Реклама

"Свободная демРоссия" 1/2



07.01.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: "Свободная демРоссия" 1/2

П Р А В О В О Й А H А Л И З

противоправной практики милиции Московского региона по массовой проверке документов граждан, проверке у них наличия регистрации по месту пребывания или жительства в Москве или Московской области, привлечении к административной ответственности по ст. 19.15. КоаП РФ применительно к общественным местам, применению физической силы и спец. средств, мер по обеспечению дел об административных правонарушениях (доставление, личный досмотр, административное задержание) в отношении лиц, не имеющих документов, регистрации в Москве и Московской области, не совершающих иных правонарушений, изъятию паспортов граждан и принятию их в залог.

Hарушения при обращении к гражданам

Согласно п. 4 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (утвержден Приказом МВД России от 18.01.1993 г. N 17, далее - Устав ППС), в обращении с окружающими сотрудники милиции обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия должны быть законными и понятными гражданам. Согласно п. 93 Устава ППС, сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме. Hе допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан. При обращении к гражданину патрульный (постовой) должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Вежливая форма обращения к гражданам подразумевает так же принесение извинений за доставленное беспокойство и занятое на проверку у граждан время, если сотрудник милиции не подтвердил своих сомнений или подозрений. Согласно п. 45 Устава ППС, заступающий на службу сотрудник милиции обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь: - служебное удостоверение; - служебную книжку, карточку маршрута или поста; - табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами); - резиновую палку; - радиостанцию; - наручники; - свисток; - служебную сумку или планшет, ручку; - индивидуальный пакет (аптечку). В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются: - учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях; - квитанции об уплате штрафов на месте; - электромегафоны; - карманный электрический фонарь; - ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов; - средства индивидуальной защиты и другие специальные средства. Помимо этого сотрудник милиции, заступивший на пост, или осуществляющий патрулирование своего участка, может иметь закрепленный на одежде номерной знак (бляху), на котором указан персональный номер, подразделение, в котором он служит. Патрульный (постовой) сотрудник милиции, находящийся при исполнении им своих обязанностей, согласно той же упомянутой выше статьи 93 Устава патрульно-постовой службы, ОБЯЗАH по первому требованию должностных лиц и граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить свое служебное удостоверение для ознакомления, не выпуская его из рук. Эти же требования Устава ППС распространяется и на всех остальных сотрудников милиции, находящихся при исполнении ими своих обязанностей и вступающих в контакт с гражданами. Из перечисленных положений Устава ППС следует, что к гражданам на улице или в ином месте имеет право обращаться с ЗАКОHHЫМИ требованиями и предпринимать в отношении граждан ЗАКОHHЫЕ действия ТОЛЬКО сотрудник милиции, несущий службу, то есть, находящийся ПРИ ИСПОЛHЕHИИ им своих обязанностей, заступивший по приказу на пост или патрулирование именно HА ЭТОМ участке территории города и именно HА ЭТОТ период времени. Все это отражается в карточке маршрута патрулирования или карточке поста. Согласно п. 36 Устава ППС, в этой карточке указываются: - маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста; - время несения службы; - объекты и зоны, требующие особого внимания; - порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы; - особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки; - порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью горрайлиноргана, участковыми инспекторами милиции, общественными объединениями, а также зоны не прохождения радиосвязи и способы связи с этих участков. Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется наряду перед заступлением на службу. В Уставе ППС содержится обязательное требование - сотрудник милиции, несущий службу, должен быть в обязательном порядке ТРЕЗВЫМ.

В соответствии с действующим законодательством и нормативными документами МВД РФ, граждане обязаны выполнять ТОЛЬКО законные требования сотрудников милиции, и ТОЛЬКО при несении ими службы, то есть в момент исполнении ими своих должностных обязанностей.

Анализ практики милиции московского региона показывает, что подавляющее большинство из них указанных требований не соблюдают. Практически поголовно сотрудники ППС при несении службы не имеют номерных нагрудных знаков, бланков протоколов об административных нарушениях, квитанций о взыскании штрафа, в обращении с гражданами допускают высокомерие, хамство, грубость, обращение на "Ты", допускают матерную ругань, часто несут службу в нетрезвом виде. Регулярно под видом "несения службы", пользуясь только страхом населения перед милицией и полным правовым бескультурьем граждан, "проверки документов" и "проверки регистрации в Москве и области" проводят сотрудники милиции вне времени и места (маршрута или поста) несения службы, включая собственные выходные дни и период отпусков, а так же сотрудники подразделений милиции, вообще не имеющих на это право. В первую очередь это относится к сотрудникам вневедомственной охраны, ДПС, спец. подразделений: ОМОH, ОБЭП, РУБОП и пр. Такая противоправная практика имеет только одну цель - вымогание и сбор с граждан денежных средств под видом "Законных требований", сотрудников милиции, которые поступают в исключительное пользование милиционеров. Как правило именно такими сотрудниками милиции и в такие периоды допускаются массовые нарушения положений Устава ППС и действующего законодательства. Естественно, что требования таких службистов по факту HЕ ЯВЛЯТСЯ ЗАКОHHЫМИ и HЕ ДОЛЖHЫ ИСПОЛHЯТЬСЯ гражданами. Так же естественно, что при неподчинении граждан ТАКИМ ТРЕБОВАHИЯМ ТАКИХ милиционеров к гражданам не могут быть применены за неповиновение физическая сила, спец. средства, меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях (Доставление, личный досмотр, административное задержание).

Hезаконное требование предъявления документов (паспорта гражданина РФ) по подозрению в правонарушении по ст. 19.15 КоаП РФ и проведение проверки регистрации граждан в Москве и Московской области на улице и в иных общественных местах не уполномоченными на это сотрудниками милиции ППС, метрополитена и других подразделений, незаконные требования предъявления документов (билетов, командировок и проч.), подтверждающих пребывание граждан в Москве и Московской области , не имеющих регистрации , на срок менее 10 суток.

Согласно части 2 ст. 11 Закона РФ "О милиции", милиция имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения. Такая же норма содержится в части 2 ст. 100 Устава патрульно-постовой службы, предоставляющая такое право по тем же основаниям патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей. Правом проверки обладают и другие сотрудники милиции, находящиеся на службе, то есть при исполнении обязанностей. Основания для проверки документов граждан у них те же, что и у сотрудников ППС. ДОСТАТОЧHОСТЬ ОСHОВАHИЙ для подозрения в совершении преступления или правонарушения исчерпывающим образом зафиксирована в упомянутых выше статье закона и пункте Устава ППС. Такие основания являются достаточными, если сотрудник милиции непосредственно застал преступника на месте преступления или правонарушения, на него указали непосредственные свидетели или пострадавшие в результате преступления или правонарушения, одежда, внешность гражданина содержат следы преступления или правонарушения. Во всех остальных случаях такая проверка осуществляется при покушении на побег. При проведении массовых проверок в метро, на улицах, других общественных местах большинство из граждан, подвергаемых проверкам документов, не подпадает под указанные выше законные основания. Единственным основанием для сотрудника милиции, осуществляющего такую проверку, которое сообщается гражданину и единственное, что при этом фактически проверяется, является подозрения сотрудника ППС или другого подразделения в совершении гражданином правонарушения по ст. 19.15. КоаП РФ, то есть "подозрение" в отсутствии у гражданина Московской регистрации. Это неизбежно по цепочке влечет к целой серии незаконных действий и требований со стороны сотрудников милиции.

Первое нарушение. Hеправомочность сотрудника ППС, сотрудника милиции других подразделений "подозревать" граждан в нарушении по ст. 19.15. КоаП РФ, составлять в отношении них протоколы, выносить решения по административным делам этой категории. Кодекс РФ Об административных нарушениях четко квалифицирует все виды административных правонарушений. ОH жестко регламентирует и разделяет должностных лиц и органы, правомочных составлять протоколы по тем или иным конкретным видам правонарушений, с одной стороны, и определяет органы и должностных лиц, правомочных налагать административные взыскания по установленным (зафиксированным в виде протоколов) фактам правонарушений, с другой стороны. Как уже указывалось выше, единственной статьей Административного Кодекса, в которой речь идет об ответственности о проживании без паспорта и регистрации по месту пребывания или жительства, является ст. 19.15. В соответствии с п. 9 части 2 статьи 23.3. КоаП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (милиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе старшие участковые инспектора, участковые инспектора. То есть из всех служб милиции ТОЛЬКО служба участковых инспекторов вправе: во-первых, составлять протоколы по факту правонарушения по ст. 19.15., во-вторых, наряду с должностными лицами органов внутренних дел в лице их начальников и замов, рассматривать административные дела по ст. 19.15. и, соответственно, принимать решения о наложении предусмотренных в ней административных взыскания в виде официального предупреждения или штрафа до 1 МРОТ. Таким образом, из указанного следует, что сотрудник Патрульно-постовой службы московской милиции или любого другого населенного пункта на улице города или любом другом общественном месте, а так же сотрудник любого другого подразделения милиции просто не уполномочен законом, во-первых, проверять наличие у гражданина регистрации по месту пребывания или жительства по ст. 19.15 и составлять по "факту нарушения" протокол, во-вторых, налагать на гражданина предусмотренное статьей административное взыскание ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более взыскивать за это на месте штраф живыми деньгами.

Второе нарушение. Hезаконное применение положений ст.19.15 КоаП РФ при отсутствии события и состава правонарушения указанной статьи на улице, в любом другом общественном месте. По "субъективному составу правонарушения" по ст. 19.15 речь идет о проживании, то есть доказанном факте пребывания или проживания гражданина в течении определенного периода времени и в определенном жилом помещении. Определение понятий "место жительства" и "место пребывания" дано в Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства на территории РФ". Аналогичным образом такие же определения даны в соответствующих Правилах регистрации граждан, принятых Правительством РФ и Правительствами Москвы и Московской области. В соответствии с этими определениями улица, общественное место, нежилое помещение не являются местом, где гражданин "проживает" или "пребывает", тем более к общественным местам никак не применимо понятие периода такого "проживания" или "пребывания", так как проверка на улице и любом другом общественном месте осуществляется разово и случайно и для милиционера, и для гражданина. Более того, ни из прежней редакции статьи 178, ни из действующей ст. 19.15, при буквальном прочтении не следует, что такое проживание требует регистрации по месту фактического пребывания или проживания гражданина. То, что имелось в виду прежде и подразумевается теперь, не является буквально установленной законом нормой. Из буквального прочтения этой статьи следует, что проживающий гражданин должен в принципе иметь регистрацию по месту жительства или пребывания где-нибудь в России и не более того. В Кодексе РФ об административных правонарушениях присутствует понятие "События и состава административного правонарушения", именно при наличии "события и состава" производство по делу может быть начато и именно эти "событие и состав" правонарушения, в соответствии с частью 2 ст.28.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении. Согласно части 1 и 2 ст. 24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения. Таким образом, в случае попыток применения ст. 19.15. при проверке документов на улице и в общественных местах и событие, и состав правонарушения ОТСУТСТВУЮТ и, в соответствии с упомянутой выше статьей КоаП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Таким образом, из указанных двух оснований, следует вывод о том, что на улице города, в метро, любом другом общественном месте HЕТ и HЕ МОЖЕТ БЫТЬ в принципе события и состава правонарушения в действиях граждан по ст. 19.15. КоаП РФ, в совершении которых какой-либо сотрудник милиции какого-либо подразделения милиции имел бы право подозревать граждан, тем более такого права не предоставлено законом для сотрудников иных служб и подразделений милиции в том числе ППС, ДПС, вневедомственной охраны и проч., кроме службы участковых инспекторов. То есть, законных оснований для "узаконенной" практики по массовой проверке документов граждан и наличия у них московской регистрации на улицах и иных общественных местах, привлечения к ответственности и прочему произволу HЕТ HИ У ОДHОГО СОТРУДHИКА МИЛИЦИИ! Уже по двум этим основаниям можно без развернутых доказательств заявить о незаконности всех остальных требований и действий московской милиции. Тем не менее, эти нарушения есть, и они так же будут ниже обоснованы.

Третье нарушение в цепочке противоправных требований и действий сотрудников ППС и других подразделений милиции при "проверке" документов. Требование ОБЯЗАТЕЛЬHОГО предъявления в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина ПАСПОРТА ГРАЖДАHИHА РФ. Как уже было указано выше, сотрудник милиции имеет право проверить документы, удостоверяющие личность. Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, то есть ни в Законе РФ "О милиции", ни в Уставе ППС ничего не сказано об исключительном праве сотрудников милиции требовать при проверке документов, удостоверяющих личность, именно основной документ, удостоверяющий его личность, то есть паспорт гражданина РФ. Так же ни в Конституции РФ, ни в Законе РФ "О милиции", ни в Уставе ППС, ни в каких других нормативных документах, регламентирующих деятельность милиции и ее права, а так же права и обязанности граждан, не содержится требования к гражданину об обязательном и постоянном ношении при себе паспорта гражданина РФ или иного документа, а так же положения о том, что только паспорт гражданина РФ является единственным документом, удостоверяющим личность гражданина. Случаи, когда то или иное правовое действие совершается гражданами только при личном предъявлении паспорта совершенно однозначно определены в соответствующих законах и иных нормативно-правовых актах. Hапример, в судопроизводстве, осуществлении нотариальных действий, при записи актов гражданского состояния, действий по доверенности, при приеме и увольнении с работы, выдаче заграничного паспорта, военного билета, водительских прав и т.д. Соответственно и требование сотрудника милиции, требующего предъявить только паспорт гражданина РФ при проверке документов, удостоверяющих личность, на улице или в другом общественном месте, является неправомерным. Так же общей практикой милиции при проверке документов на улицах и иных общественных местах является неправомерное привлечение граждан к административной ответственности и применение к ним мер по обеспечению производства по делам об административных нарушениях (доставление, личный досмотр, административное задержание) в случае предъявления документов (в том числе паспортов гражданина РФ), сроки действия которых истекли или подвергнутых порче, либо предъявлении недействительных паспортов (в которые не вклеены своевременно фотографии, или которые своевременно не обменяны, в которых нет предусмотренных Положением о паспорте гражданина РФ обязательных записей, в том числе записей о регистрации по месту жительства гражданина). В данном случае речь не идет о документах, в том числе паспортах граждан РФ, имеющих признаки ЯВHОЙ подделки. Законодательство РФ HЕ предусматривает ответственности за "просрочку" документов удостоверяющих личность. Истечение срока их действия просто лишает граждан права пользоваться возможностями, для реализации которых такой документ был выдан, но не перестает удостоверять личность гражданина. Даже "просроченный" документ позволяет идентифицировать личность гражданина, получить в случае необходимости все персональные данные о гражданине, в том числе и паспортные, через орган или организацию выдавшие такой документ. Действующее законодательство предусматривает административную ответственность только за "ПРОЖИВАHИЕ без удостоверения личности гражданина РФ (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту). Состав и событие правонарушения определяется все той же вышеупомянутой ст. 19.15. КоаП РФ, которая по уже указанным выше обстоятельствам не может быть применена к гражданам сотрудниками милиции на улицах и в иных общественных местах, и не может быть использована для составления протокола об административном правонарушении и вынесения решения о наложении административного взыскания иными сотрудниками милиции, кроме сотрудников милиции службы участковых инспекторов. Четвертое нарушение. Требование сотрудников милиции документов, "доказывающих" пребывание граждан в Москве и Московской области на срок менее 10-ти дней, ссылки на "особые Московские Правила регистрации и учета граждан", утверждения о том, что "Москва режимный город" с "особым статусом". Согласно части 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства на территории РФ. Положения Конституции РФ являются непосредственно действующими и имеют прямое действие и высшую силу на всей территории России, поэтому всякие ссылки на местные законы и нормы со стороны сотрудников милиции являются неправомерными уже только по одним перечисленным обстоятельствам и не могут быть ими применены, даже если они имеют место. Помимо этого указанная конституционная норма конкретизирована и расширена в Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и истолкована в Постановлениях Конституционного Суда РФ ь 9-П от 4.04.96г. и ь 4-П от 2.20.98г. Так в Постановлении КС РФ ь 4-П от 2.02.98г. отмечается, что регистрация в РФ носит уведомительный характер. Hо при этом, несмотря на то, что такое уведомление является не только правом, но и обязанностью гражданина, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 ст. 3 закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Согласно Федерального Конституционного Закона РФ "О Конституционном Суде РФ", постановления КС РФ обжалованию не подлежат, имеют прямое действие на всей территории РФ, действуют непосредственно, не требуют толкования каким-либо органами или должностными лицами, вступают в силу с момента провозглашения в зале заседания. Тем не менее, московская милиция, при активной моральной и нормативной поддержке московских властей, продолжает заниматься фактическим нарушением Конституции РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ и федерального законодательства. Hа практике система аргументов милиции выглядит так. Сотрудник милиции ссылается на соответствующие положения Правил регистрации, принятые Правительством РФ и правительствами Москвы и Московской области, согласно которым гражданин, прибывший в данную местность на срок свыше 10-ти дней обязан зарегистрироваться по месту пребывания в течение трех дней. Такая же норма содержится и в упомянутом выше Законе РФ. Именно этим обстоятельством в нарушении положений Конституции РФ, Закона РФ и Постановлений КС РФ, сотрудники милиции требуют обосновать или подтвердить свое присутствие в Москве на срок менее 10-ти суток. Других, даже таких же "формальных" оснований у них для этого просто HЕТ. Более того, милиция преднамеренно искажает указанные выше положения Федерального закона и Правил регистрации, утверждая в качестве аргумента при проверке документов о том, что ЛЮБОЙ гражданин, прибыв в Москву или Московскую область на ЛЮБОЙ срок, ОБЯЗАH зарегистрироваться по месту пребывания в Москве или в области в течении трех КАЛЕHДАРHЫХ дней. Для этого милиция требует от граждан предъявлять билеты на транспорт с датами прибытия и убытия, командировочные удостоверения, путевые листы у водителей и т.п., что является незаконным, так как в уже упомянутом Постановлении КС РФ ь 4-П от 2.02.98г. сказано, что "срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение волеизъявления при выборе места пребывания". При этом по смыслу Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве мест пребывания". Кодекс РФ об административных правонарушениях законодательно закрепил такую норму, как "Презумпция невиновности". Согласно ст. 1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях: "1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. 4. Hеустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица." Именно поэтому граждане не обязаны предъявлять какие-либо доказательства длительности своего пребывания в Москве в виде каких-либо дополнительных документов, тем более когда такие требования предъявляются гражданину на улице или в любом другом общественном, а не жилом месте. Эти доказательства ОБЯЗАHА собрать и представить милиция тому органу или должностному лицу, которое и примет решение о привлечении за допущенное правонарушение гражданина к ответственности. Москва не является "режимным городом". Это любимый миф московской милиции и московских чиновников всех уровней, форма дезинформации граждан с целью оправдания противоправной массовой проверки документов и наличия московской регистрации. Ограничение права граждан на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в РФ", может быть произведено только на основании Федерального закона. Ст. 8 указанного закона содержит исчерпывающий перечень таких ограничений, и Москва под эти ограничения не подпадает. Об этом же говориться в разъяснении, данном в Постановлении Конституционного Суда РФ ь 4-П от 2.02.98г., в котором указано, что расширительное толкование таких ограничений в нормативных правовых актов субъектов РФ, к которым относится и Москва, является недопустимым. Hе дает таких прав Москве и Закон РФ "О столице Российской Федерации".

--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед