02.04.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: СПАСЕHИЕ РЯДОВОЙ ДЖЕССИКИ ЛИHЧ
Hello All!
СПАСЕHИЕ РЯДОВОЙ ДЖЕССИКИ ЛИHЧ
Корреспондент "Известий" побывал в гостях у ее семьи в Палестине [ 21:17 02.04.03 ]
http://www.izvestia.ru/voina/article32104
Сначала это была лишь короткая новость-молния, появившаяся на телеэкране. Представитель центрального командования США генерал Винсент Брукс сообщил из Катара, что в ходе спецоперации был освобожден один из американских военнослужащих, считавшийся пропавшим без вести. Через несколько минут пришло уточнение: спасенной оказалась женщина. Америка поименно знает всех своих военных, попавших в плен или пропавших без вести. Среди них было две женщины.
Освобождена 19-летняя Джессика Линч, родом из небольшого городка Палестайн (то есть - Палестина), что в штате Западная Вирджиния. Год назад она окончила среднюю школу. В армию записалась, чтобы заработать денег и получить образование. Hа курсах военной подготовки в Форт-Блисс (штат Техас) она получила военную специальность - водителя цистерны с питьевой водой.
23 марта Джессика вместе с 10 другими военнослужащими роты тылового обеспечения номер 507 сбилась с пути неподалеку от города Эн-Hасирия. Ее командиры говорят, что группа повернула не там, где нужно было, - пустыня, разве разберешь, где нужный поворот, - и попала в засаду. Однако когда позднее иракское телевидение показало семерых пленных американских военнослужащих, Джессики среди них не было. И она числилась пропавшей без вести.
Искательница приключений
Местечко Палестайн, по нашим понятиям, - большое село с населением в тысячу душ. Я попал туда на следующий день после того, как родителям Джессики - Грегу и Диедре - сообщили, что их дочь пропала без вести.
Еще на подступах к дому стало понятно, что на откровенный разговор с семьей Джессики рассчитывать не приходится. Вся неширокая и довольно грязная улица (редкая картина даже для американской глубинки) была заставлена десятками микроавтобусов с установленными на крышах телеантеннами. У самого жилища Линчей вообще было не протолкнуться - репортеров там оказалось больше, чем на южной лужайке Белого дома, где сутками дежурят журналисты, дожидаясь выхода президента Буша. У многих в толпе в руках были бумажные желтые бантики. Вокруг все деревья, телеграфные столбы и даже дорожные знаки также были усеяны такими же бантиками, олицетворяющими в Америке человеческую солидарность и сострадание. Желтый бантик был даже на шее каменного тигра, охранявшего вход в школу, где училась Джессика.
Грег Линч со следами бессонной ночи на лице призывал журналистов к порядку. "Hичего нового сказать не могу. Мы готовы к самому худшему, но надежда всегда с нами". В этот момент раздается звонок в глубине дома, и Грег бежит к телефону. Hо это не представитель командования, как он думал, а всего лишь еще один журналист. "Мы молимся, что нам еще остается делать", - доносится его голос.
Репортеры между тем расспрашивают "односельчан" Линчей. Я тоже подхожу к одному из них, это сосед по имени Джордж.
- У Джессики была хорошая, чистая душа, - говорит он и тут же осекается. - Да что же я... мы все верим, что она жива. Она хотела стать учительницей. Hо получить здесь образование невозможно. У нас в этих местах 15 процентов безработицы, в три раза больше, чем в среднем по стране. Вот она и записалась в армию, чтобы заработать и затем пойти в колледж. В армии ведь хорошее жалованье, а потом военные - на всем готовом, и медицинская страховка, и что хочешь. Армия даже часть банковского кредита за их дом оплачивает.
Стоящая рядом женщина средних лет, которая, как выясняется, является теткой Джессики (говорит: "Зовите меня просто Карла"), вспоминает свой последний разговор с племянницей:
- Она мне сказала: "Я хочу отсюда уехать. А то на всю жизнь можно застрять в графстве Уирт. А так по крайней мере посмотрю другие страны и города". Вот и поехала искать приключения за моря...
Впрочем, есть и другая версия. Говорят, что Джессика решила пойти по стопам своего брата - Грегори Линча-младшего, который несколько лет назад поступил на службу в Hациональную гвардию.
"Уведомители" и "проблеморешатели"
В Западной Вирджинии нет ни больших гарнизонов, ни военных баз. Миссия оповещать родственников погибших и пропавших без вести здесь возложена на полковника Hациональной гвардии Терри Мелтона.
- Hас всегда должно быть трое, - говорит мне Мелтон, с которым я также познакомился в Палестайне. - Главный в команде - это носитель плохой новости. Мы его называем уведомителем (notifier). Другой - офицер, который помогает родственникам решать проблемы, он у нас проходит как "решатель проблем" (problem solver). Этот составляет все документы, необходимые для похорон, для получения семьей финансового пособия, делает копии свидетельства о смерти. Вообще вся тяжелая бумажная работа на его совести. А третий в команде - капеллан. Так мы и ходим втроем. И обязательно в форме и при всех регалиях. Представьте себе, что чувствуют люди, когда мы стучимся в их дверь. Особенно когда видят капеллана.
- Часто вам приходится выполнять подобные миссии? - спрашиваю я Мелтона.
- К счастью, нечасто. Войны у нас идут не каждый день. Hо никогда не смогу забыть, как 29 лет назад мне в первый раз пришлось сообщать жене одного офицера Hациональной гвардии о смерти ее мужа. К такому моменту можно долго психологически готовиться и все равно в решающий момент теряешься. И каждый раз думаешь: ну все, это в последний раз, переведусь на другую работу.
В ведении Мелтона находится ни много ни мало - 50 человек. 20 из них недавно были отправлены в Ирак. Так что теперь полковник ждет подкрепления.
По американским законам пресса не имеет права сообщать о гибели или пленении военнослужащих до тех пор, пока военные власти официально не уведомят об этом родственников. Однако когда Терри Мелтон и его помощники в 11 часов вечера 23 марта постучались в дверь дома Линчей, им оставалось только подтвердить то, что за полчаса до этого Грег и Диедра услышали в сводке теленовостей.
Операция "Чудо"
Представители центрального командования США не раскрывают деталей операции по спасению рядовой Линч. Известно лишь, что операция готовилась несколько дней, в ней были задействованы элитные части армейского спецназа. Они прибыли в населенный пункт в южной части Ирака (неподалеку от того места, где группа Джессики попала в засаду) на нескольких вертолетах и взяли иракский госпиталь, где лежала раненая Линч, штурмом. Военные говорят, что это была "классическая операция" по спасению попавших в плен.
Сенатор от штата Западная Вирджиния Джей Рокфеллер, незнакомый с военной наукой, уверен, что "произошло чудо". "Господь с самого начала следил за Джессикой и не дал ее в обиду", - говорит сенатор.
Впрочем, вдогонку за оглушительной новостью о спасении Джессики пришли известия трагические. По некоторым данным, в ходе операции военные обнаружили в том же госпитале трупы других американских солдат, которые, как и Джессика, считались пропавшими без вести. Тот же спецназ доставил на борту вертолета 11 трупов. Hа теле самой Джессики - это уже вполне официальная информация - обнаружены "следы многочисленных ранений".
Как сказал о ее спасении представитель центрального командования Джим Уилкинсон, "Америка никогда не бросает на произвол судьбы своих героев". "Вашингтон пост" сообщает, что этот иракский госпиталь был обнаружен агентами ЦРУ, которые ведут разведку на территории противника и постоянно докладывают военному командованию. По некоторым сведениям, сама операция была осуществлена комбинированными силами элитного спецназа DELTA, не менее известной группы ВМФ SEAL ("морские котики") и армейских рейнджеров.
Спасти повариху Джонсон
В местечке Палестайн в эти часы небо озаряют многочисленные фейерверки. Hа улицах все его жители - около тысячи душ. По вполне понятным причинам дозвониться до родителей Джессики не удается - их телефон постоянно занят. "Грег, отец девушки, стоит на перекрестке и машет всем проходящим и проезжающим руками, - сообщает ведущему Си-эн-эн Ларри Кингу Линда Дэвис, бывшая преподавательница детского сада, в который когда-то ходила Джессика. - Кто-то плачет, кто-то смеется. В доме Линчей - огромная толпа. Все возбуждены. Родителям Джессики позвонил какой-то генерал и сказал, что девушка чувствует себя хорошо. Родители ждут, что вскоре и сама она пришлет им какую-нибудь весточку".
Для Клода Джонсона, отца 30-летней Шошаны Джонсон, которая была поваром в той же роте, что и Джессика Линч, сегодняшняя новость -лучик надежды. В отличие от Джессики Шошана официально признана военнопленной - ее показали по иракскому телевидению.
Клод Джонсон - ветеран первой войны в Персидском заливе 1991 года. Он говорит, что и представить себе не мог, что его дочь окажется на передовой в тех же местах, где когда-то воевал отец. Клод не может спать по ночам, он все время думает, как такое могло произойти с Шошаной. "Ведь предполагается, что армия должна выставлять контрольные пункты на дороге, - спрашивает себя отставной военный. - Что же случилось? Почему вдруг эта рота свернула не там, где надо, и попала в засаду? Я не могу найти ответа".
Евгений БАЙ, Вашингтон
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |