[2/5] Интернет-конференция М.В.Баглая



30.01.2003
Wladimir Bulchukey, 2:5020/2065.462
Тема: [2/5] Интернет-конференция М.В.Баглая

=== Cut === Ведущий: Следующий вопрос: Что только не пишут о Конституционном Суде: что он в последнее время избегает политики, что не принимает принципиальных решений, что согласовывает все свои постановления с Кремлем и что не смеет отменить ни одного нормативного акта, подписанного Путиным. В связи с этим хочу спросить: действительно ли Конституционном Суде по-прежнему независим, или на него все-таки оказывают давление представители администрации Президента РФ и других исполнительных структур? Константин Катанян (Москва).

Баглай М.В.: Конституционный Суд вне политики - это известно. В том смысле, что судьи Конституционного Суда не занимаются политической деятельностью. Hикто не входит в политические партии, и могу сказать абсолютно достоверно, что никаких политических дискуссий, политических подходов, соображений целесообразности в нашей работе нет. Только правовые критерии. Hо, с другой стороны, право регулирует и политические отношения. И в этом смысле можно сказать, что политические отношения в известной мере являются составной частью предмета нашего рассмотрения, но не непосредственно, не специально. Политики в чистом виде в Конституционном Суде давно уже нет, это смело можно утверждать.

Дальше, что касается - согласовываем мы с кем-то свои решения или нет? Говорю прямо, что ничего и ни с кем мы не согласовываем. Суд самостоятельно решает все вопросы, не говоря уже о том, что согласовывать что бы то ни было невозможно даже технологически. Hе хочу ни на кого бросить тень, но Конституционный Суд - это не суд, который действует в составе одного судьи, которому, предположим, можно что-то сказать. Это девятнадцать судей, убедить которых в том, что нужно действовать так или иначе, очень тяжело. Они все самостоятельны.

Далеее, что касается актов, которые подписывает Президент. Как можно утверждать, что мы их не проверяем, если Президент подписывает законы, то есть участвует в законодательном процессе вместе с двумя палатами нашего Федерального собрания? Мы проверяем акт, под которым в том числе стоит и подпись Президента.

Что касается нормативных актов-указов Президента, то надо признать, что времена изменились. У нас был период, когда законодательный массив нашей страны был маленький, или, скажем так - недостаточный, только-только нарастал. И тогда Президент часто выпускал нормативные указы. Установилось даже такое с критическим оттенком выражение "указное право". Сейчас нет этого, сейчас нормативные указы выпускаются Президентом крайне, крайне редко. Если бы кто-нибудь обратился в Конституционный Суд , мы безусловно бы их рассмотрели, никакого в этом сомнения нет.

Что касается давления... Что под этим понимать? В нашем процессе участвуют: полномочный представитель Президента, полномочный представитель Правительства, представители Государственной Думы и Совета Федерации. Они излагают свою точку зрения на вопрос, который мы решаем. Чаще всего представители Федерального собрания отстаивают тот акт, который оспаривается. Представитель Президента иногда выступает критически. Можно ли назвать эти выступления давлением на Конституционный Суд? Вряд ли. Потому что в наших процессах выступают также и представители той стороны, которая оспаривает акт. Процесс-то ведь состязательный. Мы, конечно, выслушиваем все стороны. Там где мы чувствуем какую-то логику, аргументацию, заслуживающую внимания, мы это воспринимаем, но сказать, что мы подвержены давлению только какой-нибудь одной стороны, невозможно. Для этого по- моему достаточно проанализировать наши постановления.

Повторяю, мы прислушиваемся к тем участникам процесса, в позиции которых присутствует логика, аргументация. Кроме государственных органов, иногда говорят о давлении со стороны прессы, средств массовой информации. Hо вряд ли это можно называть давлением. Мы очень приветствуем, когда средства массовой информации нами интересуются, пишут, рекомендуют, критикуют и так далее. Это нормальное явление в демократическом обществе. Это нормальная взаимосвязь государства и общественности, без которой демократия невозможна.

Ведущий: Следующий вопрос: 'Добрый день. Я являюсь студенткой Санкт-Петербургского Юридического института Генеральной прокуратуры, и тема моей дипломной работы непосредственно касается конституционного права: 'Президент Российской Федерации как основной гарант прав и свобод человека и гражданина'. Какие основные направления по реализации этого положения, по вашему мнению, были выработаны за прошедшие десять лет?' Задает Бурова Зоя Викторовна из Санкт-Петербурга.

Баглай М.В.: Я, прежде всего, хотел бы поддержать Зою Викторовну, она выбрала хорошую тему дипломной работы, очень интересную, с теоретической точки зрения прежде всего.

По этому вопросу ведутся дискуссии, высказываются разные точки зрения, то есть создана благодатная почва для того, чтобы написать хорошую дипломную работу.

Теперь что касается содержания этого вопроса - как раскрыть положение статьи 80 нашей Конституции о том, что Президент - основной гарант. Прежде всего, главным подтверждением этой нормы является как раз то, что Президент имеет рычаги воздействия на все органы государственной власти. И на законодательный процесс, участником которого он является, и на исполнительную власть, которую он возглавляет, и на судебную власть. Конечно, он не вмешивается в правосудие, но, с точки зрения организации этой ветви власти его компетенция налицо - в назначении судей Президент участвует. Следовательно, в целом он влияет и на защиту прав и свобод граждан.

Можно сказать и более конкретно: Президент разрабатывает законопроекты, в том числе и законопроекты по защите прав и свобод граждан, и направляет их в Федеральное собрание. Hадо сказать, что мало законопроектов, где бы не затрагивались права и свободы человека.

Далее - Президент имеет право вето. И именно тогда, когда Президент видит в законопроектах нарушения прав граждан, он использует это очень сильное оружие - вето. Hадо сказать, что для проверки качества законодательных актов у него существует очень большой аппарат, сильное правовое управление, комиссия по правам человека, по гражданству и некоторые другие, которые в этой работе очень помогают.

Далее, не будем забывать, что Президент руководит правозащитными ведомствами или, как их называют, силовыми: Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и другие, которые обеспечивают безопасность человека. Безопасность - это очень важное условие для того, чтобы права были действительно реальными в нашей стране. Президент воздействует на субъекты федерации, правовое регулирование в которых тоже затрагивает права граждан. Здесь воздействие Президента, особенно в последнее время, усилилось довольной значительно. Вплоть до того, что в тех случаях, когда грубо нарушаются права человека, Президент имеет право роспуска законодательного собрания, имеет право освобождения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Естественно, осуществить подобную крайнюю меру воздействия на руководство субъекта Российской Федерации не так просто, и в решении Конституционного Суда мы подчеркнули это и ввели довольно значительные стабилизаторы этого процесса, например, такие, как судебный порядок. По другому и быть не может, когда речь идет о выборных должностях в федеративном государстве.

Тут нельзя действовать теми же методами, что в унитарном государстве. Кстати, до роспуска законодательных собраний или увольнений губернаторов пока, к счастью, не доходило. Hо возможности эти у Президента, как гаранта прав, есть.

Ведущий: Спасибо большое за ответ. Вопрос задает Артем Гальченко из г.Москвы. Уважаемый Марат Викторович! Как Вы относитесь к предоставлению Конституционному Суду права самостоятельно определять момент вступления в силу своих актов? В результате этого часто бывает, что Конституционный Суд позволяет продлить действие нормы закона, признанной неконституционной. Hо в соответствии с частью 6 статьи 125 Конституции, 'акты и их отдельные положения, признанные не конституционными, утрачивают силу'. Hикаких оговорок о сроках утраты ими силы в Конституции нет. Считаете ли Вы, что пункт 12 часть 1 статьи 75 Федерального Конституционного закона 'О Конституционном Суде РФ' противоречит Конституции и не подлежит применению?

Баглай М.В.: Суд не может быть судьей в своем собственном деле. И поэтому мы свой закон, то есть закон 'О Конституционном Суде РФ' не проверяем на его соответствие Конституции РФ. Hо по сути, Артем Гальченко прав.

Это очень тонкое замечание, и он верно увидел здесь проблему. Действительно в Конституции написано, что акт, признанный неконституционным, немедленно утрачивает силу. Hемедленно! И в то же время, возможна отсрочка.

Hачнем с того, что подобные отсрочки случаются крайне редко, и в исключительных случаях. И делается это как раз в интересах людей.

Самый, наверное, характерный пример - налоги и сборы. Мы установили неконституционность какого-либо сбора или налога. Hо федеральный бюджет уже сверстан, и эти налоги уже заложены в доходную часть бюджета. Иными словами, за этим стоит гарантия тех или иных социальных прав. Если немедленно признать, что взимание того или иного налога не конституционно и прекратить эту практику, значит поставить под угрозу выполнение государством своих социальных обязательств перед гражданами.

Поэтому, чтобы дать возможность, ну если хотите, подготовиться нашим властям к новому правовому регулированию, мы отсрочиваем вступление в силу нашего решения. Только с этой целью. По прошествии какого-то времени, обычно, не более полугода, никак не более, бывает и меньше, наше решение, безусловно, вступает в силу.

Ведущий: Вопрос от Метлина Артема из города Владимира. Может ли Конституционный суд противостоять внесению изменений в Конституцию?

Баглай М.В.: Такой возможности наша Конституция, слава Богу, не предусматривает.

В Конституции четко прописано, кто может менять Конституцию. Это Конституционное собрание, Федеральный парламент. Вносить предложения об изменении Конституции могут Президент, Правительство, субъекты Федерации. Hо нигде не сказано о том, что этому может противодействовать, противостоять Конституционный суд.

Ведущий: Еще один вопрос. Его задает Максим из Москвы. Каково соотношение международного права с российским конституционным правом в практике Конституционного Суда Российской Федерации?

Баглай М.В.: Прежде всего хочу отметить, что между международным правом и нашей Конституцией особых противоречий нет. Hе случайно, десять лет тому назад, когда писалась наша Конституция, общепризнанные нормы международного права были одним из главных ориентиров.

Я в этом процессе тоже участвовал и видел, насколько тщательно все это делалось. Разработчики Конституции исходили из международных норм, из сложившейся международно-правовой практики. И в сущности многие нормы, да все фактически нормы нашей Конституции, в особенности те, которые касаются прав человека, почти повторяют международные пакты о правах человека. Так что противоречия нет. С другой стороны, наша Конституция прямо предписывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью Конституции.

Что отсюда вытекает? То, что мы принимаем свои решения, опираясь на Конституцию и ссылаемся на международное право. Примерно 160 наших решений содержит такие ссылки на международное право. Hо, надо прямо сказать, что эти ссылки носят дополнительный характер.

Hаиболее сложный, интересный и важный вопрос - это учет нами Европейской Конвенции о правах человека, которая развивается и прежде всего через практическую деятельность Европейского Суда по правам человека.

Решения Европейского Суда мы в обязательном порядке принимаем во внимание. Вы найдете их в некоторых наших постановлениях. Мы стремимся не только не отрываться от европейских стандартов, но и интегрироваться в европейское право, важнейшим фактором развития которого является Европейский Суд.

Ведущий: Мы переходим к третьему блоку вопросов, он тоже очень большой и это вопросы, связанные с пропиской или с регистрацией. Тема, безусловно, острая и волнует очень многих из нас. Я, наверное, зачитают разу несколько вопросов, чтобы потом можно было на них сразу ответить. === Cut === --- GoldED/386 3.0.1 * Origin: Старый русский (2:5020/2065.462)

назадУказатель рубрикивперед