30.06.2003
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Главная тема. Оборонный капитал
Hello All!
Главная тема. Оборонный капитал ИВАH ДАHИЛИH
Для представителей американского ВПК слова "повышение обороноспособности
страны" и "военная доктрина" - вовсе не пустой звук. Ведь от того, какая именно стратегия будет принята, зависит процветание тех или иных корпораций.
В глухой оборонке
То, что оборонные корпорации США имеют самые широкие возможности для влияния на политические процессы в Вашингтоне (причем чем могущественнее и крупнее корпорация, тем больше шансов на успех), известно давно. Именно эта тема была в свое время одним из любимых "коньков" советского агитпропа, без устали обличавшего Белый дом в небескорыстном отстаивании интересов "американской военщины". И в самом деле, в чем-то наш агитпроп был прав.
Конечно, говорить о том, что тактические и стратегические приоритеты Америки определяются исключительно в кабинетах "капитанов военно-промышленного комплекса", было бы неверным. Однако несомненно, что лидеры ВПК вносят существенные коррективы во внешнюю и военную политику страны, заботясь в том числе и о том, чтобы их интересы, а также продукция были реализованы в наибольшей мере.
Известно, что клинтоновская администрация долгое время испытывала серьезные сомнения по поводу того, как и в какие сроки проводить пресловутое "расширение HАТО на Восток". Мощными лоббистами расширения альянса выступили именно американские корпорации ВПК. Ведь включение в альянс новых членов автоматически требует перевооружения их армий по натовским образцам, что открывало перед американскими компаниями весьма обширные горизонты для развития. Тем более что сами вновь принятые в блок страны охотно соглашались закупать именно американское оружие - немалую роль в формировании таких предпочтений сыграло правительство США, активно предоставляющее новым членам HАТО займы на приобретение американского вооружения. Таким образом, расширение HАТО для американского ВПК оказалось крайне выгодным делом.
И наконец, апофеоз влияния на внешнюю политику США и одновременно триумф лоббизма - система национальной ПРО. Основным исполнителем является Боинг, а его подрядчиками фактически все прочие, и цена вопроса, по некоторым независимым оценкам, в конечном счете составит свыше $150-200 млрд. Одной из ведущих лоббистских организаций по продвижению программы являлся Центр по поддержке политики в области безопасности (Center for security policy) во главе с Фрэнком Геффни. В совет консультантов центра входили известный физик Эдвард Тэллер, один из отцов водородной бомбы, бывший научный советник Рейгана Дж. Киуорт, активный сторонник программы СОИ, представители правых лоббистских и общественных организаций. Работу над докладом о потенциальных ракетных угрозах США, из которой следовал вывод о необходимости HПРО, возглавлял нынешний глава Пентагона Дональд Рамсфельд.
Приложили руку оборонные корпорации и к военным операциям США на территории бывшей Югославии и в Ираке. Удары по Косову и войну в Заливе, как и некоторые другие "ограниченные военные акции"
с применением "умного оружия", согласно неформальной информации, лоббировали производители высокоточного оружия - корпорации "Райтеон" и "Боинг". В этом плане закладка "Боингом" в сентябре 2002 года нового завода по производству "умных бомб" дала серьезный повод для рассуждений о том, что внешняя политика США и впредь будет строиться таким образом, чтобы обеспечить устойчивый спрос на продукцию завода.
Свои люди - сочтемся
Как известно, в США, как и в любой демократической стране, одним из главных способов непосредственного воздействия корпораций на позицию власти по тому или иному вопросу традиционно является перечисление неких сумм в предвыборные фонды - партийные и "индивидуальные". Если в первом случае речь идет о сотнях тысяч долларов, то поддержка конкретной личности, баллотирующейся в сенат или конгресс, измеряется суммой в десятки тысяч.
Подлинный расцвет военно-промышленного лобби в США пришелся на 90-е годы XX века. Именно в этот период в американском ВПК произошли крупные слияния фирм, активно поддержанные и даже частично оплаченные Пентагоном. В результате образовалась так называемая большая четверка ведущих военных корпораций, получивших беспрецедентные возможности для лоббирования собственных интересов на самом высоком уровне - "Локхид Мартин", "Боинг", "Райтеон" и ТRW.
По некоторым данным, только в период с 1991 по 1997 год "капитаны американской оборонки" потратили порядка $30 млн. на финансирование различных политических кампаний. Впрочем, перечисление энных сумм на предвыборную кампанию - всего лишь аванс за благожелательность, который не всегда предполагает какие-либо конкретные шаги со стороны получателя "корпоративных дотаций". Умолчим о мрачных слухах о банальных "проплатах" политиков и поговорим о вполне легальном лоббировании.
Для настоящего лоббирования обычно создается одна или несколько общественных организаций, которые проводят встречи в виде различных конференций или званых ужинов с ответственными лицами, работают с общественным мнением, издают соответствующую литературу, размещают "нужные" аналитические статьи и т.д. По некоторым данным, только на эти цели и лишь за 1998-1999 годы корпорациями ВПК было потрачено свыше $50 млн.
Еще один важный канал лоббирования - кадровый. Известно, что значительную часть, если не большинство, высокопоставленных членов любой администрации - республиканской или демократической - составляют бывшие сотрудники ведущих корпораций, в том числе и оборонного комплекса. Очень широко представлен ВПК в команде нынешнего президента. Линн Чейни - жена вице-президента США Дика Чейни, с 1994-го по январь 2001-го служила в совете директоров "Локхид Мартин", там же работал и Питер Титс - замглавы американских ВВС, директор Hационального управления разведки. Корпорация "Hортроп Грумман" представлена заместителями министра обороны США Полом Вулфовицом и Дугласом Фитом, главой ВВС Джеймсом Рошем. ВМФ командует бывший вице-президент "Дженерал Дайнемикс" Гордон Ингланд. Заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж ранее являлся членом правления "Райтеона" и консультантом "Боинга".
Вполне естественно, что американское общество частенько начинает побаиваться укрепления позиций и без того всесильных транснациональных корпораций. Ведь преобладание частных интересов над общественными, особенно в сфере обеспечения национальной безопасности, неизбежно таит в себе немалые угрозы для самой безопасности американцев. Однако в большинстве случаев корпоративная Америка остается верна старой формуле, согласно которой "все, что хорошо для "Форда" ("Локхид Мартин", "Боинга", TRW - нужное вставить), хорошо и для Америки".
***
30 июня 2003 г. Профиль Объем документа: 7588 байт
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |