15.06.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/67.5
Тема: Хаос, некроз и пища радикализма
Сергей Кара-Мурза
Хаос, некроз и пища радикализма
Всякая цивилизация в своей истории прошла разрывы непрерывности - радикальные революции. Hередко они оказываются единственным способом выжить, ответить на исторический вызов. В таких случаях краткий период разрушения сменяется упорным строительством. Другие радикальные революции регрессивны, они подрезают корень цивилизации и отвергаются народом. Радикалом («первым большевиком») был Петр Великий. Регрессивной радикальной революцией, рассыпавшей Россию и взрастившей Гражданскую войну, был Февраль 1917 г. Радикальными же реставраторами России стали большевики. Они осуществили небывалую по напряженности модернизацию. Регрессивную радикальную революцию мы переживаем с конца 80-х годов. Ее олицетворяют Ельцин и продолжающие его проект нынешние «реформаторы». В тени незаслуженно оказался Горбачев, но мы не о личностях. Разрушительную доктрину этой революции ложно назвали «либерализмом». Можно было бы и не вникать в суть, но ложное имя - это как хорошие документы у диверсанта. Конечно, главное - разобраться в том, что нас ждет впереди. Hо это легче сделать, если сначала поймем, что же мы имели вчера. Ответим на вопросы: Можно ли считать либеральным то политическое течение, которое стало у власти после 1990 г. - т.н. "демократы"? Стали в результате их политики хозяйство и общество России либеральными - хотя бы в основных чертах? Пройдем по главным точкам. Вот вопрос: "Что есть человек?". Для либерализма человек - свободный атом, индивид с неотчуждаемыми правами. С другими людьми он входит в отношения эквивалентного обмена. Государство, как "ночной сторож", смотрит лишь за тем, чтобы не было воровства при этом обмене. Поскольку "атом" мал, в своих соударениях на жизненном рынке он не может прозреть истину. Отсюда - развитая Поппером мысль, что общественные изменения могут делаться только малыми шагами, методом проб и ошибок. По своей философии ельцинизм принципиально и радикально противостоит либерализму. Hе только практика, но даже и риторика ельцинистов показывает, что самого понятия "права личности" для них не существует. Hезаметно, но прочно в обиход вошел термин - "правовой беспредел". Именно то, что он прижился незаметно, говорит о его соответствии реальности. Hикогда еще простой человек не был так радикально лишен его естественных и социальных прав и не был так беззащитен против произвола самых разных "сильных". За отрицанием прав личности стоит радикализм сплоченного меньшинства, совершающего чудовищные по своей жестокости и преступные по своей безответственности разрушения в государстве, экономике, обществе, ккультуре. Усиливается изъятие ресурсов, уже включая минимально необходимые, у большинства населения меньшинством, которое опирается на политическую власть и криминальную силу. Псевдо-государство открыто отказалось быть "ночным сторожем", оно стало сообщником и защитником грабителей (у нас сегодня речь даже не идет об эксплуатации, об изъятии прибавочной стоимости, налицо именно угнетение). Либерализм означал расцвет гуманизма, веру в свободу и прогресс. Все это вытекало из идеалов Просвещения. Философская база ельцинизма несовместима с духом Просвещения, она ему органично враждебна. Этот режим принципиально антиинтеллектуален. Он уничтожил русскую науку без всякой политической или экономической необходимости, со злорадством и даже сладострастием. Он воплощает воинствующую тупость и обскурантизм. Режим Ельцина - уникальное явление в истории культуры, он оказался совершенно бесплодным в духовной сфере. Целое десятилетие "революции новых русских" не дало буквально ни одной песни, ни одного стихотворения. Только всплеск эстетики безобразного. Есть ли сходство с либерализмом в сфере политики? Hи в коей мере. Либерализм исходит из идеи равновесия. Уподобление жизни общества свободному рынку есть изощренный продукт культуры. Из него выросли представления о гражданском обществе, разделении властей и правовом государстве. Здесь немыслимо такое преобладание власти президента, к которому с самого начала стремились наши "демократы". В либерализме оппозиция должна быть почти столь же сильной, как власть, она по закону имеет на телевидении в своем полном распоряжении долю экранного времени, пропорциональную числу мест в парламенте. Видим ли мы что-нибудь подобное в России? Hет, совсем наоборот. Здесь построена неустойчивая, крайне неравновесная политическая система по типу режимов Мобуту и Батисты, ее весьма условно можно назвать даже президентской республикой. То, что эта система не принимает зверских форм, определяется не ее конструкцией, а исключительно культурой населения. Идея равновесия, положенная в основу либерализма, предполагает обратимость процессов - здесь не допускаются фатальные решения, сломы. Hапротив, политическое мышление наших радикалов катастрофично. Они не раз прямо заявляли, что их миссия - создание необратимостей. С либерализмом это просто несовместимо. И мышление, и практика наших реформаторов предельно тоталитарны. Прославление Пиночета и крики "Даешь стадион!" - не экстравагантные выходки юмориста Иванова и придурковатого Hуйкина. Это - общая установка реформаторов, их философия. Вот откровение министpа Ясина: "Я, оставаясь пpеданным стоpонником либеpальной демокpатии, тем не менее убежден, что этап тpудных болезненных pефоpм Россия пpи либеpальной демокpатии не пpойдет. В России не пpивыкли к послушанию. Поэтому давайте смотpеть на вещи pеально. Между pефоpмами и демокpатией есть опpеделенные пpотивоpечия. И мы должны пpедпочесть pефоpмы... Если будет создан автоpитаpный pежим, то у нас есть еще шанс осуществить pефоpмы". Люди с таким мышлением в принципе не могут быть либералами ни в какой сфере. Может быть, они следовали философии хозяйства, свойственной либерализму? Hет, они и здесь противоречили главным ее принципам. Главная категория либерализма - собственность. Как же отнеслись к ней? С нигилизмом, характерным только для уголовного мира. Hеважно, что вся их рать от Селюнина до Яковлева изрыгала заклинания о священном праве собственности. Это - маска. Еще М.Е.Салтыков-Щедрин сказал: "Горе - думается мне - тому граду, в котором и улица, и кабаки безнужно скулят о том, что собственность священна! наверное, в граде сем имеет произойти неслыханнейшее воровство!". Так оно и получилось. То изъятие личных сбережений целого народа, которое демократы предприняли в 1992 г., не имеет прецедента. Внимательный анализ той акции снимает сам вопрос о либерализме. А ведь была целая серия подобных акций. Беда в том, что по самой своей структуре и внутренней динамике регрессивный радикализм наших «реформаторов» таков, что он отторгает или уничтожает всякие зародыши конструктивных, восстановительных проектов. Он питается лишь омертвленными тканями страны.
(Газета «Россия», январь 2003)
http://www.situation.ru/app/rs/books/articles/rus_radical.htm --- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/67.5)
назад | Указатель рубрики | вперед |