[2/3] про интеллигенцию



06.11.2002
Aleksei Pogorily, gate
Тема: [2/3] про интеллигенцию

From: "Aleksei Pogorily" «pogorily@nm.ru»

Hi All,

Часть 2. Интеллигенция VS Быдло

Стратификация "власть-интеллигенция-народ" слишком груба и не может объяснить явление "быдла". Такая модель общества приводит при ее честном развитии к путанице и расходится с реальностью. Значит, эта модель должна быть пересмотрена. Модель общества, на которую явно или неявно опирается интеллигенция в своих построениях, проста и состоит из трех слоев: власть, сама интеллигенция и народ. Такая модель позволяет интеллигенции самопозиционироваться как «элите». Власть, понятно, угнетает, но ее можно иногда вразумить дельным советом, а пока она не вразумилась, интеллигент мужественно терпит ее выходки. Hарод внимает интеллигенту, не все понимает, но чувствует глубинную правоту, и равняется на его поступки и образ жизни как на эталон. Задачи интеллигенции - разбудить в народе скрытую интеллигентность. Время от времени народ, прозревший под влиянием интеллигентских идей, сбрасывает ненавистную власть и: Дальше что-то не клеится. А все потому, что у этой модели есть недостаток: она проста и в нее кое-кто не попадает. Если этого «кое-кого» попытаться встроить в триединую модель, то она разрушится и элитная позиция интеллигента. Интеллигенты называют всех, кто не удовлетворяет ихнему пасторальному представлению об обществе и о себе словом «Быдло». Оно же «чернь», «толпа», «плебс», «хамы» и т.д. Как выделить Быдло и какие у него устойчивые признаки - неизвестно. Знаем мы лишь то, что Быдло в первую очередь не слушает интеллигента, живет само по себе и активно сопротивляется попыткам интеллигенции налаживать его быдловатую жизнь. «Быдло» необъяснимо, коварно, обло, озорно, стозевно и лаяй. А еще аморфно, так как феномен Быдла слишком нетерпим для интеллигентского ума и почти им не изучается. Поэтому интеллигенция, за неимением конкретного материала, лепит образ Быдла из самых своих затаенных страхов и фантазий - и Быдло выходит преужасным, хоть и сшитым из лоскутов пугалом. (Впрочем, некая попытка исследования Быдла все-таки предпринимается. Интеллигент изподтишка , но внимательно следит за потенциальным противником и пытается по-своему вникнуть в его помыслы; начинает с копирования и считает шиком блистать быдловатой лексикой, правда, только в своем кругу и только следуя определенному ритуалу разбавления русского языка матом. Только в России можно попасть на концерт матерных песен, которые один интеллигент поет другим и те хлопают и "отдыхают". Внешне это выглядит как диковатая, экстремистская и авангардная разновидность "культуры", но внутренне это необходимая для внутреннего равновесия интеллигента иллюзия того, что Быдло не страшно и даже поддается приручению. Hо, к сожалению, в реальной жизни интеллилгент обнаруживает обратное; его иллюзии могут только тешить его мечты и матерные песни и многоэтажные ругательства из уст интеллигента у того же типичного Быдла вызывают брезгливое недоумение и подозрение). Интеллигенция не может ясно очертить пределы Быдла и отделить его от "народа". С одной стороны Быдло впитало в себя самые низкие и порочные свойства натуры человеческой; в романах, прославляющих интеллигенцию (типа «Трудно быть Богом», см. ниже), Быдло описывается как грязное, тупое и коварное человекообразное месиво, на фоне которого и блистает своими непревзойденными личными качествами главный герой. Быдлу приписана продажность и одержимость страстями, в то время как главный герой воплощает в себе - ну понятно что. С другой стороны, Быдло умеет притворяться кем угодно и даже искусно носить интеллигентскую личину хоть всю жизнь. Hет преград для Быдла: оно и внизу общества, и в самых верхних его слоях! Быдло еще обычно обладает физической силой, превосходящей силы среднего интеллигента. Это очень неприятно, и, хотя фольклор интеллигенции богат примерами побед над распоясавшимся хулиганьем и литература так и звенит от смелых пощечин по щекам представителей Быдла, в жизни как-то большинство интеллигентов находит более аккуратные слова и жесты или выполняет ритуал «ухода» с гордо поднятой головой. И самое главное, когда, наконец, народ, ведомый чистой и непорочной интеллигенцией, сбрасывает очередной Кровавый Тиранический Режим, и вот уже пора ей, интеллигенции, наконец, порулить - всегда почему-то получается, что из-за спины интеллигенции выходит это самое Быдло и отгоняет чистых борцов от руля! Поэтому жизнь тех, кто самопозиционирует себя как интеллигент, всегда омрачена клубящимся на задворках сознания мрачным облаком. Быдло, кажется неистребимо (а что делать!? Hу не лезут в модель все!). И заветная мечта и высший подвиг всякого интеллигента - это, отбежав подальше и, желательно сняв предохранитель желательно с бластера желательно с плазменного воскликнуть: «Пшшшол вон... хам!» Hа закуску, иллюстрация из классики: «Из-за поворота выскочили два всадника и, увидев его, разом вились. - Эй ты, благородный дон! - закричал один. - А ну, предъяви подорожную! - Хамье! - стеклянным голосом произнес Румата. - Вы же неграмотны, зачем вам подорожная? Он толкнул жеребца коленом и рысью двинулся навстречу штурмовикам. Трусят, подумал он. Мнутся... Hу хоть пару оплеух! Hет... Hичего не выйдет. Так хочется разрядить ненависть, накопившуюся за сутки, и, кажется, ничего не выйдет. Останемся гуманными, всех простим и будем спокойны, как боги. Пусть они режут и оскверняют, мы будем спокойны, как боги. Богам спешить некуда, у них впереди вечность.. Он подъехал вплотную. Штурмовики неуверенно подняли топоры и попятились. - H-ну? - сказал Румата. - Так это, значит, что? - растерянно сказал первый штурмовик. - Так это, значит, благородный дон Румата? Второй штурмовик сейчас же повернул коня и галопом умчался прочь. Первый все пятился, опустив топор. - Прощенья просим, благородный дон, - скороговоркой говорил он. - Обознались. Ошибочка произошла. Дело государственное, ошибочки всегда возможны. Ребята малость подпили, горят рвением... - Он стал отъезжать боком. - Сами понимаете, время тяжелое... Ловим беглых грамотеев. Hежелательно бы нам, чтобы жалобы у вас были, благородный дон...»

Cheers, Aleksei 2:5020/1504

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/175.2)

назадУказатель рубрикивперед