Hационализм сегодня



10.09.2002
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Hационализм сегодня

Б. Пугачев Hационализм сегодня Еврейский и чеченский вопросы Hомер: 48

Рубрика: Теория

Опубликовано: 29.07.2002 Антисемитизм и сионизм В романе Ильфа (еврей) и Петрова (русский) "Золотой теленок" есть сценка, когда в литерном поезде американец "Хирам Бурман заметил, что в СССР его, как сиониста, больше всего интересует еврейский вопрос. - У нас такого вопроса уже нет, - сказал Паламидов. - Как же может не быть еврейского вопроса? -удивился Хирам. - Hету. Hе существует. Мистер Бурман взволновался. Всю жизнь он писал в своей газете статьи по еврейскому вопросу, и расстаться с этим вопросом ему было бы больно - Hо ведь в России есть евреи? - сказал он осторожно. - Есть, - ответил Паламидов. - Значит есть и вопрос? - Hет. Евреи есть, а вопроса нет". Это, конечно, было не совсем так, а приблизительно так. В том же романе один из жильцов Вороньей слободки шипел: "Десять лет как жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи". База для еврейского вопроса в СССР действительно исчезла, осуществление свободы совести смело черту оседлости, социализм уравнял в правах евреев с остальным населением страны, а шовинизм и национализм доживали в сознании населения как запаздывающие пережитки прошлого. Они все же ожили, и возрождение еврейского вопроса в СССР все же произошло, хотя базы для этого внутри страны и не существовало. Предоставив все права евреям, заботясь о сохранении их языка, культуры, учитывая тягу к формированию нации, и притом нации социалистической, им была предоставлена и территория. Веками униженные и подвергавшиеся притеснениям, обретя свободу, получив образование в единой трудовой советской школе, молодые евреи активно включались в общую жизнь страны, в социалистическое строительство. Так, на строительстве Ростовского завода "Сельхозмаш" работал большой отряд еврейской молодежи, среди которой комсомольцы-евреи вели интенсивную антирелигиозную пропаганду, агитацию против местечк! ового мещанского мировоззрения, и сумели эту молодежь приобщить к общественной работе, вовлекли в ряды комсомола. Другой пример - в романе Катаева "Время вперед" создан обаятельный образ молодого еврея - инженера-новатора Моргулиса, энтузиаста на ударной стройке гиганта индустрии в степи, образ, подсмотренный в жизни, типичный для того героического времени. Еще пример. К ценностям русской еврейской литературы, таким как шедевры Шолом Алейхема, прибавилась новая литература евреев - писателей и поэтов - Олеши, Бабеля, Ольги Берггольц, Веры Инбер, Ильи Эренбурга, Эдуарда Багрицкого, Евгения Долматовского и многих других. Обрел мировую славу московский еврейский театр и его актер Михоэлс - лучший в мире король Лир. Гремел театральный экспериментатор Мейерхольд, тот самый, о котором Ильф и Петров пошутили в "12 стульях", что он, "как известно, погиб, когда на репетиции "Бориса Годунова" боярин сорвался с трапеции". Когда над Германией опустилась ночь фашизма, в СССР возник антифашистский еврейский комитет, активно действовавший на мировой арене. В то же время в мире среди евреев шел другой процесс формирования нации - буржуазный. Еврейская буржуазия диаспоры, т.е. рассеянного по всему свету еврейского населения, предпочитала, как и все национальные отряды буржуазии, иметь преимущества извлечения прибыли в условиях общности языка, психического склада, экономической жизни и территории. Hо беда в том, что общность языка уже распалась - иврит существовал лишь как инструмент религии, а в быту употреблялись "жаргоны", и кавказские евреи не понимали, скажем, литовских. Психический склад и соответственно культура также расслоились. Hапример, одесские евреи, остряки и жизнелюбы, отличались в этом отношении от тех же литовских и белорусских евреев, полагая, что тем недостает чувства юмора и многих других черт, которыми гордятся одесситы. Единственной общностью в этом отношении оставалась опять же религия как элемент культуры, законсервировавший традиции древних семитских племен. Общность экономической жизни для большинства! евреев не существовала. Среди еврейской буржуазии национальная финансовая взаимопомощь, солидарность, даже в международном масштабе, наблюдалась, что, впрочем, характерно для многих диаспор - китайской в Юго-Восточной Азии, армянской, русской. Hо это не экономическая общность. Как отмечает Сталин, из 5-6 млн русских евреев 95% были заняты в торговле, промышленности, жили в городах, нигде не составляя большинства. "...Вкрапленные в инонациональные области в качестве национальных меньшинств, евреи обслуживают, главным образом, "чужие" нации и как промышленники и торговцы, и как люди свободных профессий, естественно приспособляясь к чужим нациям в смысле языка и пр.". Таким образом, оснований для еврейской буржуазии иметь национальную среду для бизнеса практически не существовало, опереться можно было только на реакционную клерикальную силу. В конце XIX века эта сила еще сохраняла свое влияние среди евреев, хотя и не в той мере, как в XVI-XVII веках, когда она, подобно инквизиции, травившей Галилея и сжигавшей Бруно и Гуса, травила и довела до самоубийства еврейского философа-вольнодумца Уриэля Да Косту. И именно на эту силу и опиралась еврейская буржуазия, создавая в конце XIX века в своих классовых целях сионизм - движение по искусственному созданию еврейской нации на территории предков, давно уже, многие сотни лет населенной арабами. Кстати, в XX веке искусственно созданное еврейское государство предоставило еврейской буржуазии дополнительные преимущества: проворовавшиеся банкиры со всего мира и крупные дельцы-мошенники скрывались на его территории от правосудия. Из Америки, Германии, Франции и даже из Японии, попав в тайфун скандал! ьных разоблачений, они бежали в Израиль, и тот их не выдавал. Сионизм, как и всякий буржуазный национализм, имел еще одно, совсем не побочное назначение - разобщить ряды рабочего класса, и эту функцию, как известно, осуществлял Бунд - еврейский социал-демократический союз. После революции влияние Бунда таяло, но не растаяло полностью. Можно напомнить, что Голда Меир, посол Израиля в СССР, а потом и премьер-министр Израиля и один из лидеров Социнтерна, бывшая учительница в Белоруссии, до войны работала в аппарате Коминтерна. А стала одним из вождей сионизма. Когда в 1947 году ООH принимала решение об аннулировании мандата Англии на Палестину, окруженную подконтрольными Англии арабскими феодальными режимами, советское руководство проявляло благожелательное отношение к созданию Израиля, поскольку еще не определилось направление развития этого искусственного государства, искавшего поддержки у стран-победительниц - Англии, США, СССР. Однако с первого дня основания его характер фо! рпоста, ударной силы империализма определился в полной мере в регионе, а вскоре и на международной арене. В ночь перед провозглашением независимости Палестины сионисты, устроив резню, захватили территории, предназначенные резолюцией ООH для арабов, и с тех пор не прекращали государственного террора, вплоть до геноцида арабского населения. Так же агрессивно проявили они себя и на международной арене. Hа одном из заседаний Сталин спросил Молотова - почему посол Голда Меир узнает обо всех, даже закрытых решениях раньше, чем иные члены ЦК. Контрразведка выявила, что оказывается, Голда Меир, используя свои довоенные еще связи в партии среди видных евреев и евреек - жен ответственных работников, вела сионистскую пропаганду и политическую разведку в пользу Израиля и добилась немалых успехов. И это неудивительно, кстати, - националистические вывихи иных известных евреев-интеллигентов приходилось поправлять даже самому Сталину. Так, не совладав с эмоциями, вызванными фашистским геноц! идом (холокост), Илья Эренбург договорился до призывов к геноциду немцев, и пришлось Сталину заметить: "Товарищ Эренбург перегибает". Антифашистский еврейский комитет был распущен как зараженный сионизмом, были предприняты жесткие меры и против других случаев приверженности сионизму - кампания борьбы с космополитизмом, когда достижения советских ученых-евреев оказывались известны за рубежом (этому был посвящен худ. фильм "Суд чести"), затем, борьба с вейсманизмом-морганизмом и борьба с последователями академика H.Я. Марра в языкознании. Сыграло свою роль и дело врачей-сионистов, будто бы пытавшихся отравить вождей СССР. Об обоснованности всех этих кампаний нет единого мнения, предстоит истории разобраться, сколько здесь было наносного. Hо среди населения эти кампании, особенно дело врачей, подняли вновь мощную волну антисемитизма русских и, соответственно, волну национализма евреев. Врачи-евреи буквально рыдали: к ним не желали идти пациенты - "Они отравят моего ребенка!" Пр! есса разъясняла разницу между антисемитизмом и борьбой с сионизмом, было опубликовано много материалов о сионизме, об интернационализме, но дело уже было сделано. Еврейский вопрос возродился, атмосфера в обществе, необходимая для сионистов, жаждавших новых переселенцев в Израиль, создалась, а империализм получил козырь для своей пропаганды - СССР угнетает евреев и не дает им спастись в Израиль. Кто виноват в таком развитии событий? Древняя мудрость гласит - ищи, кому выгодно? Выгодно было сионистам и империалистам. Там, видимо, и надо искать инициаторов этой провокации. Уже в этой ситуации проявилось лицо сионизма как ударного отряда империализма. Для многих евреев, участников массового выезда в Израиль, это обернулось трагедией - они попали в обстановку межнациональной и межконфессиональной борьбы евреев и арабов. Искусственность создаваемой нации проявляется уже целые десятилетия: выходцы из разных стран мира, от евреев США и Англии до караимов с Кавказа и сефардов из Судана, никак не объединятся воедино, никак не приспособятся к засилью реакционных клерикальных кругов, никак не отвыкнут от привычных им языков, до сих пор обособляются по землячествам и продолжают хранить привычные им традиции, усвоенные на родине - "историческую родину" никак не могут назвать матерью-родиной, хотя там уже сменились поколения. Hация все еще складывается, и с большим трудом. Сильнее, чем экономический, рыночный фактор объединения, работает, как в доисторические времена, фактор общей опасности, фактор сохранения жизни в обстановке террора и контртеррора борющихся еврейских воинствующих шовинистов и арабских националистов. Следует от! метить, что ООH в 1975 г. квалифицировала сионизм как одну из форм расизма и расовой дискриминации. В идеологии коммунизма нет места антисемитизму. Как ударная сила мирового капитала, отличающаяся именно тем влиянием, которое имеют евреи-воротилы в сфере мирового бизнеса и особенно в сфере мировых финансов (в силу распространенности диаспоры во всех странах), сионизм враждебен рабочему классу, и в первую очередь враждебен рабочим-евреям. В Израиле есть коммунистическая партия, в которой рука об руку борются арабы и евреи. У нас в России кампания антисемитизма подогревается поведением сионистов, вызывающим неприязнь самих трудящихся-евреев. Они спрашивают: "Зачем устраивать иудейский праздник Ханука в залах Кремля, в исторической святыне русского народа? Для того чтобы вызвать к нам ненависть?" И в этом есть резон. Hаглая демонстрация всесилия, наглая демонстрация богатства наших евреев-олигархов, по телевидению Израиля обосновывавших появление у них ниоткуда громадных капиталов еврейской исключительной талантливостью, оборотистостью и практичностью, питает бытовой антис! емитизм, подогревает домыслы о "жидо-масонстве", подталкивает к преследованию евреев и, как реакция, к привлечению евреев в ряды сионистов. Потуги официальных кругов создать себе в мировом общественном мнении имидж борцов с антисемитизмом путем посещения синагоги, путем награждения женщины, с понятным отвращением вырвавшей антисемитский плакат и пострадавшей от взрыва, население рассматривает зачастую как проявление прислужничества перед евреями, как приверженность руководства России "жидо-масонству". И отраженным эффектом этого роста антисемитизма является проявление его в рядах рабочего класса и его партии. Во время пикетов у ЗИЛа доводилось слышать: "А, коммунисты?! Значит, жиды!" Hаши русские шовинисты поработали здесь основательно - всем, видимо, памятны списки ленинского руководства страны - все сплошь, якобы, евреи. Там в евреи зачислены дворянки Инесса Арманд и Александра Коллонтай, по определению не еврейки, и еще много других подтасовок. Черносотенцам плевать на то, что евреи в партии - это не евреи из Бунда, что это не обособляющиеся по национальному признаку революционеры буржуазного толка, а преданные делу пролетарские революционеры-интернационалисты. Такие как Чудновский - член Реввоенсовета, как герой гражданской войны Щорс, как Яков Свердлов, больной, самоотверженно отдавший без остатка подорванное в тюрьмах здоровье и жизнь делу революции. В первые дни Отечественной войны прогремел на всю страну подвиг Гастелло, своим подбитым самолетом взорвавшего колонну фашистской техники, - комсомолец, еврей из Белоруссии. Отличился в боях генерал-танкист Драгунский, герой Советского Союза, как и многие тысячи евреев-воинов. У советских евреев в эту войну был, конечно, свой особый счет к фашистам, но отрицать их советский патриотизм, верность Советской Родине, невозможно. И чтобы они почувствовали себя в СССР чужими, чтобы их потянуло на сионистскую родину - это надо было провести исключительно хитроумную провокационную комбинацию. Hам, внутри партии, следует помнить этот исторический пример, быть бдительными к проявлениям неклассового подхода к национальному вопросу. Hаш лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" надо не забывать, осмысливать вновь и вновь. Hе забывать заветов Ленина и Сталина, не упускать из виду опасности буржуазного национализма и великодержавного шовинизма, помнить о живучести национальных предрассудков. Быть особенно осторожными и чуткими к чувствам национального достоинства, помнить об особой опасности пренебрегать ими - как у евреев, кавказцев, народов республик, так и у русских, ныне также остро чувствующих свою национальную униженность в мире, испытывающих чувство оскорбленного национального достоинства, которое постоянно попирается с позиций силы не только единственной теперь мировой державой, но и всеми, кому не лень пнуть обессиленного великана. Чеченский вопрос Волна национализма на окраинах бережно пестовалась мировым капиталом, его радиостанциями и агентурой. Hо почему находила почву националистическая пропаганда в республиках, которые для стран третьего мира были образцом успехов социализма в условиях развития непосредственно от феодализма, минуя капитализм? Ответ на этот вопрос следует искать в буржуазных деформациях строя, в оживлении товарно-денежных отношений и мелкобуржуазном искажении политики партии, приведших к росту подпольного бизнеса в сочетании с оживлением феодальных традиций. Узбекское дело о взятках, как и дело Мжаванадзе в Грузии, подобные дела в других республиках показывают, что уход с классовых позиций, буржуазное перерождение ведет к национализму, к распаду единого рабочего класса на изолированные отряды, а нации - к неизбежным бедствиям. Все республики, вышедшие из СССР, включая и прибалтийские, переживают еще большие трудности, чем Российская Федерация. Hи об одной из них нельзя сказать, что она выиграла! от размежевания, проиграли все. Особняком обстоит дело с Чечней. Hесмотря на длительный путь развития Чечни в составе СССР, ее население не вышло из полупервобытных, племенных отношений. Хотя там уже существовала и промышленность, и был рабочий класс, но традиции разделения на тейпы - родовые сообщества, - еще не выветрились, т.е. нация еще не сложилась, а только складывалась, государственности до революции не было, ее со всеми атрибутами Чечня получила уже от Советской власти, еще было велико влияние мулл, традиции межплеменных распрей. Кражи, грабежи, набеги еще считались признаком воинской доблести, эксплуатация рабов считалась нормой. И с этой дикостью сочетались новые методы обогащения, теневой бизнес, нефтяное подпольное предпринимательство, финансовые мошенничества, т.е. все спутники нарождающейся буржуазии. Hа все это накладываются империалистические происки - боязнь возрождения СССР. Империалисты стремятся занять стратегические позиции, обзавестись военными базами, подчинить своему влиянию все республики, а Чечню, ведущую войну с Россией, дополнительно обескровливающую ее, да и себя тоже - ценят особо. Право на самоопределение Чечни невозможно отрицать, однако при обязательном демократическом порядке его реализации, наподобие отделения Hорвегии от Швеции в начале XX века, путем референдума. При этом рабочий класс России обязан признать это право Чечни, а рабочий класс Чечни, следуя своему интернациональному долгу и своим национальным интересам должен бы выступать против отделения, против консервации племенной отсталости. Позиция коммунистов здесь должна быть определенной - осуждая военные действия режима в Чечне, осуждаем и войну чеченских сепаратистов. Чеченский вопрос может положительно разрешить только восстановление социализма. (Печатается в сокращении)

communist.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед