20.08.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Цугцванг Лукашенко
Hello All!
Цугцванг Лукашенко ВЛАДИМИР РУДАКОВ
Событие недели
Hа прошлой неделе Владимир Путин фактически выдвинул ультиматум Александру
Лукашенко. Предложенные Путиным сценарии российско-белорусской
интеграции свидетельствуют о том, что Москва намерена предельно прагматично
подходить к развитию двусторонних отношений. Причем от реализации любого из сценариев Кремль только выигрывает.
Мужики определились?
Прошедшая неделя, несомненно, войдет в историю российско-белорусской интеграции. Хотя бы потому, что впервые за многие годы российская сторона определила свое видение форм и методов возможного "воссоединения братских народов". Причем, похоже, безо всяких предварительных согласований с Минском.
До этого Москва и Минск лишь упражнялись в поиске словесных оболочек для названия своего ожидаемого детища - с середины 90-х межгосударственная
тяга друг к другу последовательно облекалась в термины "сообщество",
"союз", "союзное государство". Hо это была в основном лишь "игра
в слова". Попеременно используя популярную у народов двух стран тему "восстановления Советского Союза", Борис Ельцин и Александр Лукашенко старались заработать политические очки, подписывая один за другим документы, больше всего похожие на договоры о намерениях. Впрочем, и такие политические прожекты приходилось щедро оплачивать. Причем, как правило, одной стороне.
За отсутствием средств у Белоруссии львиная доля расходов ложилась на российский бюджет. Во многом основы двусторонних экономических отношений повторяли советскую модель дружбы со "странами, вставшими на путь строительства социализма" - деньги и преференции в обмен на лояльность и отказ от прозападной ориентации.
С приходом в Кремль Владимира Путина ситуация начала меняться. Политические дивиденды от идеи интеграции волновали нового президента мало - в отличие от своего предшественника, он не нуждался в реабилитации "за развал Советского Союза". Отсутствие проблем с рейтингом внутри
страны позволило более прагматично подходить и к проблеме интеграции.
Поэтому постоянные упреки белорусского коллеги в том, что Москва является
главным тормозом объединения, со временем начали вызывать в Кремле все большее раздражение. Оно подогревалось и тем, что поддержка Москвой
режима Лукашенко стала входить в резкий диссонанс с курсом Кремля
на сближение с Западом, который после свержения режима Милошевича
стал выдвигать "батьку" на роль главного противника демократических ценностей в Восточной Европе.
Прозвучавшие на прошлой неделе предложения Владимира Путина о способах формирования союзного государства иначе как ультиматумом назвать нельзя. Хотя бы потому, что вариантов интеграции было озвучено всего два, что само по себе уже напомнило формулу "или-или". Или вхождение
в состав РФ, по сути, в качестве 90-го субъекта Федерации, или конфедерация по типу Евросоюза.
От Москвы до Бреста
Реализация первого варианта, названного Путиным "конкретным, ясным и понятным", несмотря на свою привлекательность для России, является весьма затратным проектом. Ведь для не самой благополучной в экономическом
плане России "переваривание" отсталой даже по российским меркам Белоруссии способно обернуться гораздо более серьезными последствиями, чем, скажем, объединение двух Германий для европейского экономического лидера - ФРГ. Как минимум России придется расстаться с амбициозными планами повышения
темпов экономического роста, целиком сосредоточившись на вопросах выравнивания экономик. Кроме того, вполне возможны трудности политического
свойства: судя по первым откликам на предложения российского президента, белорусская политическая элита - от Лукашенко до представителей оппозиции
- крайне негативно отнеслась к идее создания "90-го субъекта РФ".
Понятно, что лучше быть первым в Минске, чем девяностым в Москве. Решать же проблему, апеллируя к "воле народа", по
сути, путем создания "революционной ситуации", Москве и не по силам,
да и ни к чему: слишком близко к России и очень уж нелегитимно.
Впрочем, ситуация может измениться, если допустить, что сроки интеграции
"по первому варианту" названы Москвой предельно условно. Понятно,
что, наряду с побочными эффектами, геополитически данный сценарий выглядит довольно привлекательно. Хотя бы потому, что знаменитая Брестская
крепость в этом случае вновь может стать самым западным форпостом России.
Кроме того, появится шанс совершенно по-другому вести диалог не только с соседними Украиной и Прибалтикой, но в перспективе и с самим Евросоюзом. Да и проблем с транспортировкой на Запад российских энергоресурсов
будет на порядок меньше. Hе менее привлекательными для России - в первую очередь для крупного бизнеса - являются белорусские рынки и предприятия. В одночасье став "своими", они имеют все шансы перейти под контроль российских производителей и стать новым лакомым куском для приватизации.
Ведь нынешние попытки российских олигархов приватизировать наиболее привлекательные компании Белоруссии
натыкаются на сопротивление "батьки", активно строящего социализм
в "отдельно взятой стране". В случае же варианта номер один приватизация
будет проходить по российским законам - без лишних "шума и пыли".
Возможно, и "заграница нам поможет". В условиях готовящейся антитеррористической
операции в отношении Ирака Белоруссия вполне может стать разменной монетой
в геополитических торгах России и Запада. Тем более что реализация такого сценария одновременно решает и набившую оскомину "проблему Лукашенко"
- ситуация в Белоруссии становится внутренним делом России. А с
Путиным договориться проще, чем с "батькой".
Кто в доме "батька"?
При этом и второй вариант - интеграция по типу ЕС - для России выглядит вполне приемлемым. Ставится точка в пустых дискуссиях о формах объединения: Кремль, вынудив Лукашенко сделать, по сути, антиинтеграционные
заявления, выбил из его рук главный политический козырь. Теперь "батьке" будет крайне затруднительно обвинять Москву в отсутствии политической
воли к объединению. При этом, за неимением других членов "российско-белорусского
ЕС", Москва по-прежнему сможет оказывать экономическое давление на Минск. Ведь пойти "на сторону" - в европейский рай, как это сделали прибалты, Лукашенко не может - грехи не пускают. Исходя из этих соображений, Кремль может сделать ставку на трезвый расчет, решив строить отношения с "батькой" по вполне рыночному принципу: "ты - мне, я - тебе". Hапомнив Лукашенко о том, что экономика Белоруссии составляет лишь 3% от российского ВВП, российский президент недвусмысленно
дал понять Минску, кто в доме хозяин и по чьему сценарию может осуществляться
не бумажная, а реальная экономическая интеграция. И уступки могут быть лишь на приемлемой для Москвы основе. Hапример, в обмен на те промышленные
предприятия, заинтересованность в получении которых все активнее проявляют российские компании.
Таким образом, по сути, с реализацией второго варианта в отношениях двух соседей мало что изменится: Лукашенко по-прежнему будет один на один со своими проблемами, а Москва получит возможность пользоваться своими преимуществами, уже невзирая на личные чаяния "главного интегратора".
Hе исключено, что именно к такому - "нулевому" - варианту и стремится
российский президент. Видимо, избавив отношения России и Белоруссии
от ненужной и надоевшей ему словесной шелухи, Владимир Путин решил, что имеет уникальный шанс продемонстрировать в свое время им уже обозначенный
подход: внешняя политика должна защищать "экономический интерес государства".
Иными словами, "обслуживать интересы российской экономики".
В любом случае, очевидно, что все эти сценарии призваны оказать давление на Лукашенко. И любой предпринятый им ход его собственное положение только ухудшит. В шахматах такая ситуация называется "цугцванг".
Возродившиеся же опасения по поводу того, что интеграционные предложения
Путина есть не что иное, как попытка "добавить себе срок", - явно лишь
дань традиции. Просто при Ельцине тема российско- белорусского сближения рассматривалась как некая политическая абстракция, реальное назначение
которой носило сугубо прикладной и субъективный характер. У Путина
задачи другие, тем более что для решения вопроса о дополнительном президентском сроке время у него еще есть. Подстилать себе соломку на 2008 год в 2002-м явно рано - за такой срок соломка может и подгнить.
Россия и Белоруссия: кто больше заинтересован в сотрудничестве?
По данным Фонда "Общественное мнение", 68% россиян считают, что РФ заинтересована в сотрудничестве с Белоруссией, 79% уверены, что и Белоруссия заинтересована в сотрудничестве с нашей страной. При этом 42% наших сограждан убеждены в том, что обе страны заинтересованы в сотрудничестве в равной мере. Белоруссию
называют более заинтересованной стороной в пять раз чаще, чем Россию (37% против 7% соответственно).
Этапы интеграции 21 февраля
1995 года - Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
2 апреля 1996 года - Договор об образовании Сообщества
России и Белоруссии. 2 апреля 1997 года - Договор о Союзе Белоруссии и России. Преобразование Сообщества в Союз.
8 декабря 1999 года - Договор о создании Союзного государства.
По договору каждая из сторон сохраняет свой суверенитет за исключением полномочий, переданных Союзу. Союзное государство имеет
свой герб, флаг и гимн, единую денежную единицу (эмиссия проводится единым центром), единое налоговое, тарифное и таможенное пространство, общий бюджет, формируемый из отчислений из республиканских бюджетов.
Высшим органом Союзного государства стал Высший Государственный
Совет, возглавляемый президентами обеих стран по принципу ротации. Исполнительным органом является союзный Совет Министров. Договор предусматривает также создание союзного парламента, состоящего
из двух палат - палаты Союза (формируется национальными парламентами)
и палаты представителей (избирается гражданами).
***
19 августа 2002 г. Профиль Объем документа: 12483 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |