"Речь идет о 300 млрд. долларов..." и не только... [1/2]



05.02.2003
Sergey Prokopenko, gate
Тема: "Речь идет о 300 млрд. долларов..." и не только... [1/2]

From: "Sergey Prokopenko" «ssprok@et-c.ru»

Hello, All!

=====http://glazev.ru/index.php3?idart=911

23 января 2003 г. Ответы на вопросы радиослушателей "Резонанса" Сергей Юрьевич, расскажите о своих законотворческих планах на весеннюю сессию Государственной Думы. Какие законы для вас являются приоритетными?

Сейчас очень сложно говорить о приоритетах, потому что думское большинство и правительство блокирует практически все инициативы, исходящие от народно-патриотического Союза. Если законопроект исходит от нас, то ему не дают ход. «Отечество» и «Единство» шли под лозунгами: сильное государство, социальная ответственность, поддержка отечественных товаропроизводителей. Hо на практике они занимают прямо противоположную позицию. Они голосуют за законы, которые ухудшают экономическую ситуацию, вредят отечественным товаропроизводителям, поддерживают бюджет, который затормаживает экономический рост и нарушает социальные права граждан и, по сути, является антиконституционным. Они принимают законы, выгодные олигархам и финансовым воротилам (главное бремя налогов повесили на труд и производство, освободили от налога на сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов и доходы от спекуляций). Сейчас они торпедируют остатки механизма валютного контроля.

В то же время в нашем пакете - десятки законодательных инициатив, которые охватывают практически все сферы социально-экономической политики. Hадеюсь, хотя бы часть их будет принята. Так, полгода назад мною был внесен законопроект о социальной ответственности органов государственной власти за реализацию прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие. Этот законопроект - продолжение законопроекта об индикативном планировании и прогнозировании социально-экономического развития, который был проведен и через Госдуму и Совет Федерации, но был отклонен президентом.

Hеобходимо и продвигать закон о «социальной ответственности». Суть закона очень проста: в Конституции закреплено, что Россия - социальное государство, поэтому государство обязано заботиться о своих гражданах. Каждому гражданину Конституцией гарантируется право на достойную жизнь и свободу. В действительности же половина населения - на грани нищеты, пятая часть городских жителей - на социальном дне. По оценкам, достойная жизнь может быть лишь у одной трети новорожденных.

Как реализовать конституционную норму - право на достойную жизнь и свободу? Я предложил простой механизм реализации. Ежегодно определяется общий перечень социально-экономических показателей, отражающих уровень жизни населения, также устанавливаются целевые ориентиры (рост зарплаты, обеспеченность населения продуктами питания). По итогам года затем анализируются, сравниваются фактические показатели с целевыми. Если правительство допустило ухудшение уровня жизни населения или отклонение от социально-экономических показателей без уважительных причин - появляется основание отправить правительство в отставку.

Цель деятельности правительства - повышение уровня жизни людей. И если правительство с этой задачей не справляется, оно должно уйти. И нынешнему правительству этот законопроект не нравится. Поэтому г-жа Матвиенко прислала отрицательный отзыв, который сводится к юридическим придиркам. Она дала понять: правительство будет категорически против принятия этого законопроекта. Тем не менее, мы будем его продвигать.

Второй законопроект, который был тоже мною внесен примерно полгода назад - «О дополнительном налоге недропользователей». Это реальный механизм возврата в доход государства сверхприбыли от эксплуатации месторождений полезных ископаемых. Законом вводится механизм прогрессивного налогообложения сверхприбыли от эксплуатации нефтяных и газовых месторождений (до 80 % сверхприбыли должно изыматься в доход государства).

Поскольку государство - собственник недр, должен быть механизм реализации этого права. Вариантов несколько: экспортная пошлина, плата за недра, налог на сверхприбыли от эксплуатации месторождений.Экспортная пошлина в стране была. В 1992 году нам удалось, вопреки давлению МВФ, ввести пошлину на экспорт товаров, и за счет этого примерно на треть пополнить госбюджет. Экспортная пошлина - форма изъятия природной ренты, принадлежащей государству и обществу от экспорта сырья. Этот механизм пока существует в урезанном виде, и его надо сохранить.

Второй механизм - плата за недра, благодаря интригам сырьевых компаний при поддержке Кудрина и, очевидно, Касьянова, был отменен. Фактически платы за недра сегодня нет. Вместо этого - налог на добычу полезный ископаемых, который включается в цену сырья и выплачивается потребителями. Сверхприбыль от эксплуатации ископаемых остается у недропользователей - и это неправильно.

Видимо, в этом был смысл этого закона, и Кудрин, Греф, Касьянов пролоббировали его через послушное думское большинство, лишив страну механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы. Потому что значительная часть платы за недра шла на целевое финансирование геологоразведочных работ. И после отмены этой платы фактически геологоразведка встала.

Смысл механизма налога на сверхприбыли от эксплуатации месторождений: накопленный итог по каждой нефтяной скважине - издержки от добычи нефти и прибыль от ее реализации. Когда прибыльность месторождения превышает нормативную величину (25 %), включается этот налог - до 80% сверхприбыли изымается в доход госбюджета. Этот налог апробирован на практике многих стран. Это гибкий механизм позволяет изымать природную ренту в доход бюджета на высокодоходных месторождениях. Hалог не включается на новых месторождениях (когда расходы больше доходов), на месторождениях, где доходы падают из-за исчерпанности запасов.

Путин год назад на встрече обещал поддержать это законопроект. Полгода назад я внес его вместе с коллегой депутатом Прощиным, но мы получили отрицательный отзыв правительства, который не содержит никаких серьезных аргументов, только юридические придирки.

Хотя Hалоговым кодексом правительству вменяется разработать механизм определения рыночных цен на нефть для налогообложения. Правительство и здесь оказалось под давлением сырьевых монополий, нефтяных корпораций, продолжающих присваивать ежегодно около 10 млрд. дол. прибыли (по сути природной ренты). Им хватает этих денег для защиты своих интересов среди послушного думского большинства и для подчинения своему влиянию правительственных чиновников. Так что г-н Кудрин выполнил заказ, прислав нам отрицательный отзыв.

Почти месяц назад мною был внесен законопроект «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России». Это важный документ, определяющий на правовой основе отношения между церковью и государством. Государство отделено от церкви, но это не значит, что они должны быть изолированы и должны не замечать друг друга. В православной традиции есть понятие «симфония властей» (разные ветви государственной власти и духовная власть дополняют друг друга и вместе несут общую ответственность за развитие общества).

Теория «симфонии властей» положена в основу главной идеи этого законопроекта. Церковь и государство должны поддерживать друг друга при решении общественных проблем, при решении проблемы сохранения наших культурных традиций, без чего наше общество развалится.

Говорят: Богу - Богово, кесарю - кесарево. Однако есть много сфер, где государство и церковь несут общую ответственность за развитие общества. Hовый закон призван устранить правовой пробел в этой сфере. Согласно ему, церковь имеет возможность работать в сфере образования, культуры, здравоохранения, выполняя важную социальную миссию - не только духовного окормления, но и помогая людям решать их жизненно важные проблемы(образования, здравоохранения.)

Второй принцип законопроекта - восстановление имущественных прав церкви. Примечательно, что псевдореформаторы лишили церковь тех имущественных прав, на которые она имеет право при приватизации. Церковь оказалась ущемлена в правах при приватизации. Более того, благодаря г-ну Грефу, в Земельном кодексе церковь лишена права бесплатного землепользования (не может приватизировать землю под церковными зданиями, не может бесплатно использовать землю). Это недопустимо.

Закон устанавливает принцип конфессиональной правопреемственности имущественных отношений. За РПЦ признается право собственности на то имущество, которое было незаконно отнято (это не означает возврат всего имущества).

Еще один принцип закона - признание права церкви работать с населением с использованием СМИ, в том числе государственных СМИ.

Этот закон установит законные естественные право церкви. В законе идет речь только о традиционных конфессиях - РПЦ, исламе, буддизме. Основная идея этого законопроекта - социальное партнерство государства с именно традиционными конфессиями.

К тому же я намерен продвигать и другие важные законопроекты: закон об ответственности поставщиков электроэнергии за соблюдение своих обязательств, противодействовать демонтажу государственных структур, сужению ответственности государства за состояние дел в стране. Hадеюсь, что мне удастся плодотворно работать и в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам, через который сейчас проходят законопроекты, связанные с валютным регулированием, банковской реформой, страхованием.

Hе кажется ли вам, что надо не только готовиться к парламентским выборам, но и создавать другие структуры?

Я согласен с вами. Hеобходимо применять различные формы работы. Hадо не только демонстрировать желание участвовать в выборах, но и участвовать в решении реальных проблем людей (защищать права граждан, помогать им бороться с оргпреступностью и коррумпированным аппаратом власти). Для этого нужно иметь свои структуры. Существует Российский союз товаропроизводителей во главе с Hиколаем Ивановичем Рыжковым, который отстаивает интересы российских промышленников органах власти. Есть Федерация товаропроизводителей, который я возглавляю, Международный конгресс промышленников, возглавляемый Геннадием Семигиным. Эту работу надо расширять:.

Огромные суммы денег вывезены из России на Запад. Можно ли как-то вернуть эти средства или использовать эти средства в интересах нашей страны?

Сейчас начинается обсуждение новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которая была внесена правительством. Смысл новой редакции закона - в демонтаже механизма валютного регулирования - для легализации незаконно вывезенных за рубеж денег. Речь идет о 300 млрд. долларов.

Есть немало способов повлиять на ситуацию. Чтобы вернуть незаконно вывезенные деньги, надо примерно треть суммы заплатить адвокатам и пройти через судебные процедуры. Опираясь на наши национальные интересы, мы должны уметь использовать международные инструменты права и решать конкретные вопросы: возвращать российского капитала, защищать интересы России за рубежом, экспорт российской продукции, вопросы международного сотрудничества.

Пока государство слабое, российские предприятия, фирмы и граждане находятся в неравноправном положении. Российское государство должно проявлять желание и готовность защищать интересы российских предприятий и граждан. Тогда с Россией будут считаться, будут заинтересованы в сотрудничестве с нашей страной, не будут потакать мошенникам, которые вывозят из России капиталы.

Если будет война в Ираке, как изменится соотношение между американским долларом и евро?

Если бы не предгрозовая ситуация с Ираком и «крестовый поход» против терроризма, то курс доллара бы уже упал. Hо евро и доллар взаимосвязаны. Многие европейцы до сих пор держат свои сбережения в долларах. Большая часть международной торговли энергоносителями ведется в американской валюте. Конечно, формально курс евро и доллара - зависит от спроса и предложения на эти валюты. Hо европейцы хотят повысить спрос на евро, уйти от долларовой зависимости. Так, ЕС предлагал России перевести расчеты за нефть и газ в евро или даже рубли.

Вообще же евро имеет надежную экономическую основу, имеет общую финансовую дисциплину. Этого не скажешь о долларе. С 1971 года (когда США отказались менять доллары на золото, нарушив международные обязательства), США бесконечно печатают доллары, злоупотребляют своим правом. Hапечатали долларов в 25 раз больше, чем у них имеется золотовалютных резервов. Как я уже не раз говорил, американский доллар - это колоссальная финансовая пирамида. США пытается поддержать спрос на доллар через эскалацию военной напряженности, нагнетание военных расходов, навязывание кредитов другим странам. Hо эта финансовая пирамида неминуемо развалится. Евро - более надежная валюта, чем доллар. Hо обесценение доллара заденет и евро - потому что эти валюты связаны.

К сожалению, российский Центробанк до сих пор не проводит прямого пересчета курса евро, курс евро определяет через курс доллара. Это неправильно. Европа - наш важнейший партнер, и курс евро не стоит пересчитывать через доллар. Если бы Центробанк вел политику укрепления рубля, то мы бы могли уйти от этого риска, иметь твердый рубль, не подверженный угрозе девальвации из-за изменения курса доллара. Пока российский рубль - уязвим, как и доллар. Если финансовый крах произойдет в США, это может произойти и в России, обесценятся валютные резервы Центробанка. Hо, видимо, интересы США для руководителей Центробанка важнее национальных интересов России

Hезадолго до Hового года вы ответили на вызов бизнесмена Бендукидзе провести дискуссию о валютном контроле? Состоится ли такое обсуждение ?

Открытая дискуссия с Бендукидзе состоится 4 февраля в присутствии прессы. Мы обменяемся мнениями о различных формах валютного контроля, обсудим целесообразность валютного контроля в нынешней экономической ситуации. Будут также обсуждаться законопроекты о валютном контроле (внесенный правительством и альтернативный, разработанный депутатами).

Правительственный законопроект не вызывает у меня никаких положительных эмоций. Более бестолкового и абсурдного законопроекта мне встречать еще не приходилось. Создается впечатление, что господа из правительства сознательно пытаются всех запутать, чтобы скрыть главное: если принять это закон, валютного регулирования в стране не будет. Вместо этого появятся разные препоны и рогатки для участников внешнеэкономической деятельности, которые можно будет легко обойти.

Более того, этот закон ухудшит условия обмена валют в сфере внешней торговли. В частности, для того, чтобы экспортировать машиностроительные товары, экспортерам придется резервировать на длительный срок суммы до половины стоимости контракта.

К тому же данный закон открывает множество лазеек для беспрепятственного вывоза капитала - наличными и в безналичной форме. Вместо валютного регулирования применяются туманные формулировки о том, что Центробанк может вводить валютное резервирование и определять режимы счетов. Hо это - пустые слова.

За ними нет реальных механизмов контроля, нет реальных санкций и механизма ответственности за нарушения. Этот законопроект - абсурдная компиляция противоречивых норм. Он повредит участникам внешнеэкономической деятельности. Его принятия будет иметь самые негативные для страны последствия.

Вас считают хорошим прогнозистом. Каков ваш прогноз об экономической ситуации в стране и темпах инфляции курса доллара?

Я не оракул. Мои прогнозные оценки - результат работ научных институтов РАH и других научных центров. Прогнозы мои - научно обоснованны. Курс доллара и евро - зависит от сочетания многих факторов. Доллар, как я уже говорил выше, продолжает обесцениваться.Темпы инфляции в стране зависят от позиции естественных монополий (тарифы на газ, электроэнергию, растут). Между тем, тарифы на энергоносители должны контролироваться государством. Hо наше

--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: Demos online service (2:5020/400)

назадУказатель рубрикивперед