07.01.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: "Свободная демРоссия" 2/2
Противоправность применения в отношении граждан при проверке документов и московской регистрации на улицах и в иных общественных местах мер "задержания" с применением физической силы и спец. средств или угрозой такого применения, принятия в отношении граждан мер по обеспечению рассмотрения дел об административных правонарушениях (доставление в отделение милиции, личный досмотр, административное задержание) для "установления личности" и "пресечения административного правонарушения", несоблюдение сотрудниками милиции требований протоколирования фактов правонарушений, доставления, досмотра, административного задержания, производства по делам об административных правонарушениях, изъятие документов удостоверяющих личность, прежде всего паспортов и взятие их в "залог".
В силу указанных выше оснований требования сотрудников милиции на улицах и в иных общественных местах предъявления документов, удостоверяющих личность, паспортов, документов подтверждающих московскую регистрацию или сроки пребывания в Московском регионе менее 10-ти суток, являются HЕЗАКОHHЫМИ и поэтому не подлежат исполнению гражданами. По сложившейся в Москве и Московской области практике милиция расширительно трактует свои права и ЗАКОHHОСТЬ своих требований и распоряжений. К фактам неповиновения "Законным" распоряжениям сотрудников милиции и основанием для применения физической силы и спец. средств, последующего доставления в отделение милиции, досмотра, административного задержания, для сотрудников милиции зачастую является простое упоминание гражданами о своих конституционных правах, требование предъявления служебного удостоверения, требование обоснования с ссылкой на закон требований сотрудников милиции, требование составления протокола или выдачи квитанции, отказ в уплате предлагаемой на месте суммы "штрафа". За отсутствие документов, удостоверяющих личность, за правонарушение по составу ст. 19.15. КоаП РФ, при отсутствии иных правонарушений или преступлений со стороны граждан, Кодексом РФ Об административных правонарушениях, иными законами HЕ ПРЕДУСМОТРЕHЫ основания и возможности для пресечения указанных правонарушений с использованием физической силы, спец. средств, мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях (доставление, личный досмотр, административное задержание). Все указанные меры используются московской милицией, как самоцель, для применения к гражданам неоправданного физического насилия, ограничения свободы, умаления и унижения достоинства, или угрозы их применения. Все эти права милиции, предусмотренные действующим законодательством для поддержания общественного порядка, используются с единственной целью, а именно для вымогания любым способом денег с граждан за несовершенные ими правонарушения взамен на получение свободы прекращения насилия, возврата документов удостоверяющих личность, или снятие угрозы их применения. Другой побочной целью такие действия служат для закрепления в психологии граждан убеждения в их бессилии и невозможности противостоять любым действиям и требованиям сотрудников милиции и их безоговорочного исполнения, вне зависимости от их законности. Данные утверждения подтверждаются приведенными ниже выдержками из соответствующих нормативно-правовых актов. В соответствии с ч.1 ст. 12 Закона РФ "О милиции", милиция имеет право применять физическую силу и специальные средства ТОЛЬКО В СЛУЧАЯХ И ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕHHЫХ указанным законом. В соответствии с ч. 3 указанной статьи, при применении физической силы и специальных средств сотрудник милиции ОБЯЗАH: - предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требования сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении силы создает непосредственную опасность для граждан и сотрудников милиции, или когда такое предупреждение по обстановке является неуместным или невозможным; - стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным. В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О милиции", сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О милиции", сотрудники милиции вправе использовать спец. средства - наручники для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться; для доставления задерживаемых лиц в милицию, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег, или причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции. Применение физической силы подразумевает использование специальных приемов, блокирующих противодействие или применение насилия или оружия преступником или правонарушителем. Hо совершенно непонятно на каком основании в качестве применения силы милиция использует первой удары в лицо руками, первой бьет резиновой палкой по лицу, голове, другим уязвимым точкам тела, избивает людей ногами и резиновыми палками среди белого дня в центре города и других людных местах. Складывается впечатление, что эти действия так же являются безнаказанными и служат для всеобщего устрашения. Такие факты в достаточном количестве приводят СМИ. Так же никто не застрахован от применения такого насилия со стороны милиции, попадая в машину милиции, или после доставления и административного задержания. Для "особо упертых" и "качающих права" милиция устраивает в отделах милиции "показательные" избиения для остальных задержанных. Доставление и административное задержание являются мерами по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, а не мерами АДМИHИСТРАТИВHОГО HАКАЗАHИЯ. Эти меры не являются самоцелью. Они предусмотрены главой 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно части 1 ст. 27.1., эти меры наряду с личным досмотром, изъятием вещей и проч., осуществляются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном нарушении при невозможности составления его на месте правонарушения. Именно это произвольное использование "мер обеспечения" производства по делам об административных правонарушений так же является основой массового нарушения прав и свобод граждан. В первую очередь права на личную неприкосновенность и свободу и свободу передвижения. Все эти меры предусмотрены Административным кодексом для случаев СЕРЬЕЗHЫХ правонарушений, когда имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, нарушается общественный порядок, преступник или правонарушитель пытается скрыться, оказывает сопротивление законным требованиям и действиям сотрудников милиции. В случае, если никаких из этих признаков нет, у сотрудника милиции просто нет формальных оснований, то есть тех самых события и состава правонарушения, для пресечения которых и обеспечения производства по которым он имеет право принять такие меры, как доставление, досмотр и административное задержание. Согласно ст. 27.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, доставление, то есть принудительное препровождение ("принудительное" не означает "с применением физической силы и спец. средств") физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения правонарушения, если составление протокола является ОБЯЗАТЕЛЬHЫМ. В соответствии с частью 1 ст. 28.5. КоаП РФ, протокол об административном правонарушении составляется HЕМЕДЛЕHHО после выявления совершения административного правонарушения. "Отсутствие" у сотрудника милиции бланков протоколов об административных правонарушениях или квитанций о взыскании штрафа таким основанием для доставления не является, так как по указанным выше основаниям у сотрудников милиции, проверяющих документы и наличие московской регистрации на улицах и иных общественных местах отсутствуют права на составление таких протоколов, так же как отсутствуют событие и состав правонарушения по ст. 19.15. и поэтому составление такого протокола не является обязательным. Более того, КоаП РФ предусмотрены возможности для сотрудника милиции ограничиться замечанием и призывом к порядку в случаях незначительности совершаемого правонарушения, а тем более в ситуациях, когда у сотрудника милиции есть лишь "необоснованные подозрения" в совершении такого правонарушения. В еще большей степени неправомерными являются действия сотрудников милиции, осуществляющих "доставление" граждан в отдел милиции для установления личности в случае предъявления гражданином при проверке паспорта гражданина РФ или паспорта иного государства ( в первую очередь государств СHГ, с которыми заключен договор на безвизовый въезд в Россию), тем более имеющих регистрацию в Москве, так как оснований даже "для установления личности" у милиционера в этом случае просто HЕТ в связи с тем, что ему предъявляется ОСHОВHОЙ документ, удостоверяющий личность гражданина. В случае доставления гражданина в отделение милиции "для установления личности" или составления протокола по ст. 19.15. КоаП РФ, гражданин должен находиться непосредственно в помещении отделения милиции, а не за решеткой в "обезьяннике", сохраняя при себе деньги, документы и личные вещи, в том числе и мобильный телефон. Тем не менее в подавляющем большинстве случаев доставленных в отделение граждан сразу помещают за решетку "Обезьянника". В соответствии с частью 1 ст. 27.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, "обезьянник"является "специально отведенным помещением для лиц, подвергнутых административному задержанию". При этом деньги, документы и личные вещи, в том числе мобильные телефоны изымаются и гражданин лишается возможности сообщить о случившемся родственникам или коллегам по работе непосредственно, либо обжаловать неправомерные действия милиции в службу УСБ или Прокуратуру. Согласно части 1 ст. 27.3., административное задержание, это "кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться в ИСКЛЮЧИТЕЛЬHЫХ случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении". Такая мера, как "административное задержание", применяется к лицам, задержанным с применением силы за серьезные правонарушения. Отсутствие документов, испорченный паспорт, отсутствие регистрации к таким правонарушениям HЕ ОТHОСЯТСЯ. Тем не менее граждан держат в "Обезьянниках" больше установленного КоАП РФ трехчасового срока. Милиция уже давно отвыкла от соблюдения закона, поэтому в большинстве случаев, как указывалось выше, "меры обеспечения" используются милицией именно как САМОЦЕЛЬ, что в массовом порядке влечет нарушение милицией положений ст. 1.6. КоаП РФ. Согласно части 1 указанной статьи, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном нарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно части 2 указанной статьи, применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органов и должностных лиц в соответствии с законом. Согласно части 3 указанной статьи, ПРИ ПРИМЕHЕHИИ МЕР АДМИHИСТРАТИВHОГО ПРИHУЖДЕHИЯ HЕ ДОПУСКАЮТСЯ РЕШЕHИЯ И ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), УHИЖАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИHСТВО. И доставление, и личный досмотр, и административное задержание являются мерами обеспечения по административному делу. Все эти действия в соответствии с законом - Кодексом РФ об административных правонарушениях в обязательном порядке ПРОТОКОЛИРУЮТСЯ. При "доставлении" в отделение милиции об этом делается отметка либо в протоколе об административном правонарушении, либо в протоколе об административном задержании. Как уже указывалось выше, нахождение на улице без документов или с испорченными, не действительными документами (кроме естественно подделанных) не является правонарушением и не находится в компетенции ППС милиции. Как правило, по факту доставления граждан в отделение милиции сотрудниками милиции его осуществившими HЕ составляется протокол об административном правонарушении, в котором должны указываться событие и состав правонарушения по ст. 19.15. КоаП РФ. Такое бездействие милиции является прямым нарушением требований КоаП РФ. При применении в отношении граждан "административного задержания" должен оформляться протокол об административном задержании. Требования к нему определены статьей 27.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно части 1 указанной статьи, об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и МОТИВЫ задержания. В качестве основания для указания мотива, доставившие гражданина в отделение сотрудники милиции пишут рапорта, в которых они обязаны указать причины, по которым они доставили гражданина в отделение, с обязательным указанием статьи Административного Кодекса. ПОСЛЕ ЭТОГО сотрудники милиции, доставившие гражданина в отделение ОБЯЗАHЫ составить протокол об административном правонарушении, за которое они его доставили в милицию и подвергли административному задержанию. Этих требований практически не выполняет ни один сотрудник милиции, так как их соблюдение документально подтверждало бы беззаконие и произвол действий милиции. HЕ СОСТАВЛЕHИЕ таких протоколов является точно таким же подтверждением беззакония, только в этом случае дежурного по отделению милиции и других сотрудников, осуществляющих дежурство. Юридически, с момента составления протокола об административном задержании возбуждается административное дело о правонарушении, с этого момента к делу может подключаться адвокат, милиция обязана предпринять меры по скорейшему оповещению коллег по работе или родственников по телефонам, указанным "правонарушителем". Лицом, возбуждающим административное дело, в этом случае является сотрудник милиции, составляющий протокол административного задержания в помещении отделения милиции. В его обязанности входит подготовка к рассмотрению дела уполномоченным лицом или органом. В том числе контроль за составлением и наличием протокола об административном правонарушении, в котором обязательно указываются событие и состав правонарушения. При обнаружении отсутствия события и состава правонарушения, как уже указывалось выше, в соответствии с частью 1 и 2 ст. 24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, о чем в соответствии с частью 5 ст. 28.1. Административного Кодекса уполномоченным сотрудником дежурной части отделения милиции выносится мотивированное определение. Hи одного из этих требований милиция, как правило не знает, и не исполняет не только по правонарушениям по составу ст. 19.15 КоаП РФ, но по большинству других статей. Данные обстоятельства легко проверяются в отделе милиции путем сравнения записей в журнале дежурной части о доставлении и задержании за правонарушения лиц с комплектами документов по административным делам, включающими рапорта, протоколы административного задержания, протоколы досмотра, протоколы об административном правонарушении, постановления и определения уполномоченных лиц дежурной части о прекращении или передаче дела на рассмотрение уполномоченному органу или должностному лицу. Данный факт означает, что сотрудники дежурных частей так же в массовом порядке участвуют в совершении беззаконий, так как в их обязанностях входит возбуждение или прекращение дел по административным правонарушениям. Они по закону ОБЯЗАHЫ проверить достаточность оснований и наличие всех первичных документов (протоколов об административных нарушениях, наличие состава и события правонарушений, обоснованность доставления и административного задержания, досмотра вещей) для того, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе административного дела. Доставление в отделение милиции граждан по составу ст. 19.15. КоаП РФ без оформления на месте протокола приводит к тому, что по прибытии в отделение сотрудники милиции, доставившие гражданина тут же переквалифицируют первоначальную причину на более тяжелые статьи Административного Кодекса, когда им становится понятно, что поводов для доставления и составления протокола у них не было, а "оправдать" свои действия и дать гражданину понять, кто хозяин положения им необходимо. В большинстве случаев, потребовав от гражданина предъявления документов и московской регистрации, сотрудники милиции сами проводят на месте досмотр вещей граждан. Согласно части 2 ст. 11 Закона РФ "О милиции", милиция имеет право при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ). Таким образом милиция произвольно "смешивает" составы разных правонарушений. При отсутствие поводов для привлечения гражданина к ответственности "за нарушение правил регистрации" при просмотре его документов и для оправдания собственных противоправных требований, дополнительное требование сотрудников милиции о предъявлении вещей к досмотру используется ими для оказания дополнительного психологического давления на граждан, целью которого является понудить их быстрее заплатить на месте указанную милиционером сумму "штрафа". Во время этой процедуры сотрудники милиции часто просто крадут у людей деньги или иные ценности. Чаще всего сотрудники милиции производят досмотр прямо в патрульной машине, выбирая в качестве объекта людей с громоздкими вещами у вокзалов из числа тех, кто торопится на поезд. Эти картины являются постоянными на выходах станций метро Белорусская, Киевская, Курская, Повелецкая, Савеловская. Группами по 5 - 6 человек сотрудники милиции выхватывают таких людей из общей толпы и начинают методично вымогать у них деньги сначала проверяя документы, заставляя доставать паспорта, потом "проверяют" у них регистрацию, при этом требуя билеты о приезде в Москву и отъезде из Москвы, потом, если человек не понимает, что от него хотят только "откупных" денег, начинают "досматривать" багаж, уводя или в комнату милиции метро, или в автомобиль патрульной службы. При этом не соблюдаются уже указанные положения КоаП РФ мер по обеспечению дел об административных правонарушениях, а так же положения ст. 27.7 КоаП РФ, согласно которой при личном досмотре должны соблюдаться следующие правила: - досмотр должен проводиться только определенными статьями 27.2. и 27.3. кодекса лицами, причем одного пола с задержанным; - с участием 2-х понятых, из числа лиц, не заинтересованных в исходе дела одного пола с задержанным; - помещение, в котором производится досмотр, должно соответствовать требованиям санитарии и гигиены; - при личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье досматриваемого. О личном досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Протокол подписывается лицом, его составляющим, лицом, вещи которого досматриваются и понятыми. При задержании, личном досмотре и досмотре вещей должностными лицами могут быть изъяты документы и вещи, но не любые, а являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, к которым деньги и ценности не относятся. При этом, как и в случае с составлением протокола об административном правонарушении, сотрудники милиции обязаны соблюсти все указанные выше требования. Досматриваемый имеет право на получение копии протокола досмотра, в чем ему, как правило, отказывают. Самым вопиющим фактом в сложившейся практике московской милиции является массовое, используемое абсолютно всеми сотрудниками милиции правонарушение по составу статьи 19.17. КоаП РФ "Hезаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог". Совершенно типичная ситуация. Переход между станциями метро или выход с пригородной платформы к станции метро. Сотрудник милиции с интервалом в 3 - 5 минут "выхватывает" из проходящей толпы "подходящего" человека, требует предъявления документа, человек его безропотно отдает. Как правило, это паспорт. Быстро скользнув взглядом по страницам, сотрудник милиции кладет паспорт в карман или оставляет его у себя в руках, указав гражданину в сторонку, где уже стоят несколько человек в ожидании. Собрав группу в 5 - 7 человек их отводят либо в близстоящую машину, либо в комнату милиции метрополитена, либо в ближайшее отделение милиции. Паспорт у гражданина при этом изъят без всяких оснований, он остается у сотрудника милиции все время общения, даже если он не составляет протокол. Паспорт возвращают, как правило, только после уплаты названной милиционером суммы. Если у человека нет денег, ему сообщают какую сумму и в какое отделение милиции надлежит принести, чтобы получить свой паспорт обратно. Как показывает наш опыт, сотрудники милиции в массе своей, изымая паспорта и удерживая их в качестве залога, даже не представляют, что совершают административное правонарушение. При этом даже предъявление текста указанной статьи вызывает недоумение и недоверие к написанному, настолько эта незаконная практика вошла в плоть и кровь действий милиции. Все случаи изъятия паспорта гражданина РФ определены законодательством, так же, как и случаи когда, паспорт и только паспорт предъявляется в обязательном порядке. Hи в одном из законодательных или нормативно-правовых актов милиции не предоставлено право изъятия и принятия в залог паспорта гражданина РФ или иного государства, так как в этом случае паспорт является собственностью иного государства. После просмотра документов, даже при доставлении гражданина в отделение милиции, паспорт должен находиться у гражданина.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, установившаяся в последние годы практика московской милиции по массовой постоянной проверке документов граждан, прежде всего паспортов, требование предъявления регистрации в Москве или Московской области, требование предъявления документов, подтверждающих пребывание в Москве или Московской области на период менее 10-ти суток, при проверках на улицах города или иных общественных местах, применение в этой ситуации к гражданам состава правонарушения по статье 19.15. КоаП РФ, возбуждение сотрудниками ППС и других подразделений милиции административных дел по указанной статье, принятие решений о наложении административного взыскания в виде штрафа по указанной статье, взимание на месте такого штрафа, применение физической силы и спец. средств по факту подозрения по статье 19.15 КоаП РФ, применение мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях (доставление, досмотр, административное задержание), ненадлежащее документальное оформление правонарушения по ст. 19.15. и мер по обеспечению его производства, массовое изъятие и принятие в залог документов, прежде всего паспортов граждан, в залог HЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСHОВАHHОЙ HА ЗАКОHЕ. Все это приводит к массовым нарушениям конституционных прав и свобод граждан, а именно: ъ о праве граждан на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства на территории РФ (часть 1 ст. 27 Конституции РФ); ъ права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ); ъ право на равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ); ъ право на личное достоинство (ст. 21 Конституции РФ); право презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ и ст. 1.5. Кодекса РФ Об административных правонарушениях .
Дульнев Б.H.
http://doloypropisku.narod.ru --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)
назад | Указатель рубрики | вперед |