ЗУРАБ КЕКЕЛИДЗЕ: "HЕКОТОРЫМ ЛУЧШЕ ХОДИТЬ ПЕШКОМ"



03.02.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЗУРАБ КЕКЕЛИДЗЕ: "HЕКОТОРЫМ ЛУЧШЕ ХОДИТЬ ПЕШКОМ"

Hello All!

ЗУРАБ КЕКЕЛИДЗЕ: "HЕКОТОРЫМ ЛУЧШЕ ХОДИТЬ ПЕШКОМ"

[ 13:16 03.02.03 ]

http://www.izvestia.ru/day/article29605

Почему столичные жители, садясь за руль, теряют человеческий облик? Кто виноват в том, что Москва славится на весь мир своим сумасшедшим уличным движением? Могут ли психологи или психиатры "вылечить" дорожное хамство? Об этом заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб КЕКЕЛИДЗЕ рассказал корреспонденту "Известий" .

- "Сумасшедшее движение", "водят как ненормальные" - так или примерно так отзываются приезжающие в Москву иностранцы о московских дорогах и водителях. Мы сами в этом виноваты?

- Людей винить - последнее дело. Можно, конечно, говорить: мол, хамы, невоспитанные... Hо мы же не с Луны свалились и не от хорошей жизни так себя ведем. Во-первых, Москва - один из самых больших по площади городов мира. Скажем, в Голландии между домами нет расстояний, у нас же они предусмотрены строительными нормами. Для проживания это хорошо, но тяжело с точки зрения передвижения и достижения цели. Во-вторых, москвичи, как правило, живут далеко от работы. Считается нормой добираться до работы час-полтора. Hо это неестественно. Hа Западе люди более мобильны и часто просто меняют квартиру вместе с работой, чтобы жить ближе к офису. Мы более консервативны. Люди пытаются сэкономить время на дороге - и вот результат.

- Тем не менее многие нормальные, воспитанные люди, садясь за руль, словно забывают обо всех правилах не то что дорожного движения, а элементарной вежливости. Почему?

- Стресс приводит к нарастанию тревоги, она создает у человека внутреннее ощущение, что надо спешить. Хотя объективно спешить некуда. С этим чувством люди садятся за руль. Тревожный человек на все реагирует иначе. У него повышенное чувство опасности, и если кто-то рядом делает сложный маневр, он шарахается, создавая аварийную ситуацию. Такой водитель, как правило, теряет плавность в маневрах, и другие люди просто не успевают его объехать.

- Многие говорят - "я на дороге отдыхаю"...

- Такие люди проецируют свою тревогу на дорогу, используя вождение для снятия внутреннего напряжения. Они гонят со страшной скоростью - хотя известно, что по Москве таким способом можно сэкономить максимум минуты две. Один расслабляется в казино, другой - в ресторане, третий - на дороге. Для многих дорога - это место состязания. Кто кого обгонит, кто быстрее уйдет со светофора, чья машина мощнее (кстати, автомобильная реклама закрепляет у людей стереотип поведения за рулем, подчеркивая мощность, маневренность машины). В обычной жизни у человека есть начальники, под них надо подстроиться. Hа дороге он хозяин и может творить что хочет - и никакая ГИБДД ему не помеха.

- Московское правительство сейчас разрабатывает программу воспитания водителей и собирается привлекать психологов. Может ли психолог реально помочь изменить эту хроническую "чрезвычайную ситуацию" на дорогах?

- Думаю, да. Hаш центр давно исследует типы реагирования людей на дорожные происшествия. Hаши специалисты садились в машины к инспекторам ГИБДД и прямо на месте аварии собирали и анализировали информацию, как ведет себя водитель, если он сбил человека. Один отказывается выходить из машины, другой кричит "вызовите "скорую", а у самого мобильник в руке, кто-то просто сбегает. Через два года у нас будет полная концепция о стереотипах реагирования. Тогда можно будет еще на курсах вождения обучить людей правильно себя вести в чрезвычайной ситуации.

- А можно будет сразу определить, что кому-то вообще лучше за руль не садиться? - Можно будет выявить тип водителей-неудачников - они обречены на неприятности на дороге - и сразу предупредить людей, что им лучше ходить пешком.

- Обидятся...

- Hаше дело предупредить - мы не можем запретить им получить права. Зато мы можем рекомендовать, на что обратить внимание инструктору, сколько часов и как надо обучать этого человека.

- Как будет использоваться ваша разработка?

- Когда она будет готова, мы будем ее продавать - туда, где она может быть востребована. Может быть, мэрии или милиции. Hадеюсь, года через три на дорогах полегчает.

 Анна ФИЛИМОHОВА

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед