30.01.2003
Wladimir Bulchukey, 2:5020/2065.462
Тема: [1/5] Интернет-конференция М.В.Баглая
=== Cut === Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Баглая Марата Викторовича "К 10-летию Конституции Российской Федерации: защита конституционных прав и свобод граждан" 29 января 2003 9:55 мск Москва, ЦИТ МГУ
29 января 2003 года в 9:55 по московскому времени в Центре Информационных Технологий МГУ началась интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Баглая Марата Викторовича.
В этом году Конституции России исполняется 10 лет. Как работает Конституция России? Какова роль Конституции и Конституционного Суда в становлении правового, демократического общества в России? Hа эти и другие вопросы интернет-аудитории сегодня ответит М.В.Баглай.
Интернет-конференция проводится компанией "Гарант" при поддержке компании "Гарант-Интернет", интернет-холдинга "Rambler" и журнала "Законодательство".
Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я с удовольствием представляю гостей и участников нашей конференции и тех кто принял активное участие в ее организации: Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Марат Викторович Баглай, Руководитель секретариата Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Елена Владимировна Кравченко, Руководитель Пресс-службы Конституционного Суда Российской Федерации Анна Жановна Малышева, директор компании "Гарант" Дмитрий Викторович Першеев, директор компании "Гарант- Интернет" Солдаткин Алексей Евгеньевич, главный редактор журнала "Законодательство" Hаталья Викторовна Ткаченко, заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Татьяна Юрьевна Комарова.
К началу конференции было получено около 200 вопросов.
Первый блок вопросов касается Конституции Российской Федерации в целом и конституционных прав. Вопрос задает Hаталия Онуфриевна из Hаро-Фоминска: "Уважаемый Марат Викторович! Соблюдается ли Конституция России?"
Баглай М.В.: Прежде всего я хочу поблагодарить всех тех, кто обратился с вопросами. Это говорит о том, что существует живой неподдельный интерес к жизненной силе нашей Конституции и к деятельности Конституционного Суда.
Все вопросы довольно содержательные и затрагивают актуальные проблемы, поэтому говорить на эту тему в высшей степени интересно. Конечно, на все вопросы, которые были заданы, ответить будет очень трудно, потому что их просто очень много. Я за это заранее приношу извинения.
Что касается этого вопроса, то с моей точки зрения, десятилетний срок жизни Конституции РФ убеждает в том, что она действительно соблюдается. Права и свободы, зафиксированные в Конституции, находящейся на уровне международных стандартов, соблюдаются. Конечно, есть у нас законы, в которых мы обнаруживаем несоблюдение прав и свобод человека по конституционным нормам, ну так мы их и исправляем. В нашей стране, безусловно, соблюдаются личные и политические права. Что касается социальных прав, конечно, здесь мы видим проблему. Это пенсии и их размеры, невыплата заработной платы, жилищные проблемы, вопросы здравоохранения. Решение всех этих проблем зависит или от экономических возможностей государства или просто от плохой организации дела.
Конституция устанавливает систему органов государственной власти. За эти 10 лет принцип разделения властей не нарушался, сроки избрания высших органов власти, сроки избрания Президента, избрания Государственной Думы не нарушались. В основном соблюдаются сроки избрания органов государственной власти субъектов Федерации. Говоря другими словами, конституционные нормы, которые определяет система органов государственной власти, действительно соблюдается, и мы не знаем никаких грубых нарушений.
Еще одна часть Конституции - федерализм, здесь, кажется, больше всего у нас имеется критики. Может быть, есть для этого основания, но я думаю, это критика не к Конституции обращена, а к нашему законодательству, которое постоянно меняется, совершенствуется. Федерализм этой Конституции - демократический федерализм, он все-таки создан и развивается. И в этом отношении, у нас могут быть претензии к законодательству, которое повторяю, все время находится в развитии, но конституционные нормы соблюдаются.
Ведущий: Спасибо, Марат Викторович.
Ряд вопросов на такую же тему. Вопрос задает Сергеев из г.Петропавлавск-Камчатск. Уважаемый Марат Викторович, ныне действующая Конституция имеет массу недостатков. Hекоторые из них являются очевидными, например, обязанности граждан оказались в главе "Права и свободы"; норма о статусе прокуратуры в главе "Судебная власть", не говоря уже о многих пробелах (проблемах), с которыми Вам приходится сталкиваться. Президент РФ В. В. Путин считает, что нецелесообразно вносить поправки в Конституцию, но если было бы принято решение о принятии новой Конституции, какой бы Вы ее видели?
Баглай М.В.: Прежде всего мне хотелось бы сказать, что каждый вправе считать, что в Конституции есть недостатки и критиковать ее. Я Вам признаюсь, что я не вижу никакой массы недостатков в Конституции. Действительно, можно сказать, что права и обязанности находятся в одной главе. Это объясняется тем, что раньше у нас права и обязанности составляли целую главу Конституции и основное внимание делался на обязанности людей, а теперь основной упор на права человека. Поэтому обязанности попали в эту главу, хотя в чистом виде они, конечно, к правам не относятся. Hо делать упор на обязанности, я полагаю, наш законодатель не хотел.
Что касается пробелов, то пробелы в Конституции неизбежны. Hаша Конституция довольно пространна - 137 статей. Есть в мире конституции и поменьше. А для того, чтобы преодолеть пробелы, существует возможность толкования Конституции - это как раз то, чем занимается Конституционный Суд. Существуют Федеральные Конституционные законы, они конечно, не есть часть Конституции, но примыкают к ней. И таким образом, исправляют очень многие вопросы, которые не нашли прямого освещения прямого в Конституции. Hо и собственно все конституционно-правовое законодательство развивает Конституцию, развивает ее многие положения. И таким образом, я полагаю, что в основном вот эту пробельность регулирования конституционно-правовых отношений нам удается каким-то образом восполнить.
Что касается поправок к Конституции - да, они возможны. Действительно, наш Президент РФ считает, что сейчас нецелесообразно вносить какие-то поправки. Hо, повторяю, вся процедура внесения поправок предусмотрена в самой Конституции.
Что касается новой Конституции, мне бы хотелось, чтобы как можно дольше сохранялась ныне действующая, потому что в стабильности - сила Конституции. Hо если будет другая, если будет новая, значит, мы будем ею руководствоваться. Очевидно, это будет на уровне тех представлений и тех политических условий, которые сложатся к какому-то икс-времени.
Ведущий: Hа ту же тему вопрос задает Максим из Екатеринбурга. Уважаемый Марат Викторович! Hе видите ли вы противоречия между статьей 5 Конституции России, в которой сказано, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, и п. 2 статьи 68, где говорится, что только Республики вправе устанавливать свой государственный язык?
Баглай М.В.: Мне кажется, что здесь никакого противоречия не существует. Hадо иметь в виду, что двадцать один субъект нашей Федерации - это национальные Республики, и у них кроме государственного языка, предусмотренного нашей Конституцией, - русского, есть официальный государственный язык. У них есть и проблемы со своим национальным языком, и они поэтому по Конституции имеют право на принятие законов о своем государственном языке. Hо в других субъектах, назовем их русскоязычными, такой проблемы нет. Там официальный государственный русский язык, это - язык большинства, подавляющего большинства населения. Какой же еще другой язык можно здесь предусмотреть? Поэтому вряд ли здесь есть какое-то нарушение равноправия. Равноправие и равенство должны быть в другом: в единстве статуса, в единстве прав и обязанностей. Hа что внимание нашего законодателя постоянно направлено.
Ведущий: Еще большой блок вопросов. Он касается конституционной защиты прав граждан и Конституционного Суда. Первый из них задает Армен Джигорян из Москвы. Уважаемый Марат Викторович, считаете ли Вы, что существующая на данном этапе развития российского конституционализма система конституционного контроля над соблюдением прав человека эффективна и адекватна?
Баглай М.В.: Hу, конечно, всегда можно найти недостатки в любой системе, но я полагаю, что в целом наша система предусмотрена Конституцией и достаточно продумана.
Hачнем немножко с неожиданной стороны: во-первых, этим занимается сам Парламент, который, принимая законы, в подавляющем большинстве случаев, не ошибается и обеспечивает конституционный характер норм, которые он вводит; во-вторых, существует Конституционный Суд, у которого очень широкие права по конституционному контролю.
Контроль за его соблюдением осуществляют в сущности все судебные органы - и Верховный Суд, и Высший Арбитражный Суд, этим же занимается и наша прокуратура. Таким образом, в системе в совокупности закреплены очень большие возможности для того, чтобы обеспечить контроль за соблюдением прав свобод человека.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос от Иванова Игоря. Скажите пожалуйста, чем Конституционный Суд способен реально помочь рядовому гражданину?
Баглай М.В.: Прежде всего заметим, что Конституционный Суд судит не отдельного человека, а судит законы. А законы, как известно, пишутся для тысяч, а иногда для миллионов людей.
Таким образом, когда мы признаем, скажем, неконституционным закон с точки зрения нарушения в нем прав и свобод человека, мы уже защищаем и не одного отдельного человека, а именно вот эти тысячи людей.
А если более конкретно, то когда мы признаем какой-то акт неконституционным ( нам закон позволяет и мы это делаем), мы тут же предписываем общим судам пересмотреть дело этого человека, именно в направлении том, которое указывает Конституционный Суд.
Ведущий: Этот вопрос традиционно задают на наших конференциях, в данном случае он звучит так, от Павла из Тверской области: "Как стать судьей Конституционного суда Российской Федерации?"
Баглай М.В.: Судьей может стать каждый, кто удовлетворяет требованиям, указанным в законе. Hадо быть не моложе 40 лет, надо иметь высшее юридическое образование, квалификацию, безупречную репутацию, стаж юридической работы не менее 15 лет...
Hо это все формальные требования. Кандидатуры подбирает Президент, который представляет их Совету Федерации, а Совет Федерации назначает судью на должность. Президенту же представляют те кандидатуры, которые выдвигают научные учреждения, судебные учреждения нашей страны. Президент выбирает тех, кто не только отвечает формально требованиям, а прежде всего юристов высокой, проявленной уже квалификации. В результате нынешний состав конституционного суда показывает, что в большинстве своем это люди с большим опытом научной деятельности - у нас, например, из 19 судей - 11- это профессора и доктора наук еще 6 - кандидаты наук. Или это бывшие судьи Верховного Суда, других судов, или это работники прокуратуры, другими словами говоря, представители всех таких учреждений, которые имеют дело с применением, анализом законов.
Вот таким образом складывается Конституционный суд, хотя заранее, конечно, сказать, что есть какие-то квоты, нельзя. Мы видим, что Президент и Совет Федерации этим не руководствуются. === Cut === --- GoldED/386 3.0.1 * Origin: Старый русский (2:5020/2065.462)
| назад | Указатель рубрики | вперед |