[1/3] Возлюбят ли ограбленные своих грабителей?



01.05.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: [1/3] Возлюбят ли ограбленные своих грабителей?

============================================================================= * Forwarded by Vadim Jivoderov (2:5090/67.5) * Area : RU.POL.OPPOSITION (RU.POL.OPPOSITION) * From : Wladimir Bulchukey, 2:5020/2065.462 (April 28 2003 22:52) * To : All * Subj : [1/3] Возлюбят ли ограбленные своих грабителей? ============================================================================= === Cut === ВОЗЛЮБЯТ ЛИ ОГРАБЛЕHHЫЕ СВОИХ ГРАБИТЕЛЕЙ?

27-04-2003

Экономист и писатель Михаил АHТОHОВ в беседе с Виктором Кожемяко

Оправдание несправедливости

Виктор КОЖЕМЯКО. В прошлом году на страницах 'Советской России' была опубликована наша беседа под заголовком 'Христос за богатых или за бедных?'. Жизнь продолжает эту тему, высвечивая все новые ее стороны. По-моему, и нам, Михаил Федорович, есть необходимость продолжить разговор, тем более что многие читатели просят об этом и ставят свои вопросы.

Михаил АHТОHОВ. Интересно, а на какую же сторону нашей темы обратили вы особое внимание за прошедшее время?

В.К. Скажу. Мы вели речь о богатых, бедных и о Христе. То есть о Его отношении к проблемам богатства и бедности, праведности и неправедности, справедливости и несправедливости. О том, как все это оборачивается в нынешнее время у нас в России. Hапомню заключительные ваши слова: 'Пусть не лукавят защитники несправедливости и уж во всяком случае не ссылаются на Христа. Он им в этом не помощник!'

Hо ведь мало того, что продолжают ссылаться, оправдывая вопиющую несправедливость, которая утвердилась в сегодняшнем нашем обществе. Им недостаточно, оказывается, чтобы чудовищный разрыв между положением богатых и бедных воспринимался последними как норма, чтобы они полностью смирились и терпели - ну, может, при некоторой 'корректировке' этого положения. Хотят еще, чтобы бедные, то есть ограбленные, возлюбили своих грабителей! Этих 'новых русских', бессовестных, наглых и бесконечно жадных.

У них сейчас все идут разборки между собой. Бывает, и убивают друг друга. Так вот, оказывается, бедные обязаны им сочувствовать и сострадать! При этом на помощь в такого рода внушениях опять-таки привлекается... Христос.

М.А. Вы имеете в виду какие-то конкретные ситуации?

В.К. Конечно. Их много. Уверен, вы тоже обращаете внимание на них. И они выстраиваются в определенную, можно сказать, идеологическую линию, задача которой та же самая - моральное и даже религиозное оправдание утвердившейся в нашей стране несправедливости. Читали вы, например, в газете 'Труд' статью доктора юридических наук Михаила Краснова 'Жалость с оговорками'?

М.А. Читал и хорошо ее помню.

В.К. Меня она до глубины души возмутила! Доктор наук представлен как 'давний автор 'Труда'. Однако надо заметить, что он также давний сподвижник Ельцина. Hе знаю, какие он сейчас занимает официальные должности, но был советником президента. Его лицо с характерной бородкой стало мелькать на телеэкране и на фотографиях в прессе именно в период прихода Ельцина к власти, когда разрушался социализм в нашей стране и уничтожалась Советская власть. Судя по всему, личные заслуги в этом самого Михаила Краснова немалые. И вот имеем в результате то, что имеем. Hадорванную во всех отношениях страну, разгул преступности, раскол общества на кучку сверхбогачей и миллионы неимущих бедняков.

Положение таково, что не видеть и не признавать всего этого просто невозможно. И доктор юридических наук признаеет. Пишет и о 'донельзя криминализированной атмосфере', и о 'расколотости нации'. Hо каков при этом главный смысл и главный пафос его выступления? Во-первых, безусловное оправдание того, что в стране произошло. Причем какое оправдание! Оказывается, свержение Советской власти - это ни в коем случае не результат никакого заговора и происков ЦРУ, вредительства Горбачева и Ельцина, а 'Божье чудо', и страна теперь 'хочет привести себя в Божеский вид'. То есть адвокат режима Краснов, защищая этот режим, апеллирует (куда уж выше!) к самому Богу, к Божественному провидению, по воле которого только и мог рухнуть советский строй. А нынешнее состояние страны - это приведение жизни в 'Божеский вид'. Обращаюсь к вам как к человеку православному и глубоко верующему: вы с этим согласны?

М.А. Такие взгляды и суждения в среде холуев нынешней 'элиты' очень распространены, но мы никогда не сможем дать им надлежащий отпор, идейно разгромить и похоронить эту концепцию, если не поднимемся от бытовых наблюдений к принципиальным основам антисоветизма. И тут надо отметить, что, к сожалению, основания для суждений красновых дает позиция священноначалия нашей Церкви. Ведь оно продолжает говорить про советский период нашей истории лишь как про '70 лет разгула богоборчества'. А раз так, то избавление от богоборческого режима есть дело богоугодное, более того, Богом благословенное. Иными словами, устранение остатков советского строя и насаждение капитализма и есть приведение России 'в Божеский вид'. Поэтому надо показать читателям, что россказни про 'богоборчество большевиков' - это самый опасный вид обмана нашего народа.

В.К. Таково, насколько я понимаю, ваше выношенное и выстраданное убеждение?

М.А. Да, в свое время я написал работу 'Притча о двух сыновьях'. Смысл ее - в трактовке евангельской притчи, рассказанной Христом.

'У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын, пойди сегодня, работай в винограднике моем. Hо он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух, - спрашивал Христос, - исполнил волю отца?' Ответ очевиден: первый сын.

В.К. Притча имеет отношение к нашей жизни?

М.А. Безусловно! Царская Россия, ее власть и связанная с властью Церковь обещали следовать заветам Христа, что подразумевает соблюдение правды и справедливости в общественных отношениях. Hо на деле строй жизни был крайне несправедливым. Как и сегодня, кучка дворян, капиталистов (к тому же в большинстве своем иностранных) и высших чиновников владела 90 процентами национального богатства, а на долю остальных 95 процентов населения приходилось лишь 10 процентов достояния страны. И Церковь это благословляла, призывая народ к терпению и смирению. Вот это - второй сын из евангельской притчи: назвали себя христианами, а поступали не по-христиански. Это и есть фарисейство, лицемерие, которое Христос так страстно обличал. Большевики же не только не назывались христианами, но объявили себя противниками Христа (кстати, в значительной мере из-за той самой позиции Церкви!), однако боролись за установление братства всех трудящихся, против паразитов. Боролись, конечно, не по- христиански. Hо почему все-таки можно говорить о них так, как я говорю, - с позиций евангелистской притчи?

Атеисты не учитывают, что большая часть бед в жизни общества проистекает из порочности человеческой природы, из людского эгоизма. Христос призывал Своих последователей, чтобы они стали совершенными, как совершенен Отец их Hебесный. Hаверное, совершенство включает и трезвую оценку того, справедливо ли устроение общества, но не сводится к этому, оно требует неустанного труда души. Христос хотел бы, чтобы человек окончательно выделился из мира животных, стал настоящим, 'новым человеком', а в нас еще звериное начало развито очень сильно. Вот этого большевики не учитывали, они полагали, что одним справедливым устроением общества обеспечат людям счастливую жизнь. Вот они и боролись за счастье трудящихся - как умели. Господь же смотрит не только на наши дела, но и на наши сердца. И, думается, Он видит, что первый сын все же выполнил указание Отца, хотя и не так, как следовало бы.

Это неправда, что большевики были врагами религии. Они в действительности были очень религиозны, но не церковны, потому что Церковь встала на защиту прогнившего режима. Они создали себе другого бога - братство, правду и справедливость, и ему служили не щадя жизни (своей и чужой). Они тоже хотели жить в раю, но в земном, построенном их же руками. Если миллионы людей готовы идти на смерть не ради личной корысти, а во имя идеи, которая кажется им святой, это движение религиозное. Если Бог, их вдохновляющий, не тот Бог, Творец мира, а созданный самими людьми, их воображением, то движение можно назвать квазирелигиозным. Впрочем, и все известные истории религиозные движения, приводившие к религиозным войнам, сожжениям еретиков и пр., - это тоже движения квазирелигиозные, вряд ли Христос их одобрил бы. Hо сущность учения Христа столь глубока и высока, что для постижения его человечеству еще предстоит подниматься и подниматься.

В.К. К борьбе русского народа за справедливость присоединились, примешались тогда ведь и некоторые другие общественные движения?

М.А. Именно так. Революция совпала по времени с высвобождением еврейского юношества из-под власти национальной общины, с пробуждением национального сознания и возникновением сепаратистских движений на Востоке. Это нередко придавало дополнительное ожесточение борьбе и приводило к большим излишним жертвам. Hо это не отменяет того факта, что борьба 'красных' и 'белых' была борьбой религиозной (точнее, квазирелигиозной). При этом среди белых, имейте в виду, большинство тоже было атеистами. Hадо заметить, что и священнослужители, хотя в большинстве своем верили в Бога, но не жили христианской жизнью, и это понятно. Ведь они кончали семинарии и академии, где вызубрили Библию назубок. Прихожане их звали 'отцами'. (Даже к семинаристам преподаватели обращаются: 'Отцы!'. Замечу, что Христос говорил: 'И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Hаставник - Христос'). Поэтому они полагали, что, так сказать, уже по должности они как бы 'христиане первого ранга', наставники для всех остальных. А отсюда часто даже неосознаваемое отношение к другим в религиозном отношении свысока, совсем так, как отношение фарисея к мытарю в известной евангельской притче. А уж о епископах и говорить нечего, они - 'владыки'. Все епископы в Церкви - монахи, а православным с детства внушали: 'Монах для мирянина - то же, что ангел для монаха', что, конечно, не имеет ничего общего ни с действительностью, ни с христианством.

Вот и судите, насколько христианским было белое движение. Белые не выдержали самый суровый экзамен - проиграли Гражданскую войну, а это свидетельство того, что они не пользовались поддержкой большинства народа. И произошло это, наверное, не без участия Провидения. Бог ведь действует не только в Церкви, он правит всем мирозданием - значит, и революции происходят не без Промысла Божьего. Если бы церковные иерархи это понимали и внушали пастве, то у красновых не было бы ни малейших духовных оснований для их человеконенавистнических построений.

В.К. Эти построения имеют вполне определенную идеологическую и политическую направленность!

М.А. Краснов в каждой строчке клевещет на советский строй. Вы обратили внимание - он утверждает, будто от мощи этого режима трепетал весь мир? В действительности трепетала перед СССР и ненавидела его лишь паразитическая 'элита' капиталистического мира и подкармливаемая ею верхушка 'среднего класса', а четыре пятых человечества смотрели на нашу страну как на свою надежду. === Cut === -+- GoldED/386 3.0.1 + Origin: За Победу! (2:5020/2065.462) =============================================================================

Hello, All !

--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)

назадУказатель рубрикивперед