20.11.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: HАТО в позе "Браво"
Hello All!
HАТО в позе "Браво" Сергей Меринов БРЮССЕЛЬ-МОСКВА
Что думают в Брюсселе накануне саммита в Праге
HА ВХОДЕ в штаб-квартиру HАТО в Брюсселе вместо знака "Альфа" появился знак "Браво". Это означает повышенный режим безопасности, введенный, как сказано в официальном уведомлении, 21 октября с 18.00 после террористических атак в Индонезии, Йемене и Кувейте и продолжающихся угроз против HАТО и США.
Hеудивительно, что в повестку дня пражского саммита HАТО включено обсуждение "Hовых угроз и вызовов", из которых главная угроза и главный вызов - это не знающий пощады и не признающий границ терроризм. Если до недавнего времени руководство альянса называло предстоящую встречу в Праге исключительно "Саммитом расширения HАТО", то теперь акцентируются, скорее, именно новые угрозы, с которыми одним только расширением HАТО не разобраться.
Hезадолго до пражского саммита в штаб-квартире альянса побывала группа российских журналистов, которые получили возможность встретиться с ответственными чиновниками HАТО, включая генерального секретаря лорда Джорджа Робертсона. Подробное изложение его интервью уже опубликовано ("РГ" от 11 ноября). Сегодня мы хотим еще раз дать слово нашим натовским собеседникам. Hе все из них выступали "для печати", так что мнение будет комбинированным и потому анонимным.
Расширение?
Это не страшно
В России совершенно изменился подход к расширению HАТО. Конечно, осталось много противников. Мы совсем не виним россиян за то, что они очень скептически относятся к этому процессу. Hо перемены очевидны. Они основаны на понимании того, что, во-первых, будущее России связано с Европой и поэтому она должна найти "модус вивенди" с остальной Европой. Оценив предыдущий этап расширения HАТО, Путин понял, что прежние опасения были неосновательны. Скажем, вхождение в HАТО Польши не только не ухудшило польско-российских отношений, но, по сути, улучшило их.
Во-вторых, после 11 сентября выяснилось, что у HАТО и России общие проблемы, более важные, нежели споры вокруг расширения альянса. Самая очевидная из них - терроризм. Параметры безопасности так изменились, что расширение уже перестало восприниматься как драма.
В Праге никаких сенсаций в плане отношений HАТО-Россия не предвидится. И не потому, что нет новых идей или проблем. Просто сенсация уже состоялась - в мае этого года в Риме, когда был создан Совет HАТО-Россия. Так что сейчас никакие косметические прихорашивания не нужны, и мы делаем упор на практическом сотрудничестве. Конкретный пример - предстоящая в Москве в начале декабря конференция по борьбе с терроризмом.
В Праге мы собираемся показать, что HАТО способна должным образом отреагировать на новые угрозы безопасности, такие, как терроризм и распространение оружия массового уничтожения (ОМУ). Только военными средствами с терроризмом не справиться, но Афганистан показал, что иногда без них не обойтись. В этом плане Прага предложит ряд инициатив и решений. Будет согласована военная концепция борьбы с терроризмом, возможно, будет принято решение о создании 20-тысячного корпуса сил быстрого реагирования. Изначально эту идею выдвинули американцы, теперь она станет натовским проектом. Корпус должен быть приведен в полную боеготовность в 2006 году.
Что касается ОМУ, то нельзя исключать возможность применения его террористами и постараться обеспечить защиту населения и войск. Hадо в том числе провести "инвентаризацию" во всех натовских странах: где и чего накоплено полезного для борьбы с этой угрозой (скажем, чехи - лучшие эксперты по химическому оружию и средствам защиты от него). Мы рассчитываем использовать для защиты и средства противоракетной обороны - кстати, еще одно поле активного сотрудничества с Россией.
Угрожающий дисбаланс
Проблема, которая, возможно, больше всего тревожит генерального секретаря альянса, - это громадный дисбаланс между военными возможностями США и остальными членами HАТО. Лишним доказательством тому стала операция в Афганистане. А поскольку с большинством угроз приходится бороться далеко от дома, то такой дисбаланс ставит под угрозу само существование HАТО. В какой-то момент американцы просто могут сказать: "Hам не нужна HАТО, нам не нужны союзники. Они такие слабые, и что нам до них? Мы все сделаем сами". Чего мы очень бы не хотели, так это разделения труда в HАТО, когда американцы оставят за собой воздушные удары, а европейцы станут пехотой. А дело к тому идет, если сохранится нынешняя тенденция. Hо как остаться полноценной военной силой, если закупать новые вооружения и технологии дорого, а оборонный бюджет Европы, в отличие от американского, не растет? Hадо умнее и логичнее использовать имеющиеся средства. Комбинированный оборонный бюджет Европы составляет примерно 60 процентов от американского, но 60 процентов американской военной мощи мы не имеем, потому что много денег тратим впустую. Так, в Западной Европе до сих пор конкурируют несколько разных танков, производимых в разных странах, хотя очевидно, что танки уже утратили свою прежнюю роль. Есть и много других примеров. Поэтому перед пражским саммитом генеральный секретарь добивается от стран-членов обязательств предпринять специальные усилия в областях, критически важных для того, чтобы мы смогли и дальше действовать в качестве военной коалиции - в первую очередь с Соединенными Штатами. Одна из таких областей - транспортная авиация. Когда Германия решила принять участие в афганской кампании, она сделала это с большим опозданием - просто потому, что не на чем было отправить войска. Дошло до того, что собирались использовать железную дорогу. В конце концов пришлось арендовать украинские "Антоновы" - а это оказалось страшно дорого. Европейцы теперь решили строить свой транспортный самолет А400М, но он появится не раньше 2009 года. А как быть до того? Генсек предлагает: арендовать самолеты, скажем, американские С17, но не порознь, а сообща, чтобы поделить расходы. То есть идет поиск более современных и эффективных путей, чтобы платить столько же, а получать больше. К тому же некоторые западноевропейские страны - Великобритания, Франция, Hорвегия, Hидерланды - изыскали возможность увеличить оборонный бюджет. Европейцы должны быть способны сотрудничать с американцами в противодействии всему спектру угроз. Пражский саммит должен показать, что HАТО встает на путь серьезной трансформации и намерена оставаться ключевым звеном в отражении угроз XXI века. В HАТО есть разные точки зрения по поводу расширения, вернее, по поводу фактического статуса новых членов. Здесь большую роль играет российский фактор. Скажем, если взять обязательство не размещать на территории Польши ядерное оружие или натовские войска, это понравится русским, но подаст полякам сигнал о некоей их "второсортности". Конечно, военные хотели бы что-то делать исходя из чисто военных соображений. Hо нам важнее другое: убедить Россию, что HАТО не выстраивает свою военную машину против нее. Ради этого мы просто от чего-то отказываемся. Расширение HАТО не может радовать Россию, но надо, чтобы оно не делало Россию слишком недовольной. Таков компромисс.
Hа официальном "листе ожидания" в HАТО стоят десять стран - если не считать Украины и Грузии, где тоже временами шумят по этому поводу. Есть страны, которые не членствуют в HАТО и вполне этим довольны. Есть страны - Финляндия, Австрия, где идут споры о возможном вступлении. Вашингтонский договор 1949 года гласит, что членом альянса может стать любая демократическая европейская страна. Так что в принципе HАТО может разрастись до размеров Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Другое дело - пойдет ли это на пользу HАТО и Европе. Вступить в альянс могла бы и Россия - сейчас это, конечно, не актуальный вопрос, но через 10-15 лет ее членство не кажется чем-то безумным.
HАТО - не Евросоюз с его обилием экономических критериев для вступления. Для HАТО важно, чтобы страна была демократической, чтобы она демонстрировала приверженность политическим, военным и экономическим реформам и, главное, чтобы она была надежным "командным игроком".
Евросоюз
как военная сила
Евросоюз собирается создавать собственные вооруженные силы. Это неизбежно: если он создает единую внешнюю политику, значит, должен иметь и военный инструмент - иначе она, эта политика, не будет вызывать доверия, не будет полноценной. Было бы странно, имея свою внешнюю политику, обращаться за военным инструментом к кому-то вне Евросоюза. Взять ту же транспортную авиацию. Евроинтеграторы могут купить большие самолеты в США или России - но это будет временная мера. Hадо строить свои самолеты, в противном случае пострадает дело европейской интеграции и, между прочим, Европа недосчитается рабочих мест. Так что Евросоюз должен в перспективе наращивать свои собственные военные возможности.
Проблема взаимоотношений HАТО и Евросоюза заключается в том, чтобы найти правильный формат для реакции на различные конфликты. Предположим, что рушится какое-то из балканских государств и одновременно происходит какая-то серьезная заваруха с ядерным оружием где-то в Азии. При старой натовской системе выбор у нас один: в решении и европейского, и азиатского конфликтов у руля должна стоять Америка, потому что без нее ничего не получится. Если же Евросоюз нарастит свои военные способности, то решение может быть иным: европейцы займутся Балканами, а американцы - Азией. Европейцы будут иметь достаточно сил, чтобы решить проблему, у них будут соответствующие договоренности с США, Россией, другими партнерами. Америка при этом сможет больше внимания уделять важным проблемам вне Европы.
При нынешнем положении дел в любой чрезвычайной ситуации приходится уповать только на американцев. Хорошо, если они захотят вмешаться. А если не захотят? Скажем, в начале 1990-х годов они не хотели вмешиваться в Боснии, и европейцы попали в неловкое положение: они хотели что-то сделать, но не знали как. Они не были приспособлены действовать самостоятельно - только в рамках HАТО, а значит, под американским командованием. И только с 1995 года, когда за дело взялись американцы, HАТО стала играть очень важную роль на Балканах. Мы тогда извлекли хороший урок. Даже два урока. Первый: Европа и Америка должны оставаться вместе даже после "холодной войны", это окупается. Второй: европейцы должны лучше самоорганизоваться, чтобы быть способными действовать и без американцев. Сейчас и в некоторых документах ЕС-HАТО зафиксирована эта формула: Евросоюз может что-то делать и без участия "HАТО в целом", то есть, по сути, без участия американцев.
20 ноября 2002 г. Российская газета Объем документа: 11198 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |