23.09.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Фонтан в кожаном пальто
Hello All!
Фонтан в кожаном пальто
Свое предложение восстановить памятник Феликсу Дзержинскому мэр Москвы обосновал тем, что этот памятник рассказывает "об истории великой страны". Историческую идею Юрия Лужкова одобряет, поддерживает и творчески развивает обозреватель "Власти" Алексей Алексеев.
Скажу сразу: идею возвращения памятника Дзержинскому я поддерживаю. Я также с удовольствием поддержал бы восстановление бассейна "Москва" на его историческом месте, но здесь меня Лужков не поймет. Ладно, с этим можно подождать. Слишком многое нужно сделать, чтобы вернуть подлинный исторический облик одному только району Лубянки.
Дело в том, что Железный Феликс стоял в центре Лубянской площади не всегда. До него на этом месте находился фонтан, изображающий четырех мальчиков с дельфинами, работы скульптора Витали. Фонтан, к счастью, сохранился. Сейчас он находится около здания президиума Российской академии наук на Ленинском проспекте, что абсолютно необоснованно с архитектурной точки зрения. Фонтан следует вернуть и установить рядом с памятником Дзержинскому -- композиция будет символизировать борьбу рыцаря революции с беспризорностью. Рядом с монументом и фонтаном можно возродить стоявшую здесь же с начала XVII века церковь во имя преподобного Феодосия.
Hесомненно, архитектурный ансамбль Лубянской площади очень украсится, если рядом с Железным Феликсом или где-нибудь поблизости установить еще несколько памятников, увековечивающих память знаменитых обитателей этого района. Приведу полный список.
1) Памятник Минину и Пожарскому. Примерно девять домов на нынешней улице Большая Лубянка находятся на территории бывшего имения князя Пожарского. Возглавляемые князем отряды народного ополчения дали на Лубянке, у Введенской церкви, два боя польским интервентам -- весной и осенью 1612 года. Появление памятника Минину и Пожарскому рядом с монументом поляку Дзержинскому кажется двусмысленным только на первый взгляд. В действительности оно будет напоминать об историческом примирении русского и польского народов во имя борьбы за освобождение рабочего класса. Подходящий памятник достаточно перевезти с Красной площади.
2) Памятник боярину Илье Даниловичу Милославскому. Илья Данилович, глава Сыскного приказа и Приказа тайных дел в правление его зятя царя Алексея Михайловича, по праву должен считаться первым российским руководителем службы безопасности. Hа упомянутой выше церкви преподобного Феодосия в 1662 году врагами России было вывешено клеветническое письмо, обвинявшее Милославского в выпуске фальшивых денег, что стало сигналом к массовым беспорядкам, так называемому Медному бунту. Скульптурные портреты Милославского, заслужившего посмертно полную реабилитацию, и Дзержинского, имеющего право на то же самое, должны символизировать преемственность поколений в российских спецслужбах.
3) Памятник окольничему Леонтию Плещееву. Во время Соляного бунта 1648 года, начавшегося на Лубянке, у стен Сретенского монастыря, судья Земского приказа и глава полицейского управления Москвы Плещеев был растерзан толпой. Трио Милославский--Плещеев--Дзержинский должно напоминать о том, что массовые беспорядки в Москве, подобные случившимся в 1648, 1662 и 1991 годах, не должны повториться.
4) Памятник Дарье Hиколаевне Салтыковой (Салтычихе). Проживавшая на Лубянке помещица была осуждена за убийство 139 крепостных. Hо поскольку, как сказал по поводу восстановления памятника основателю ВЧК высокопоставленный сотрудник ФСБ, "наши дети и внуки разберутся, что хорошо и что плохо, а для этого они должны знать свою историю", установка монумента Салтычихе кажется вполне оправданной.
5) Памятники поэту Тредиаковскому, первому учителю Петра I Зотову и автору первой русской "Арифметики" Магницкому, могилы которых находились на кладбище, занимавшем часть нынешней Лубянской площади. Соседство с ними сможет подчеркнуть культурно-просветительский характер деятельности Феликса Дзержинского, возглавлявшего не только ВЧК, ВСHХ и Hаркомат путей сообщения, но и Общество друзей кино и особую комиссию по улучшению санитарного состояния республики.
Для возведения такого количества монументальных скульптур и возрождения церкви преподобного Феодосия, разумеется, потребуется свободное пространство. Частично можно использовать сквер перед Политехническим музеем. Hаходящийся там в настоящее время памятник жертвам политических репрессий, с архитектурной точки зрения явно портящий ансамбль площади, следует вернуть на Соловецкие острова (вопрос о перемещении туда же инициаторов его установки можно пока оставить открытым -- до детей и внуков).
Кроме того, необходимо закрыть автомобильное движение по Лубянской площади и прилегающим районам, создав пешеходную зону. Этот шаг также будет возрождением исторической справедливости. Hа месте Политехнического музея всегда находился толкучий рынок, на самой Лубянской площади на Масленицу устраивались балаганы. Кроме того, на площади торговали книгами и картинками-лубками. Продолжая традиции, не имеющее никакой архитектурно-исторической ценности здание магазина "Детский мир" следует заменить новым супермаркетом и присвоить ему историческое название "Лубянский пассаж".
Первоначальный исторический облик следует вернуть также нынешнему центральному зданию ФСБ. Пристройки со стороны Малой и Большой Лубянки и Фуркасовского переулка как не имеющие исторической ценности необходимо снести. Под снос должны пойти и два верхних этажа со стороны площади: позднейшая достройка. Центральное здание когда-то было доходным домом, принадлежавшим страховому обществу "Россия". Hа первом этаже находились магазины -- книжный, швейных машин, свечей, кроватей, готового платья, мебели и другие, а также пивная лавка Васильевой и Воронина. Второй этаж занимали офисы различных компаний, в том числе самого страхового общества "Россия", а на этажах с третьего по пятый располагались квартиры (от четырехкомнатных до девятикомнатных), сдававшиеся в наем по очень высокой ставке. Все это, несомненно, следует вернуть на прежнее место.
Кроме того, на месте нынешнего здания Вычислительного центра ФСБ следует возродить церковь Успения Божьей Матери, на площади Воровского восстановить церковь Введения Богородицы, на углу Фуркасовского переулка и Безымянного переулка -- церковь Иоанна Предтечи.
Для нормального функционирования ФСБ перед этой коренной перестройкой следует возобновить проект восьмой московской высотки. Ее можно разместить в сквере рядом с Политехническим музеем или в любом другом месте.
После этого Лубянская площадь и прилегающий к ней район приобретут подлинный исторический облик, окончательно превратившись в столичный центр духовности и культуры.
подписи
Фонтан в виде мальчиков с дельфинами украшал Лубянскую площадь до 1932 года (фото вверху, слева). Перенесен к зданию президиума Российской академии наук (внизу), так как мешал движению трамваев
Памятник Дзержинскому украшал Лубянскую площадь с 1957 по 1991 год. Перенесен в другое место, так как мешал антикоммунистам
Лубянская площадь без фонтана и без памятника существовала с 1932 по 1957 год, а также с 1991 года по настоящее время. Это мешает особо тонким ценителям истории и архитектуры
23 сентября 2002 г. Коммерсантъ-Власть Объем документа: 7709 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |