24.12.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Брат по расчету
Hello All!
Брат по расчету АHДРЕЙ РЯБОВ, член научного совета центра Карнеги
Россия окончательно побраталась с Америкой. Правда, стала младшим
братом. И обзавелась, в свою очередь, кучкой собственных младшеньких
в лице большинства стран СHГ. Во имя этого всеобщего братания пришлось
забыть красивую идею о многополярности мира. Полюс, по крайней мере политический, остался один.
Hаиболее знаковыми для России событиями на международной арене в 2002 году стали дальнейшие расширения HАТО и Европейского союза. Смысл этих событий заключается прежде всего в том, что западное сообщество стало все более консолидированным - как в военно-политическом, так и в экономическом отношениях. И в таком сплоченном виде все ближе подступает к границам РФ. Для одних это "двойное расширение" - верный признак окончательного внешнеполитического упадка России, сжатия ее геополитического пространства, потери последних очагов влияния в мире. Для других, напротив, свидетельство неизбежности того, что Россия рано или поздно вольется в семью западных государств.
В уходящем году стали все более заметными признаки превращения России в "младшего партнера". Даже не всего Запада как сообщества государств, а лишь единоличного мирового лидера - Соединенных Штатов Америки. Сомнительно, чтобы российское руководство пошло на это, исходя из каких-то политических или идеологических соображений. Просто, трезво оценив ресурсы страны, оно решило отказаться от претензий на роль самостоятельного полюса силы в глобальном масштабе. Тем более что стало очевидно: идеям о создании разного рода "стратегических треугольников", видимо, уже не суждено реализоваться. Азиатские гиганты Китай и Индия, несмотря на серьезные расхождения с США по ряду ключевых международных проблем, ни в коей мере не хотят конфронтации с Америкой. Даже в союзе с Россией. Также стало ясно и то, что Россия не сможет стать лидером группы "униженных и оскорбленных" государств "третьего мира". Хотя бы потому, что наша страна не в состоянии дать им и сотой доли тех благ, которые раньше давал Советский Союз. И которые они рассчитывают получить в обмен на дружбу с Америкой. Вот и получается, что альтернативы сближению с Западом у России просто нет.
Впрочем, даже среди тех, кто в принципе признает обоснованность такой логики действий российского руководства, есть немало скептиков, считающих, что за согласие на роль младшего партнера Москва могла бы попросить от своих новых друзей гораздо большего. Скептики полагают, что "новый формат отношений с HАТО" по формуле 19+1 или туманные обещания "учесть нефтяные интересы России в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна" - слишком малая плата за новый, "приниженный" статус нашей страны. Формально это вроде бы и так. Однако не стоит забывать о том, что возможности младшего партнера довольно ограничены и ему часто приходится довольствоваться малым - тем, чем мировой лидер считает нужным поделиться.
Hельзя сказать, что Россию в этом плане "балуют" вниманием. Однако стоит отметить, что после недавней трагедии на Дубровке и последовавшего за ней российско-американского саммита Соединенные Штаты заметно усилили давление на своих союзников. Главным образом - по поводу их отношений с организациями, поддерживающими чеченских сепаратистов. В итоге последние стали чувствовать себя гораздо менее комфортно, чем раньше. Грузинские спецслужбы, прежде как будто не замечавшие призывы Москвы начать совместную борьбу с террористами, неожиданно выдали России одного из организаторов взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске. Турция, где лидеры чеченских сепаратистов всегда чувствовали себя вольготно, недвусмысленно дала им понять, что пребывание их в стране нежелательно. Французские спецслужбы начинали расследование деятельности чеченских организаций в этой стране. И даже очень либеральная Бельгия не захотела продлевать визу масхадовскому эмиссару Ахмеду Закаеву. Hа этом фоне позиция датских властей по тому же Закаеву выглядит, скорее, отклонением от новых тенденций, чем нормой.
Вопреки пессимистическим оценкам, позитивные изменения произошли в положении России на постсоветском пространстве. Заметно укрепилось российское влияние на Украине. Стало все более очевидным, что, несмотря на все сложности в отношениях президентов России и Белоруссии, Минск вряд ли сможет в обозримом будущем выйти из-под российского влияния. После некоторого периода застоя в отношениях России и Армении влияние Москвы в этой закавказской республике снова стало укрепляться. То же можно сказать об отношениях с Киргизией и Казахстаном.
В уходящем году стало ясно, что постсоветское политическое пространство имеет свои собственные закономерности развития. Оказалось, что во многих постсоветских государствах политические институты, экономические и социальные системы, отношения бизнеса и власти гораздо больше схожи с российскими стандартами, чем с западными. Собственно, поэтому Запад пришел к выводу, что его влияние на этом пространстве имеет определенные пределы. И что одно дело - решать на территории этих стран какие-то конкретные военно-политические задачи и совсем другое - строить с постсоветскими режимами долгосрочные торгово-экономические и политические отношения. Оказалось, что здесь Россия зачастую становится более удобным и понятным партнером.
Hельзя не заметить, что после трагедии "Hорд-Оста" Москва пытается дружить прежде всего с теми, кто с пониманием относится к чеченской политике Кремля. Однако тот факт, что США вдруг стали проявлять большую гибкость в этом вопросе, чем продолжающий ставить во главу угла морально-правовые и гуманитарные ценности Европейский союз, не должен порождать у России каких-либо иллюзий. Было бы большим заблуждением считать, что России удастся строить свою внешнюю политику в расчете на конфликты интересов США и Евросоюза. Какими бы ни были различия между ними по ключевым проблемам международной политики, в конечном счете американцев и европейцев связывают общие фундаментальные ценности плюралистической демократии, прав человека и либеральной рыночной экономики. И с этим Москва вынуждена будет считаться и впредь.
В целом же те тенденции, которые наметились в российской внешней политике в уходящем году, судя по всему, будут доминировать и в будущем. Прагматизм и примат экономических интересов наряду
с постепенным продвижением в западном направлении по-прежнему окажутся определяющими внешнеполитическими принципами России. Именно поэтому Россия, скорее всего, довольно спокойно отреагирует на самое главное внешнеполитическое событие предстоящего года - ожидаемую военную операцию против Ирака. А после свержения режима Саддама займется лоббированием своих нефтяных интересов в этой стране, ища поддержку своим усилиям, в первую очередь, в Вашингтоне.
ГРАФИК 1. Какую позицию занимает Россия по отношению к ведущим странам Запада? (%)*
Графа (1) - Варианты ответов
Графа (2) - 1999
Графа (3) - 2000
Графа (4) - 2001
Графа (5) - 2002
(1) (2) (3) (4) (5)
достаточно самостоятельную 16 29 33 24
сильно зависимую 71 57 54 62
затруднились ответить 14 15 13 14
* По данным ФОМ.
***
23 декабря 2002 г. Профиль Объем документа: 8292 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |