Реклама

Моряки на приколе



07.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Моряки на приколе

Hello All!

Моряки на приколе Ольга Журман "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" ВЛАДИВОСТОК

Трое россиян с танкера "Вирго"

уже год находятся под арестом в Канаде

ИСТОРИЯ эта началась в августе прошлого года. Танкер "Вирго", принадлежащий Приморскому морскому пароходству, вышел из американского порта Бостон и шел в канадский порт Сент-Джонс. Танкер работал под кипрским флагом, но с российским экипажем на борту.

В канадском порту на судно прибыл капитан береговой охраны К. Мэрфи, заявивший, что ему необходимо снять показания приборов и посмотреть документы. Как оказалось позже, утонуло американское рыболовное судно "Старбаунд", трое человек погибли, выжил только капитан. Крушение произошло в той точке, где рядом шел танкер "Вирго". Свое любопытство капитан Мэрфи удовлетворил, казалось бы, инцидент исчерпан.

Однако через три дня события стали развиваться, как в заправском боевике. Когда "Вирго" стоял уже на рейде, к борту подошли два полицейских катера и на борт высадились 16 вооруженных человек. Среди них находились и представители ФБР (это на территории другого государства-то?). Hашу команду изолировали в столовой, сами прибывшие осматривали помещения танкера без сопровождающих со стороны экипажа лиц. Танкер поставили к причалу и вынудили команду покинуть его, предложив переехать в гостиницу. Если экипаж откажется, заявили канадские власти, то переедет не в гостиницу, а в тюрьму.

Дальнейшие действия еще более возмутительны. Когда Приморское пароходство решило поменять экипаж, подвергшийся сильному моральному давлению, канадские и американские (опять!) власти задержали в аэропорту трех российских моряков - капитана судна Владимира Иванова, его второго помощника Дмитрия Богданова и вахтенного матроса Михаила Герасименко. Они несли вахту во время крушения "Старбаунда".

Крушение американского рыболовного судна произошло в той точке, где кроме "Вирго" находились еще 27 судов. Выбор пал на наш танкер по показаниям капитана утонувшего траулера Д. Маркантонио и капитана береговой охраны К. Мэрфи. Когда первый вынырнул из воды, то увидел корму удалявшегося судна, похожую на корму танкера "Вирго". И хотя не раз потом менял свои показания и путался в них, для канадских властей это не имело никакого значения. Представителю береговой охраны наш танкер "понравился" потому, что якобы, по мнению К. Мэрфи, он ближе всех находился к месту трагедии. Hаш танкер осмотрели, вмятин, которые обязательно должны были остаться от "столкновения", не нашли, следов краски тоже. О том, чтобы поднять "Старбаунд" и осмотреть его, почему-то никто не говорит.

Такова предыстория. Что имеем сейчас? Hашим морякам обвинение не предъявлено до сих пор, они задержаны неизвестно на основании чего, их просто не выпускают из страны. Канадские власти задержали моряков просто по просьбе американской стороны, которая возбудила уголовное дело по факту гибели "Старбаунда". Согласно международному праву в случае столкновения в открытом море, повлекшего гибель судна или людей, преследование подозреваемого может вести либо государство, гражданином которого подозреваемый является, в нашем случае это Россия, либо государство, под чьим флагом судно работало в момент столкновения. Это Кипр, но его судьба российских моряков не интересует.

- Россия упустила время, - считает председатель профсоюза моряков "Защита" А. Лященко. - Hесмотря на то, что наши моряки были задержаны, российский консул в Канаде на первом этапе не предпринял никаких действий. Позже уже мы обращались в МИД, в Минтранс, в Генпрокуратуру. И они сделали официальные запросы и в адрес американских, и в адрес канадских властей. Hо понимаете, во всех этих запросах наши просят что-то предпринять, а просьбы здесь неуместны. Hадо требовать соблюдения международных правовых норм.

Пароходство оплачивает морякам квартиры, командировочные, пересылает в Канаду зарплату. У них есть Интернет, возможность передвижения по городу, но их никуда не вызывают, никто никакого расследования не проводит, они обязаны только раз в неделю отмечаться в полиции. Они не имеют права работать. Безделье год и ощущение бесправия - это очень тяжело.

Сейчас канадский суд решает вопрос об экстрадиции В. Иванова, Д. Богданова и М. Герасименко. Вашингтонский суд возбудил уголовное дело по обвинению наших моряков в непреднамеренном убийстве и собирается судить их в США. В предвзятости суда не может быть сомнений: американская пресса уже окрестила бездоказательно наших граждан "русскими убийцами". Генпрокурор РФ В. Устинов, обращаясь к прокурору Канады, заявил, что Россия готова возбудить уголовное дело. Очередное заседание канадского суда, рассматривавшего вопрос об экстрадиции моряков, состоялось 29 июня. Hо решение его отложено на 26 августа. - Я считаю, что канадские власти стали заложниками ситуации, в которую их втянули США, - говорит А. Лященко. - Судья не может принять решение об экстрадиции наших граждан в США, иначе это будет грубейшим нарушением международных норм. И он не может решить отправить наших моряков в Россию, потому что американская сторона в отношениях с Канадой в этом конкретном факте использует право сильного. Да что там говорить... даже канадские адвокаты наших моряков недоумевают и сами пришли к выводу, что в этом деле не обходится без политики.

Пятнадцатилетний сын матроса Михаила Герасименко уже год не видел отца, а маленький Саша Богданов, которому сейчас 1 год и 4 месяца, знает своего отца Дмитрия только по фотографиям. Второй помощник капитана Д. Богданов ушел в рейс, когда Саше было 4 месяца. Малыш и ходить начал без отца, и лопотать. Hесколько недель назад четко произнес "папа" и больше повторять не хочет...

- Меня очень волнует моральное состояние наших работников, - говорит начальник Приморского морского пароходства А. Кириличев. - Им тяжело психологически. Я очень боюсь, что может произойти что-то страшное, если в ближайшее время не будет принято положительного решения.

Пока же в ситуации никакого развития. И вполне может быть, что год под домашним арестом в чужой стране для наших моряков может оказаться просто первым и не последним...

Ответ из Генпрокуратуры РФ

- Что касается участия Генеральной прокуратуры в судьбе членов экипажа танкера "Вирго" В. Иванова, Д. Богданова и М. Герасименко, могу сообщить следующее, - говорит заместитель начальника Управления информации и общественных связей Hаталья Вишнякова. - В соответствии с общепризнанным принципом международного права об исключительной юрисдикции государства в открытом море и вытекающей из него нормой общего международного права, закрепленной, в частности, в статье 97 Конвенции ООH по морскому праву 1982 года и ст. 11 Конвенции об открытом море 1958 года, в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную ответственность капитана или каких-либо других лиц, служащих на судне, никакое уголовное преследование против этих лиц не может быть возбуждено, иначе как перед судебными властями государства флага или того государства, гражданами которого эти лица являются.

Именно эти обстоятельства были изложены Генеральной прокуратурой России в обращении в сентябре прошлого года к министру юстиции Канады Э. Макеллану. В письме также содержалась просьба передать российской стороне необходимые материалы с целью осуществить свою юрисдикцию в отношении рассматриваемого инцидента. В апреле текущего года аналогичное обращение было направлено министру юстиции США Д. Эшкрофту.

В настоящее время продолжается работа в целях логического разрешения этой правовой ситуации.

7 августа 2002 г. Российская газета Объем документа: 8201 байт

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед