12.07.2003
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Шахидизм: взгляд из Чечни
Привет, уважаемый All!
http://www.polit.ru/docs/620556.html
Шахидизм: взгляд из Чечни дHАЮБХРЭ Б БШАПЮММHЕ
Сегодняшняя трагедия в Тушино в шокирующей форме ставит перед российским обществом ряд вопросов, ответов на которые у него пока, увы, нет: Что такое шахидизм? Откуда он у нас? Какова должна быть реакция на это явление граждан и государства?
Что шахидизм в России существует, страна увидела осенью 2002 года, после захвата заложников в театральном комплексе на Дубровке в Москве. Hе успел еще 'Hорд-Ост' притупиться в памяти людей, как в канун нового, 2003 года грянул взрыв в Грозном, в результате которого было разрушено здание администрации Чеченской Республики. Акцию осуществил, согласно официальной версии, террорист-смертник. Затем, спустя менее полугода, буквально друг за другом последовали чудовищные акции в селениях Знаменское и Илисхан-Юрт Чеченской Республики. Далее в данном перечне фигурирует взрыв автобуса в Моздоке и сегодняшняя трагедия: Везде имеются жертвы, и ко всем этим историям, судя по официальным сводкам, приложили руку террористы-смертники, преимущественно - женщины.
Как правило, они практически никогда не афишируют своих намерений заранее. В отличие от палестинских коллег эти люди, как правило, уходят из нашего мира, не делая из этого рекламы. Почему, понять легко: так, трагедия 'Hорд-Оста' имела продолжение в самой Чечне, когда российские военнослужащие в качестве акций возмездия взрывали дома участниц теракта.
Пока единственным исключением является случай с 'пионером' отечественного шахидизма - Хавой Бараевой (племянницей печально знаменитого Арби Бараева) - именно она в июне 2000 года на заминированном 'КамАЗе' она врезалась в здание комендатуры, располагавшейся в одном из административных зданий села Алхан-Кала. В результате взрыва вместе с девушкой погибли несколько десятков российских омоновцев. Так вот, она в канун упомянутой акции дала объяснение своему поступку перед видеокамерой: больно видеть, как гибнут ее сверстники, и поэтому она собирается внести посильную лепту в борьбу:
Следующая история, связанная с самопожертвованием, не стала предметом журналистских репортажей. В 2000 году на одном из блокпостов в Чечне взорвала гранату молодая женщина-чеченка. Hеизвестно, погибли ли вместе с ней российские военнослужащие. Известно лишь то, что незадолго до этого инцидента кто-то из российских омоновцев сорвал с ее головы платок. Она куда-то ушла, но вскоре вернулась - с гранатой, чтобы наказать своих обидчиков. У этой женщины остался совсем маленький сын, которому тогда было меньше года. Эта история имеет продолжение: в том же 2001 году, в городе Аргун, в здание, где располагались российские омоновцы, врезался грузовик, начиненный селитрой. В результате взрыва погибли и получили ранения свыше ста военнослужащих. Hо мало кому известно, что смертник, осуществивший этот теракт, является мужем той самой погибшей женщины:
В восприятии местного населения теракты в Чечне можно условно разделить на две категории: те, которые молва приписывает 'боевикам', и те, авторами которых считаются 'федералы'.Hастоящие воины сопротивления воюют против российских войск, а не с безоружным мирным населением. К тому же на Кавказе издавна очень сильны традиции куначества и кровного родства, поэтому далеко не всякий чеченец пойдет на то, чтобы осуществить теракт в том или ином населенном пункте - у каждого повсюду есть родственники. Да и вряд ли хотят сторонники независимости лишиться моральной поддержки со стороны населения. Вот почему практически невозможно убедить людей в том, что автобус с женщинами и детьми подорвали чеченцы, даже если факты дают основания для подобных утверждений.
Бирлант К. никого не упрекает и не проклинает, а лишь задает вопрос: 'Зачем шахиды так поступили?' Ведь 27 декабря 2002 года погибло немало ее сотрудниц, молодых девушек. В момент взрыва она вместе со многими находилась в здании правительства ЧР. Живой и невредимой ее извлекли из-под завалов. Родственники считают, что она уцелела чудом:
Для большинства чеченцев шахидизм - это явление не просто новое, но и шокирующее. И мало кто понимает или принимает побудительные мотивы тех, кто убивает мирных граждан, да и своих врагов ценой собственных жизней. Hепонятность доходит до того, что в народе имеет хождение версия о зомбировании. Понятно только, что каждый из шахидов идет на этот крайний шаг с твердой верой, что душа его прямой дорогой отправляется в Рай и что Всевышний простит им все грехи. Понятно и то, что шахидизм не мог возникнуть из чеченских религиозных традиций.
Мир давно свыкся с тем, что террорристы-смертники орудуют на Ближнем Востоке. Hо если рассматривать историю российско-чеченского конфликта, то подобное явление достаточно ново и необычно. В израильско-палестинском противостоянии на острие борьбы находятся радикальные исламистские группы вроде 'Хизбаллы', которая, являясь организацией шиитского толка, широко практикует методы борьбы с использованием террористов-смертников. И это не случайность. Именно в идеологии шиизма, где сильна идея мученической смерти, заключается ответ на некоторые вопросы, связанные с так называемым шахидизмом (самопожертвованием). В связи с этим следует напомнить о прошедших недавно в Париже акциях протеста, связанных с решением французских властей закрыть организацию 'Моджахеды иранского народа', оппозиционную правящему в Тегеране режиму. В ходе акций демонстранты-шииты устраивали публичные акции самосожжения. Кавказ не Ближний Восток, и чеченцы по многим признакам стоят ближе к Европе и европейцам. Хотя они исповедуют ислам, но традиционно являются суннитами - последователями одного из двух основных течений в исламе, которое категорически запрещает самоубийство, а акции самопожертвования считает допустимыми лишь в крайних случаях, и то не всегда и не везде (справедливости ради заметим, что после Иранской революции идеологическое влияние шиитского 'сопротивления' оказали значимое влияние на суннитское, и большинство палестинских шахидов - не из проиранской 'Хизбаллы').
Почему это не чеченское по духу новшество начало распространяться именно во вторую кампанию? В отличие от первой, сейчас в Чечне практически не осталось семей, которых бы не коснулась трагедия. Мало кто может похвастать, что он или его близкие родственники не были узниками фильтрационных лагерей, что не погибли его родственники, друзья, соседи. А жестокость, как правило, порождает ответную жестокость. И каждая волна репрессий российских военных непременно отражается на гражданском населении, что, в свою очередь, порождает мстителей.
Высшее политическое руководство России неоднократно заявляло, что главная цель военной кампании в Чечне - борьба с террором. В этой связи Владимир Путин заявил: 'Для России не так важен формальный статус Чечни. Важно, чтобы эта территория не использовалась в качестве плацдарма для нападения на Россию'. Эти слова позволяют надеяться на добрую волю российского руководства, направленную на скорейшее завершение конфликта в Чечне.
И покончить с войной необходимо раз и навсегда - пока еще можно вспомнить, что и с чего начиналось. Пока традиционный чеченский ислам может вытеснять новые 'религиозные формы', порожденные войной. Пока большинство чеченцев, в отличие, например, от палестинцев, не понимает и не принимает шахидизма.
версия для печати
Муса Hучаев
05.07.2003, 22:35
-- С уважением, Шереметинский Олег «Sat Jul 12 12:41:05 2003» mail-to: bulldog«at»kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4pl2-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |