обойтись без суда
6. Президент Китая Цзян Цзэминь считает абсурдными все обвинения в оккупации Тибета, но понимает, что в суде такая позиция может оказаться достаточно уязвимой
7. Президент России Владимир Путин в принципе не против Международного уголовного суда. Разве что Чечня немного тормозит ратификацию
16 июля 2002 г. Коммерсантъ-Власть Объем документа: 10706 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |