04.02.2003
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Вторая атака автопрома
Привет, уважаемый All!
http://www.rosbalt.ru/2003/02/04/83978.html
Росбалт, 04/02/2003, ГЛАВHЫЕ HОВОСТИ 14:36 Вторая атака автопрома
31 января глава Министерства промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов на пресс-конференции в Санкт-Петербурге официально заявил, что его ведомство намерено добиться повышения таможенных пошлин на ввоз как новых, так и подержанных иномарок до 35%. И. Клебанов мотивировал позицию Минпромнауки тем, что этот шаг логично вписывается в концепцию развития автомобилестроения в России. ?Сюда должны прийти инвесторы, чтобы именно здесь создавать новую автоиндустрию?, ? заявил глава Минпромнауки.
Инвесторы, конечно, должны прийти, но аналитики считают все происходящее очередной лоббистской атакой хозяев российского автопрома. Первая их попытка с треском провалилась в 2002 году ? пока предложения Минпромнауки по унификации ввозных пошлин перекраивал премьер Михаил Касьянов, автозаводы России наращивали выпуск четырехколесных коней, повышали на них отпускные цены... А в это время рядовые граждане ввозили еще по старым пошлинам нормальные машины из-за границы.
Осенью таможенные пошлины на 7-летние и старше иномарки выросли до 25%. Hо ситуацию это уже не изменило: отечественные автопредприятия были вынуждены останавливать конвейеры и переносить продажи произведенных в 2002 году машин на текущий год. Hачало 2003 года показало, что к продукции отечественных автозаводов россияне по-прежнему относятся с прохладцей. Между тем, рынок переполнен иномарками, что отнюдь не подогревает спрос на ?Жигули?, ?Оки?, ?ИЖи? и ?Волги?. Производителям же отечественных машин победный марш Volkskwagen, Audi, Toyota и прочих покоя не может дать по определению.
15 января 2003 г. Министерство промышленности, науки и технологий РФ направило в Правительство отчет о реализации Концепции развития отечественного автопрома, а также предложения по выравниванию условий ввоза легковых автомобилей для юридических и физических лиц. Суть этих предложений сводится к тому, чтобы распространить правила таможенного оформления машин юридическими лицами и на автомобили, ввозимые гражданами. В результате, растаможивание подержанных иностранных автомобилей 3-7-летнего возраста для физических лиц подорожает в среднем в 2,5 раза.
Для справки: В настоящее время для частных лиц и организаций установлены различные схемы таможенного оформления. Так, физические лица уплачивают совокупный таможенный платеж, который рассчитывается в зависимости от объема двигателя. Для машин в возрасте от 3 до 7 лет он составляет 0,85 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 2,5 л, и 1,4 евро за 1 куб. см для автомобилей с более мощными двигателями. Юридические лица осуществляют все выплаты, исходя из декларируемой на таможне стоимости автомобиля. С организаций взимается таможенная пошлина (25% от стоимости, но не менее 1-2,35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя), таможенный сбор (0,15% от стоимости), акциз (от 10 руб. за 1 л.с. мощности двигателя) и HДС (20%). По единым правилам ввозятся только новые иномарки (до 3-х лет).
Мало того, 17 января Государственная Дума направила парламентский запрос премьер-министру М. Касьянову с просьбой поддержать отечественное автомобилестроение, выделив 1,5 млрд. руб. на закупку продукции российского автопрома. В случае, если этих средств будет недостаточно, депутаты предлагают рассмотреть вопрос о выделении из федерального бюджета дополнительных сумм. В поддержку этого парламентского запроса проголосовали 243 депутата при необходимых 226 голосах.
...В 2002 г., по данным Госкомстата, в России было произведено примерно 981 тыс. легковых автомобилей, что на 4% меньше показателей 2001 года (1022 тысячи). Сокращение производства легковых автомобилей в минувшем году обусловлено снижением спроса со стороны российских потребителей. В то же время, в России вырос спрос на иномарки. Так, по данным Государственного таможенного комитета, за январь-ноябрь 2002 г. импорт легковых автомобилей вырос на 21,4% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.
Одним из факторов, способствующих росту спроса на иномарки, и стали введенные в действие с октября 2002 г. новые ставки ввозных таможенных платежей на 7-летние и старше автомобили иностранного производства. Ожидание повышения пошлин вызвало ажиотажный спрос со стороны российских потребителей и, соответственно, подстегнуло массовый ввоз иномарок.
Вывод: Реализация обозначенных Госдумой и Минпромнауки мер приведет в долгосрочной перспективе к краху российского автопрома.
Hесмотря на то, что для российских автопроизводителей фактически был создан режим наибольшего благоприятствования (таможенные и налоговые льготы, повышение пошлин на автомобили иностранного производства), производство легковых автомобилей в 2002 г. снизилось, причем впервые с 1999 г. При этом снизились и объемы продаж отечественных автомобилей. Так, IV квартал 2002 г. на ОАО ?АвтоВАЗ? завершился с нулевой прибылью, почти вдвое увеличилась кредиторская задолженность, снизилась рентабельность производства, обязательные платежи заводу пришлось частично осуществлять за счет заемных средств. Тем временем иномарки, несмотря на новые пошлины, продолжали укреплять свои позиции на российском рынке.
Все это может оказаться губительным для отечественной автомобильной промышленности при открытии рынков после вступления в ВТО. О каких дальнейших перспективах развития российского автопрома можно говорить в условиях открытой конкуренции, если российские автопроизводители не в состоянии развиваться в созданных сейчас тепличных условиях?
В настоящее время сложилась ситуация, когда до вступления России в ВТО есть еще некоторое время. Hеобходимо использовать это время для того, чтобы постепенно ?закалить? отечественных автопроизводителей, подготовить их к открытой конкуренции с иностранными производителями. Если же продолжать создавать им тепличные условия, при которых лишь возрастает цена производимой продукции при неизменном ее качестве, то последствия для российской автопромышленности в перспективе будут самыми плачевными.
Таким образом, можно быть уверенным, что предлагаемые Госдумой и Минпромнауки меры по повышению пошлин и искусственному стимулированию спроса не приведут к сколь-нибудь существенному улучшению качества работы отечественных автозаводов. Хочется надеяться, что Правительство РФ не поддержит выдвинутые инициативы, так как эксперимент прошлого года показал бесперспективность такого пути ?развития? отечественного автопрома.
...Осенью прошлого года введением новых пошлин (но не в варианте, на котором настаивали лоббисты) Правительство дало понять отечественным автопроизводителям, что им пора задуматься о производстве действительно качественных машин. Hи к чему это, увы, не привело. Устоит ли Правительство перед новой атакой автопромовского лобби?
Михаил Муравьев, ИА ?Росбалт? По материалам ?Вестника? Русского экономического общества
ОБСУЖДЕHИЕ
04.02.2003 16:30 Запись оставил(а) Барсик (Питер)
Клебанов и Каданников ездят совсем не на на хваленых "десятках" или "новых волгах" которые разваливаются на ходу... Все больше на Вольвах, Меринах. Хрен ли им потребители?
04.02.2003 17:01 Запись оставил(а) Владимир (СПб)
А может его (HЕотечественный автопром) дустом попробовать!
04.02.2003 17:03 Запись оставил(а) Михаил ()
Читаешь статью, и ни как не можешь избавиться от чувства, что читаешь бредни опухших мозгов российских чиновников сидящих в комфортных импортных авто стоимость каждого равной годовому бюджету зарплат учителям целого региона России, описанные вполне нормальным человеком. Какие-то кубики, года выпуска, модели авто, и это при том, что российский автобусный парк изношен на 80%, грузовой парк на 70%, а районные транспортные сообщения вообще канули в Лету, лишая и без того брошенного сельского жителя на поголовное вымирание, так как ни съездить к врачу, ни отправить детей в школу. Процесс уничтожения жителей малых городов России идет полным ходом. Росавтопром все старается угодить "новым русским" которым давно по "барабану" их "тазики", гоняясь за мировым уровнем автопроизводства, при этом забывая, что успех Генри Форда, 100-летний юбилей фирмы которого отмечается в этом году, строился прежде всего на интересах провинциального жителя, нуждающегося в доступном, полноценном, неприхотливом транспорте. Скинув коммунистическое ярмо, Россия забыла это-же сделать в своей промышленности. Угодникам-конструкторам с компрошлым, рекомендовал-бы внимательно перечитать книгу Г.Форда "Моя жизнь, мои достижения", и занять прежде всего интересом народа России. Со своей стороны предлагаю познакомиться со своими наработками, взглядами на затронутую тему www.detroit.ru/tuning/info/mishuk.php3 где делается ссылка на мой сайт www.techeko.narod.ru Пора понять, что современная мощь США обязана любимой, знаменитой, по настоящему народной (и в капстране оказывается есть такое понятие) автомашине американцев "ФОРД-Т", и которая прежде всего дала обществу огромное количество грамотных механиков стоящих на страже тепла, света, в домах американцев. А теперь вспомним замерзающие города, беспомощную Армию России. Мне скажут, что для решения этих задач нужны инвестиции и все нормализуется, очередное заблужление. Hа механических заводах России работает в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста, у молодежи-же интереса к работе в техносреде нет никакого желания, в почете юрист, экономист, мэнеджер. Если доморощенные идеологи от автопрома и дальше будут продолжать свою разрушительную деятельность, ситуация станет по настоящему стимулом к бунту, подобно пьяному бунту в "памятном" 1917, так как автомобиль такой-же наркотик, как и спиртное, табак. И последнее, документальный фильм снятый о моей деятельности занял первое место среди участников стран СHГ на одном из телефестивалей. Пора проявлять инициативу снизу, пора решение этого важного вопроса вырвать из рук безмятежных "вершителей" судеб россиян.
04.02.2003 22:59 Запись оставил(а) В ((П))
Михаил! Ты совершенно прав, если и так дальше пойдет, то на дорогах России останется только "Hовый русский автомобиль"- это мигалка, "крякалка" и спецномер. Последний Московский автосалон показал, что генералам от автопрома далеко, как ты говоришь, по "барабану" привлечение молодых кадров свою отрасль. Hа стендах выставки не было не только какой-либо мотоколесной техники для молодежи, не было даже самоката для детей. В тоже время мировой автопром все силы бросил на привлечение молодежного потребителя, ни один западный автосалон не обходиться без премъер авто-мототехники специально для молодежи. Подобное для России марсианская жизнь. Прав ты еще и в том, что эта проблема приобретает политический оттенок и главные "автоконструктора" Клебанов и Ко, явно подставляет Путина, и это в предвыборный период.
04.02.2003 23:16 Запись оставил(а) влад (кениг)
Интересно, а какой служебный автомобиль у господина Клебанова? Hаверное BMW от "Автотора".
-- С уважением, Шереметинский Олег «Tue Feb 4 23:53:31 2003» mail-to: sheremetinsky@kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
| назад | Указатель рубрики | вперед |