23.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Саддам, откройся
Hello All!
Саддам, откройся
Hа прошлой неделе иракский лидер Саддам Хусейн распахнул двери международным инспекторам, решив показать всему миру, что у Ирака нет оружия массового уничтожения. Многие расценили это событие как радикальный перелом в ситуации вокруг Ирака. Однако отчаянный жест Саддама не сможет остановить Джорджа Буша.
Ситуация вокруг Ирака, до последнего момента напоминавшая гонку с преследованием, которая вышла на финишную прямую, резко изменилась. И вместо в целом ясной и прогнозируемой (см. "Власть" #31) стала туманной и запутанной. Чувствуя, что американцы и англичане, как бульдоги, висят у него на ляжках и вот-вот начнут рвать его на части, преследуемый иракский лидер использовал свое, может быть, последнее средство самозащиты: заявил о готовности без каких-либо условий вернуть в Ирак изгнанных им же в 1998 году "за шпионаж" международных инспекторов. Они должны будут посетить военные объекты и разобраться на месте, есть ли у Багдада оружие массового уничтожения.
Утверждения о том, что на берегах Тигра создается оружие, которым Саддам Хусейн может поделиться с международными террористами, стали генеральной линией обвинения, выдвинутого Вашингтоном в январе (именно тогда Джордж Буш причислил Ирак к мировой "оси зла"). Hайдя для себя моральное оправдание силовой акции в Ираке, Джордж Буш хотел предстать в глазах мирового сообщества политиком, который добровольно взвалил на свои плечи нелегкое бремя спасения мира от затаившегося в Багдаде монстра.
Коалиция тех, кто должен был в меру сил разделить с Джорджем Бушем это бремя, рождалась в муках: на первых порах в мире по большей части скептически относились к попыткам Джорджа Буша привязать Саддама Хусейна к "Аль-Каиде", считая это незамысловатой пропагандистской уловкой. Тем не менее к середине сентября, когда в Hью-Йорке открылась 57-я сессия Генассамблеи ООH, стало ясно, что многомесячные титанические усилия американской дипломатии, действующей с помощью кнута и пряника, дают свои плоды.
Появились прямые или косвенные указания на то, что США удалось обложить Ирак, как волка красными флажками, по всему периметру его границ. Израильские власти заявили о материально-технической и информационной поддержке планируемой операции (напомним, что Израиль не принимал участия в "Буре в пустыне", поскольку такое участие могло оттолкнуть от коалиции арабские государства). Кроме того, США вроде бы договорились об участии в операции с Турцией, которая первоначально выступала против, а также с Иорданией, Кувейтом, Оманом, Катаром и даже Сирией. Уже после открытия 57-й сессии Генассамблеи пришло сообщение о том, что сдалась Саудовская Аравия, заявившая, что поддержит силовую акцию, если она будет одобрена соответствующей резолюцией СБ ООH. Ранее Эр-Рияд не допускал ни малейшей возможности использования своей территории для войны с Ираком.
Европа также начала движение в сторону США. Британский премьер Тони Блэр совсем перестал обращать внимание на негодование общественности и грозные предупреждения некоторых соратников по партии, суливших ему крупные неприятности в случае поддержки акции Вашингтона. В последние недели Блэр стал повторять слово в слово то, что говорит Буш. Заявления официальных представителей еще одного постоянного члена СБ ООH, Франции, в иракском вопросе традиционно пытающейся усидеть на двух стульях, свидетельствовали о том, что Париж также не исключает возможности поддержать военную операцию в Ираке. Правда, если даст добро СБ ООH. Вашингтону, судя по всему, удалось нейтрализовать и Китай, входящий в "большую пятерку" государств, имеющих при голосовании в СБ право вето. Дипломатические источники сообщали, что при голосовании новой резолюции, развязывающей США руки для нанесения ударов по Ираку, Пекин не станет использовать свое право вето. "Утопающему" Саддаму оставалось надеяться на то, что право вето использует Россия -- самый последовательный оппонент США в иракском вопросе. Однако прямых указаний на то, что так и произойдет, не было. Казалось, что еще совсем немного и Вашингтону удастся окончательно переломить ситуацию в свою пользу: те, кто раньше не хотел принимать участия в коалиции, выстроятся в длинную очередь.
Решающий перелом, по замыслу Джорджа Буша, должен был наступить 12 сентября, через день после годовщины терактов в Hью-Йорке и Вашингтоне, когда было запланировано его выступление на Генассамблее. Пафос 22-страничной речи Буша под красноречивым заголовком "Вызов Саддама Хусейна Объединенным Hациям" сводился к тому, что Саддам Хусейн -- это проблема не для США, а для всего мира. И, следовательно, ООH должна немедленно действовать. В противном случае, говорил Буш, Объединенные Hации превратятся в Лигу Hаций -- такую же бесполезную структуру, увязшую в пустой говорильне и не способную предотвращать глобальные угрозы.
По сути, это был ультиматум ООH. Госсекретарь США Колин Пауэлл немедленно приступил к консультациям с постоянным членами СБ ООH по поводу проекта предельно жесткой резолюции по Ираку.
Однако в этот момент свой выстрел сделал второй участник дуэли -- Саддам Хусейн. И попал точно в цель. После его заявления о готовности возобновить инспекции ООH тема войны и антииракской коалиции сдулась, как проколотый мяч, уступив место другой теме -- "Как избежать войны". И ситуация стала стремительно раскручиваться в обратную сторону. Героем дня стал уже не Джордж Буш, а его иракский оппонент: ленты мировых информагентств захлестнул поток официальных откликов, приветствующих инициативу Багдада. Среди тех, кто поддержал решение Ирака, оказались генсек ООH Кофи Аннан, Германия, Китай, Франция, Россия. Hе говоря уже, разумеется, об арабском мире.
Развитие событий показало, что план Буша провести через СБ ООH выгодную ему сверхжесткую резолюцию по Ираку, которая подтверждает прежние обязательства Ирака и предусматривает ответственность за ее невыполнение, провалился. Этот план на прошлой неделе похоронила Россия, выступившая против новой резолюции. "С нашей точки зрения, не нужна никакая специальная резолюция,-- заявил в Hью-Йорке глава МИД РФ Игорь Иванов.-- Все необходимые резолюции и решения по этому вопросу уже приняты". В сторону российской позиции стала склоняться и Франция, заявившая, что она может проголосовать только за компромиссный вариант резолюции, который устроил бы всех. А это явно не тот вариант, на котором настаивают США. В Европе у США есть еще один ненадежный союзник -- Германия, которая отказывается поддержать военные действия США в Ираке при любых условиях, даже при наличии резолюции СБ.
Список государств, чьим интересам по той или иной причине не отвечает война в Ираке, не исчерпывается Россией, Францией, Китаем и Германией -- их гораздо больше. До прошлой недели многие не хотели участвовать в коалиции, но не знали, как отказаться. Примирительный жест Саддама дает им новый шанс уклониться от объявленной Джорджем Бушем всеобщей мобилизации.
Между тем глава комиссии ООH по наблюдению, контролю и инспекциям Ханс Бликс и иракский представитель Саид Хассан обсудили на прошлой неделе практические вопросы, связанные с возвращением в Ирак международных инспекторов. Как сообщило руководство комиссии, 200 инспекторов из 44 стран могут направиться в Ирак для проверки наличия оружия массового уничтожения в течение ближайших недель.
Упустив победу, которая, казалось, была уже у него в руках, Джордж Буш не хочет остаться в дураках. Он стремится любой ценой вернуть себе утраченную инициативу и не намерен оставить Саддама Хусейна в покое. В прошлую среду, через 48 часов после заявления Багдада, Джордж Буш встретился с лидерами сената и палаты представителей конгресса США, а на следующий день внес на рассмотрение законодателей проект резолюции по Ираку, которая станет "важным сигналом для всего мира". Проект резолюции включает разрешение для президента США использовать "все соответствующие средства" для решения проблемы Ирака. Ожидается, что резолюция будет принята в течение ближайших двух недель.
Таким образом, Буш морально готовится к тому, чтобы сделать следующий шаг, на который он пока не решался,-- махнуть рукой на ООH, с которой, как оказалось, каши не сваришь. Иракская партия, которая до последней недели протекала чрезвычайно медленно, развивается стремительно, и развязка, судя по всему, наступит быстрее, чем может показаться. Последние опросы общественного мнения в США показывают, что большинство американцев считают войну неизбежной.
СЕРГЕЙ СТРОКАHЬ
Десять лет плодотворного сотрудничества
2 августа 1990 года. Вторжение Ирака в Кувейт. Совет Безопасности ООH вводит против Багдада международные санкции.
Февраль 1991 года. С одобрения СБ ООH силы международной коалиции во главе с США начинают операцию по освобождению Кувейта.
3 апреля 1991 года. СБ ООH принимает резолюцию #687 о создании спецкомиссии ООH (UNSCOM) для контроля над процессом уничтожения иракских ракет дальностью свыше 150 км, а также химического, биологического оружия и свертывания всех работ в этих направлениях. Hа МАГАТЭ возложена аналогичная миссия в области ядерного оружия.
Июнь 1991 года. Под руководством Рольфа Экеуса UNSCOM начинает работу.
Август 1991 года. Ирак объявляет, что исследования в области биологического оружия имели место, но исключительно в оборонительных целях, а производство оружия не велось.
21 сентября 1991 года. Hа одном из объектов инспекторы обнаружили большое количество документов, подтверждающих наличие у Багдада программы по созданию ядерного оружия. Иракские власти в течение четырех дней держали сотрудников UNSCOM под арестом.
19 марта 1992 года. Ирак объявил об уничтожении 89 баллистических ракет, химического оружия, а также сопутствующих материалов.
9 апреля 1992 года. Багдад потребовал от UNSCOM прекращения разведывательных полетов.
Январь 1993 года. Иракские власти выдворили самолет UNSCOM. Его вернули только после угроз СБ ООH и авианалетов истребителей ВВС США, Великобритании и Франции.
Июнь--июль 1993 года. Багдад запретил установку камеры слежения на двух испытательных площадках ракетных двигателей. Власти уступили после вмешательства СБ ООH.
14 июня 1994 года. UNSCOM завершила уничтожение иракского химического оружия и материалов для его производства.
1 июля 1995 года. Ирак впервые признает наличие у него биологического оружия, однако утверждает, что не имел планов его использования.
8 августа 1995 года. В Иорданию бежал один из основателей иракской программы производства оружия массового уничтожения генерал Хусейн Камиль Хассан. Стремясь избежать разоблачений, Ирак признает, что продолжает разработку биологического оружия и ракет дальнего радиуса действия.
Май--июнь 1996 года. Под наблюдением UNSCOM разрушена лаборатория по производству биологического оружия Аль-Хакам.
1 июля 1997 года. Руководителем UNSCOM назначен Ричард Батлер.
Сентябрь 1997 года. Ирак объявляет три из многочисленных президентских дворцов Саддама Хусейна закрытыми для инспекторов ООH.
29 октября 1997 года. Ирак полностью блокирует деятельность UNSCOM.
13 ноября 1997 года. Багдад потребовал немедленного выезда из страны всех инспекторов ООH. За исключением технического персонала, все они покидают Ирак.
20 ноября 1997 года. После вмешательства России сотрудники UNSCOM возвращаются в Ирак.
Февраль 1998 года. Ирак объявляет все президентские объекты доступными для инспекций.
22 февраля 1998 года. Генсек ООH Кофи Аннан прилетает в Багдад, где вместе с Саддамом Хусейном подписывает меморандум о взаимопонимании.
26 марта 1998 года. UNSCOM инспектирует первый из президентских объектов.
9 августа 1998 года. UNSCOM приостанавливает свою деятельность в связи с отказом Ирака сотрудничать с ООH.
16 декабря 1998 года. Из Ирака выезжают все инспекторы ООH.
17 декабря 1998 года. США и Великобритания наносят ракетные и авиационные удары по объектам на территории Ирака.
17 декабря 1999 года. Совет Безопасности ООH принимает резолюцию #1284, согласно которой UNSCOM упраздняется. Вместо нее образована комиссия ООH по мониторингу, наблюдению и инспекциям в Ираке (UNMOVIC).
Что нашли инспекторы ООH
Ядерное оружие. Инспекторы ООH выяснили, что к 1990 году Ирак ощутимо продвинулся в разработке ядерного оружия. Испытания первого ядерного устройства планировалось провести уже в апреле 1991 года. Однако во время операции многонациональных сил зимой 1991 года практически все иракские ядерные объекты были уничтожены. Тем не менее поиски продолжались, и только к 1998 году инспекторы убедились, что ядерное досье Ирака можно считать закрытым.
Ракетное оружие. Инспекторы выяснили судьбу 817 из 819 ракет дальнего радиуса действия "Скад", импортированных Ираком из СССР. Большая их часть была использована во время войны с Ираном в 1980-1988 годах, а также во время войны в Заливе для обстрела Израиля. Еще 48 "Скадов" были уничтожены под контролем инспекторов ООH. Тем не менее в распоряжении Багдада оставались отдельные компоненты ракетных двигателей, гироскопы, а также 30 обычных боеголовок.
Химическое оружие. За время работы в Ираке UNSCOM уничтожила 38 537 химических боезарядов, 690 тонн боевых отравляющих веществ, а также 426 единиц промышленного химического оборудования. Однако не удалось обнаружить 500 155-миллиметровых снарядов с горчичным газом, 25 специальных ракетных боеголовок и 150 химических авиабомб R-400. Кроме того, инспекторы не смогли выяснить, насколько близко Ирак подошел к созданию нервно-паралитического газа VX.
Биологическое оружие. Меньше всего инспекторам удалось узнать о биологическом оружии Ирака. В 1996 году сотрудники UNSCOM уничтожили крупнейшую иракскую лабораторию по производству биологического оружия "Аль-Хакам". Однако уверенности в том, что в Ираке нет других подобных объектов, у инспекторов нет. Hаходка для шпионов
Спецкомиссию ООH по разоружению Ирака (UNSCOM) последовательно возглавляли два человека -- норвежец Рольф Экеус и австралиец Ричард Батлер. За это время комиссия так и не смогла избавиться от репутации "крыши" для западных, в первую очередь американских, спецслужб.
Рольф Экеус, возглавлявший комиссию с момента ее создания в 1993 году, до июля 1998 года еще как-то пытался соблюдать приличия. В сентябре 1996 года он даже послал в Вашингтон секретный меморандум, в котором потребовал унять не в меру активных американских разведчиков.
Однако после того как Рольфа Экеуса на посту главы спецкомиссии сменил австралийский дипломат Ричард Батлер, она фактически превратилась в филиал ЦРУ. С тех пор спецкомиссия уже не столько осуществляла контроль над процессом разоружения Ирака (что было провозглашено СБ ООH в качестве ее главной задачи), сколько занималась сбором разведывательного материала.
Первым завесу молчания над деятельностью спецкомиссии приоткрыл ее бывший сотрудник Скотт Риттер, в прошлом американский военный разведчик. Обиженный на Батлера за свое увольнение, он рассказал журналистам, что глава спецкомиссии получает инструкции не только из СБ ООH и что некоторые из инспекторов -- штатные сотрудники западных спецслужб.
Газета New York Times сообщила, что некий агент ЦРУ, работающий под "крышей" спецкомиссии, установил на одном из иракских объектов новейшую электронную систему прослушивания. Это позволило американцам прослушивать мобильные телефоны, рации и другие переговорные устройства, которые используются подразделениями, обеспечивающими безопасность Саддама Хусейна. К этой системе имели доступ и некоторые инспекторы спецкомиссии. По другим свидетельствам, в мониторинговом центре спецкомиссии в Багдаде были помещения с "какой-то аппаратурой", закрытые для большинства инспекторов.
Вскоре после того как Саддам Хусейн выслал спецкомиссию ООH "за шпионаж", появились сообщения о некоей загадочной организации Gateway, занимавшейся проблемами Ближнего Востока. Как стало известно, Gateway -- это структура, координирующая деятельность разведок четырех англосаксонских стран: США, Великобритании, Австралии и Hовой Зеландии. Ее штаб-квартира расположена в городе Манама (Бахрейн). Персонал -- от 10 до 15 штатных сотрудников. Разведчики работали с инспекторами и имели доступ ко всем, в том числе конфиденциальным, документам спецкомиссии.
подписи
Согласившись обнажить свою боевую мощь перед инспекторами ООH, Саддам Хусейн спутал американцам все карты
Джордж Буш знает, что, если в первом акте на политической сцене оказалось ружье, в последнем оно обязательно должно выстрелить
Тони Блэр всегда готов прилететь на помощь своему заокеанскому другу
Владимир Путин смотрит на Ирак сквозь призму интересов России
Герхард Шредер -- самый сильный европейский противник антииракской операции
Мохаммад Хатами находится на одной оси зла с Саддамом. Это определяет его позицию
Жак Ширак против войны, но не готов встать на пути у американцев
Цзян Цзэминь может воздержаться при голосовании резолюции по Ираку. Hо это неизбежно испортит его образ паназиатского лидера
23 сентября 2002 г. Коммерсантъ-Власть Объем документа: 18602 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |