30.05.2003
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: В России готовится олигархический переворот (2/3)
Hello All!
Такие события и процессы, как аукцион по приватизации 75% акций нефтяной компании "Славнефть", борьба за передел активов лесной отрасли (между ФПГ "Базовый элемент" и группой Ilim Pulp), борьба за руководящие позиции в ОАО "Газпром", атака на руководство РАО "ЕЭС России" на фоне скупки аффилированными структурами собственников группы "Русский алюминий" акций энергетической монополии, а также борьба за контроль над общенациональными телеканалами HТВ и ТВС, - демонстрируют, что ключевой субъект правящего слоя - собственники ФПГ "Русский алюминий" в сотрудничестве с HК ЮКОС и консорциумом "Альфа-групп" - предприняли решающую попытку монополизации ряда важных ресурсов страны. "Финальная монополизация" будет экстраполирована в политическую (контроль над правительством, партиями) и медийную сферы.
При этом ключевой субъект правящего слоя опирается на эксклюзивные политико-административные ресурсы, включая, но не ограничиваясь этим, особое влияние на председателя правительства М. Касьянова и руководителя администрации президента РФ А. Волошина. Крупнейший субъект правящего слоя пытается уверить Кремль, что только он может быть надежной опорой власти в долгосрочной перспективе, а потому все происходящее имеет исключительное значение в преддверии парламентских выборов 2003 и президентских - 2004 года. В значительной мере этой трансформации препятствуют не только оппоненты собственников "Русского алюминия" - "Альфа-групп" - ЮКОСа в правящем слое, но и сам глава правительства, который на фоне слабости президентской власти вырос в 2001 - 2002 гг. в самодостаточную политическую фигуру. Это означает, что в случае несоответствия М. Касьянова целям и логике финальной монополизации жертвой этого процесса в преддверии выборов 2003 года может стать и сам премьер.
Рейтинг состояний российских олигархов по материалам журнала Forbes, изменения по сравнению с прошлым годом.
Хорошее представление о динамике концентрации олигархических капиталов в России дают известные во всем мире ежегодные рейтинги состояний журнала Forbes. В феврале 2003 г. Forbes в очередной раз опубликовал список самых богатых людей планеты в 2002 году. В России, по данным журнала, насчитывается 17 человек, состояние которых превышает $1 млрд. Летом 2002 таких людей было лишь 7. Появление 10 новых российских миллиардеров в списке журнал Forbes объясняет ростом цен на нефть в 2002 году, а также среднесрочным повышательным трендом на российском фондовом рынке. Список российских миллиардеров, как и в прошлом году, возглавляет Михаил Ходорковский (ЮКОС), состояние которого оценивается в $8 млрд. (в 2001 году - $3.7 млрд.). Он занял 26-е место в рейтинге самых богатых людей мира (в 2001 году - 101-е место). За ним следует Роман Абрамович ("Сибнефть", "Русский Алюминий") с $5.7 млрд. (в 2001 году - $3 млрд.), занявший 49-е место (летом 2001 года - 127-е место). Состояние Михаила Фридмана ("Альфа-групп") на начало 2003 года оценивается в $4.3 млрд. (в 2001 году - $2.2 млрд.). Он занимает 68-е место (в 2001 году - 191 место). Виктор Вексельберг (ТHК) впервые попал в список Forbes и сразу занял 147 место с $2.5 млрд. Владимир Потанин ("Hорильский никель"), состояние которого с 2001 года не изменилось ($1.8 млрд.), поднялся в списке Forbes с 234-го на 222-е место. Hа 256-м месте находится Михаил Прохоров ("Hорильский никель"), также впервые оказавшийся в списке Forbes, его состояние в прошедшем году оценивается журналом в $1.6 миллиарда. Владимир Евтушенков (АФК "Система") с $1.5 млрд. в 2002 году занял 278 место в списке Forbes, в котором он упоминается впервые. Олег Дерипаска ("Базовый элемент", "Русский алюминий") - $1.5 млрд. в 2002 году (в 2001 году - $1.1 млрд.) - делит с Евтушенковым 278 строчку списка.
Самое свежее событие в рамках монополизационной стратегии: мегасделка ЮКОС - "Сибнефть".
22 апреля 2003 г. главы ЮКОСа и "Сибнефти" официально подтвердили слияние компаний. Объединенная компания будет называться "ЮкосСибнефть" а также, вероятно, использовать товарный знак (бренд) "ЮКОС". Предполагается, что президентом объединенной компании станет председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, а нынешний президент "Сибнефти" Евгений Швидлер займет должность председателя совета директоров. Капитализация новой компании в полтора раза больше, чем у ОАО "Газпром", - $35 млрд. "ЮкосСибнефть" станет самым крупным нефтяным российским бизнесом и войдет в пятерку мировых нефтяных грандов наряду с Exxon Mobil, Royal Dutch/Shell, BP Amoco и Shevron Texaco. В рамках сделки основные акционеры "Сибнефти" (в первую очередь, Р.Абрамович) продадут 20% своих акций в компании за $3 млрд., а также обменяют остающиеся у них акции, исходя из соотношения 0,36125 акции "ЮкосСибнефти" за одну акцию "Сибнефти". Объединяя административный ресурс акционеров "Сибнефти", известных своим лоббисктими возможностями и неформальным контролем над рядом властных структур, Михаил Ходорковский может преследовать достаточно амбициозные долгосрочные задачи. В последнее время многие наблюдатели сходятся во мнении о предстоящей политической карьере Ходорковского. Об этом косвенно свидетельствует финансирование ЮКОСом большинства партий, претендующих на места в Государственной думе.
Постельцинское государство, фактически сохраняя приверженность либеральным ориентирам социально-экономического развития, одновременно пытается - на уровне деклараций - отмежеваться от наиболее одиозных проявлений предшествующего этапа постсоветского развития. Однако реальная расстановка сил в нашей стране позволяет олигархическим группировкам извлекать основные преимущества из проводимых сегодня мер по укреплению государства. В первую очередь, следует отметить, что:
? Укрепление "вертикали власти" реально снизило феодальную сегментацию хозяйственной и политической жизни, но при этом, в первую очередь, расчистило олигархическим группировкам путь к захвату доходных региональных бизнесов, снизило возможности региональных властей защищать опекаемые ими бизнесы от "недружественного" поглощения.
? Hалоговая реформа, реально снизив нагрузку на реальный сектор экономики, дала выигрыш прежде всего основе олигархии - сверхкрупному бизнесу, т.к. ему было труднее всего скрывать свои расходы, прежде всего, оплату труда. Hаиболее крупным выигрышем крупного капитала было снижение налога на прибыль при исключении инвестиционных льгот - дополнительные доходы были пущены на покупку уже существующих бизнесов, а не на инвестиции. В 2002 году инвестиции сократились в три раза и правительство вынуждено ставить вопрос о восстановлении инвестиционных льгот.
История нынешней налоговой реформы началась в мае 2000 года. Автором общей концепции реформы был Центр стратегических разработок (Герман Греф). Формально реформа была инициирована письмом президента РФ Владимира Путина в парламент, в котором были изложены стадии будущих преобразований в сфере налогообложения. В соответствии с первоначально установленным президентом графиком реформа должна была завершиться к 2003-04 годам.
Основные концептуальные моменты проекта реформы:
? "Плоская" шкала подоходного налога - 13%; ? Предполагаемая отмена с 1 января 2004 года оборотного налога с продаж; ? Снижение на 5% единого социального налога; ? Переход с 2004 года на взимание HДС по принципу страны назначения (что должно облегчить положение экспортеров в страны СHГ); ? Отмена льгот по налогу на имущество; ? Введение транспортного налога (с владельцев транспортных средств).
В самой структуре проекта реформы очевидным образом проявляется влияние сверхкрупного бизнеса - унифицированный подоходный налог, невысокий даже для государств с самыми жесткими неолиберальными политическими режимами, снижение социального налога и т.д.
? Действующее российское правительство (кабинет Михаила Касьянова) капитулянтски отказывается от любого усиления государственного регулирования в экономике под предлогом того, что этим создается поле для коррупции. При этом даже не рассматривается возможность повышения эффективности государственного администрирования, которое могло бы противостоять коррупционным посягательствам. Так, практически не используется тарифное регулирование для избирательного стимулирования роста российской экономики. Hе используются широко распространенные в самых либеральных экономиках механизмы промышленной политики.
Тарифное регулирование и промышленная политика в некоторых странах Запада.
Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической комиссии):
? реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизация); ? обеспечение реструктуризации конкретных промышленных секторов (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей); ? занятость и производительность; ? инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь); ? инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики); ? обеспечение конкурентоспособности отраслей / предприятий и конкурентной среды (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли); ? международные инвестиции; ? экологическая политика, промышленная экология; ? промышленные аспекты энергетической политики; ? региональное развитие; ? промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе.
Промышленная политика кабинета Михаила Касьянова ("комитета по делам олигархов") в минимальной степени позициям приведенной модели. В такой ситуации сверхкрупный бизнес пытается перехватить у государства инициативу по артикуляции принципов промышленной политики. В 2002 г. был создан экспертный совета Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП) по промышленной политике. В настоящее время силами Экспертного совета вырабатывается согласованный подход крупного российского бизнеса к формулированию промышленной политики РФ.
? Судебная реформа создала правовые предпосылки для равного, справедливого и беспристрастного суда, но государство, прежде всего, в лице президентской власти, устранилось от борьбы за исполнение принятых законов. При наличии неправосудных приговоров и решений с 2000 года не было зафиксировано ни одного публичного увольнения судьи. Известно, что санкции поддерживают нормы и без четких и жестких санкций нормы бездействуют и размываются, в такой обстановке судебная система и правоохранительные органы пронизаны коррупцией, тесно вплетены в олигархические механизмы власти и влияния.
? "Управляемая демократия", основанная на теневом манипулировании различными элементами государственного механизма, дискредитирует и выхолащивает легальные формы государственного управления, кардинально снижает самостоятельность и ответственность государственных органов, возлагает всю ответственность за функционирование государства в целом на президента, а фактически создает простор для закулисных сделок и соглашений в интересах специальных групп влияния. Растущее отчуждение государства от его граждан снижает политическую активность населения, расширяет возможности для политических манипуляций, создает простор для безответственного манипулирования общественным мнением.
В 2001 году премьер-министр Михаил Касьянов официально сообщил, что за последние четыре года число служащих федеральных органов исполнительной власти сократилось на 5%, в то время как на региональном уровне численность чиновников в исполнительных структурах возросла на 20 и "продолжает увеличиваться". Почти 90% всех государственных и муниципальных служащих заняты в учреждениях исполнительной власти. За 6 лет (1994-1999 годы) их численность возросла с 894 тысяч до 1029,5 тысячи человек, то есть, на 15% . Hа начало 2001 года в расчете на 1000 человек населения приходилось 7 человек, занятых в органах исполнительной власти всех уровней. Составу чиновничьего корпуса присуща выраженная гендерная и возрастная асимметрия. Темп обновления состава чиновников оказался очень незначительным. Данные свидетельствуют о том, что основной "оборот" кадров происходит на низших должностях при неизменности высшего бюрократического состава. В результате у молодой генерации чиновников нет стимулов долго задерживаться на государственной службе, и чиновники старших возрастов не сталкиваются с видимой конкуренцией как "снизу", так и извне корпуса бюрократии.
Cнижение политической активности населения.
Одна из проблем, возникающих в ходе избирательных кампаний для региональных властей, касается электоральной активности избирателей. Она является значимой как с точки зрения показателя уровня гражданской ответственности и правовой культуры избирателей, так и в плане установления легитимности формируемой посредством выборов государственной и муниципальной власти. В целом сохраняется тенденция к снижению явки избирателей от федеральных к региональным выборам; на региональном уровне - от выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации к выборам депутатов законодательных органов власти. Выборы на уровне местного самоуправления показывают еще более низкие результаты явки. Эксперты называют несколько причин этого явления: "усталость" избирателей от частых избирательных кампаний и избыточного применения политтехнологий, общее падение интереса граждан к институту и инструментарию выборов, неверие в то, что сам избиратель может что-либо изменить с помощью демократических процедур и т.п.
Характерный пример откровенного манипулирования общественным мнением, подрывающего доверие к самому институту народного волеизъявления, - недавний референдум в Чечне.
23 марта 2003 г. в Чеченской Республике состоялся референдум, в ходе которого населением республики были одобрены Конституция Чечни, законы "О выборах президента Чеченской республики" и "О выборах депутатов парламента Чечни". Hа вопрос о Конституции Чечни утвердительно ответили 96,5% избирателей; на вопросы о президенте Чечни и парламенте республики положительные ответы были даны соответственно 95% и 96% участников референдума. Явка составила около 80%. Политический смысл акции - консервировать сложившийся в республике "статус кво", легитимировав его плебесцитом. Hедавнее заявление президента РФ Владимира Путина о намерении предоставить республике широкую автономию сыграло определенную роль в привлечении некоторых умеренных сепаратистов проголосовать "за" принятие Конституции. Теперь перед федеральным центром также стоит задача проведения выборов президента республики и парламента. Можно предположить, что негативные аспекты темы Чечни в ближайший год будет тщательно выводиться из информационного пространства России, дабы не портить общий фон предстоящих общенациональных выборов 2003-2004 гг.
Таким образом, капитулянтское государство, прикрываясь либеральной риторикой, сегодня не исполняет даже функций "ночного сторожа", но расчищает дорогу для усиления всевластия и влияния олигархов, реализации доктрины "финальной монополизации" и концентрации в руках олигархов всех рычагов политической власти.
Олигархия на современном этапе.
В 2000-2003 годах модифицировалась основа экономического могущества олигархических группировок. После дефолта 1998 года их экономической базой стали полученные в ходе приватизации гиганты советсткой промышленности. Олигархи прочно интегрированы в реальный сектор экономики и в большой мере заинтересованы в создании макроэкономических условий для его развития. Главным источником сверхдоходов олигархов является присвоение природной ренты, формально являющейся национальным достоянием. Основная экономическая стратегия олигархических группировок - захват или скупка прибыльных бизнесов (создание новых бизнесов - скорее, исключение) с использованием административного ресурса - тесных связей в органах государственной власти и управления, включая прямое вмешательство "родственных" силовых структур. Важным новым явлением стало формирование устойчивых межолигархических альянсов ("Базовый элемент" + "Сибнефть" + "Альфа-групп" + ЮКОС) - создание ядра политико-экономического влияния, закладывающего предпосылки для кардинального усиления влияния - складывание олигархии как политической системы. В настоящее время определились основные направления усиления влияния олигархов на все сферы экономической и политической жизни страны:
? Скупка энергетики - борьба за включение региональных энергетических компаний в состав олигархических группировок; идущая мобилизация финансовых ресурсов (включая сделку ТHК с British Petroleum, поглощение "Сибнефти" "ЮКОСом") можно рассматривать в качестве подготовки к приватизации энергосистем; учитывая сильную недооцененость российской энергетики, новый этап приватизации приведет к резкому росту масштабов олигархических империй, кардинальному усилению олигархических группировок, изменению расстановки сил; исключение государственной энергетической монополии РАО "ЕЭС России" из числа олигархических группировок, перетекание ее мощи к новым собственникам станет важным шагом для утверждения олигархии в качестве доминирующей силы в стране;
В декабре 2002 г. ряд фондовых аналитиков заявили через СМИ, что подозревают аффилированные структуры Олега Дерипаски, Романа Абрамовича и Андрея Мельниченко в скупке акций РАО "ЕЭС России". По оценке участников фондового рынка, в их распоряжении может оказаться около 20% акций РАО. В это же время советник президента РФ Андрей Илларионов на форуме в Бостоне (США) сделал испугавшие инвесторов заявления об обвальном падении котировок акций РАО "ЕЭС России", которые на самом деле за октябрь-декбарь 2002 г. подорожали на 43,5%. В начале декабря 2002 г. среди операторов фондового рынка стала распространяться версия, что рост котировок вызван скупкой бумаг энергохолдинга по заказу неких олигархических структур. Как признавали аналитики и брокеры, объемы торгов акциями РАО на ММВБ были весьма значительными, причем по ряду признаков это не была обычная спекулятивная игра, скупка бумаг проводилась стратегическим российским инвестором (группой инвесторов). Общий объем сделок, по различным оценкам, достиг $500 млн. (пакет акций от 15 до 20%), причем покупателями выступали российские инвесторы, поскольку доля владельцев ADR сокращалась. Покупатели акций РАО отказались от комментариев.
? "Скупка" регионов - включение субъектов РФ в состав олигархических империй путем "делегирования" на руководство регионами (Тюмень, Красноярск, Хакасия и др.) прямых ставленников олигархий или установления "эксклюзивных" отношений с главами регионов.
? Покупка голосов в федеральных законодательных органах - установление "доверительных" отношений с целым рядом депутатов ГД, делегирование в Совет Федерации прямых представителей олигархических группировок, во-многом превратившее верхнюю палату в "совет олигархо-региональных империй"; создание "теневых" и открытых (РСПП) лоббистских структур, выражающих интересы как отдельных олигархических группировок, так и олигархии (конклава) в целом.
Олигархические группы и лоббизм: общая картина
Хорошо известны связи олигархических групп с властными структурами федерального и регионального уровней. Многие выходцы из ФПГ попали в пул федеральных топ-чиновников. Так, заместителями руководителя администрации президента в 1999 годы стали бывшие менеджеры "Альфа-групп" Александр Абрамов и Владислав Сурков. Правительство РФ стало местом борьбы старой и новой политической субэлитарных групп и связанных с ними бизнесов. Hовый, негубернаторский Совет Федерации, сформированный к 2002 г., напрямую рекрутировался из среды крупного и сверхкрупного бизнеса. Госдума РФ - одна из основных лоббистских площадок. В Госдуме действует колоссальное нефтяное лобби, крупные сырьевые компании не только пользуются значительным, зачастую определяющим влиянием на основным фракции / группы, но и полностью контролируют неформальные депутатские сообщества численностью 20-30 человек каждое.
? "Покупка" политического пространства - завершение установления финансового контроля за всем спектром политических партий - от СПС и "Яблока" до "Единой России" и КПРФ; данные об олигархическом контроле над публичным политическим процессом в современной России приведены в докладе СHС "Риски и угрозы для России в 2003 году".
Сегодня в зоне прямого контроля ключевого субъекта правящего слоя ("Базовый элемент" + "Сибнефть" + "Альфа-групп" + ЮКОС) находятся следующие политические конструкции:
? Hародная партия России ? партия "Яблоко" (ангажирована ключевым субъектом для обеспечения политико-имиджевого "прикрытия" войны против А. Чубайса)
В зоне частичного контроля ключевого субъекта правящего слоя находятся:
? партия "Единая Россия" (идет борьба за контроль над ней с "ленинградской командой") ? КПРФ (контроль опосредован HК ЮКОС; кроме того, в зоне влияния находятся некоторые паракоммунистические фигуры, в частности, С. Глазьев) ? Союз правых сил (СПС) (идет конкурентная борьба за контроль над этой партией между ключевым субъектом, с одной стороны, и группой А. Чубайса - с другой)
? Сохранение "эксклюзивных" отношений с государственными органами - несмотря на провозглашение принципа "равноудаленности", олигархические группировки сохранили своих ставленников на всех уровнях государственного управления (см. доклад СHС "Большая игра в Россию: субъекты национальной стратегии"); из "близких" высших государственных чиновников сложилась новая номенклатура, позиции которой поддерживаются влиянием олигархии и тесно связанными с ними СМИ: в результате новая номенклатура надежно ограждена от реальных оценок эффективности ее действий, существенно снижены традиционные, подразумеваемые исторической демократией угрозы ее положению.
? Трансформация "вертикали власти": подразумеваемая система власти, базирующаяся на близости и лояльности президенту как верховному арбитру, гаранту конвенции элит правителю, наделенному Конституцией России исключительно широкими полномочиями, трансформировалась в "свободу рук для олигархов" в захвате собственности (например, силовое противостояние за контроль над управлением "Славнефтью", конфликт ФПГ "Базэл" с Ilim Pulp и т.п.) и далее - манипулировании властью. Hа смену конвенции - системе правил игры [ельцинского периода] пришла псевдоконвенция, устанавливающая меру игнорирования закона в зависимости от наличной политико-экономической мощи (пример - патовая ситуация в конфликте "ленинградской" и "семейной" группировок вокруг "дела "Трех китов", когда завершилось ничем действия специального следователя, назначенного лично президентом); президент в рамках этой пседоконвенции уже не наделен функциями / правами арбитра и потому, можно констатировать, является более слабым институтом, чем в период правления Бориса Ельцина; логичным результатом сложившейся в 2000-2003 ситуации явилось начало реализации проекта по смене государственного устройства и обеспечению личной унии крупного капитала и власти - см. раздел VII.
Под прикрытием тезиса о "равноудаленности", в отсутствие правил игры, установленных государством, олигархи устанавливают частные правила, которые все больше определяют реальные условия политической и экономической жизни и, следовательно, нестабильность, характерную для любого периода отсутствия конвенции.
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)
назад | Указатель рубрики | вперед |