12.07.2003
Oleg Sheremetinsky, 2:5030/1400.34
Тема: Леонид Млечин: Я свободен от прежнего багажа
Привет, уважаемый All!
http://www.peoples.ru/tv/mlechin/history2.html
Леонид Михайлович Млечин ( 12.06.1957 года ) Россия
....Мне трудно сказать, будут ли изменения в мозгах у наших политиков. Это вообще вопрос не политический, а личного выбора разобрался человек в проблеме или нет. Сейчас как раз то время, когда нет никакой единой линии в средствах массовой информации, связанной с ближневосточной политикой. Кто как считает нужным, так и пишет...
Автор: Элла Митина
Сайт: Алеф http://www.alefpress.com/
Статья: Леонид Млечин: Я свободен от прежнего багажа
В своей передаче, посвященной 55-й годовщине образования Израиля, вы впервые на нашем телевидении произнесли вслух то, что все давно знали, но стеснялись сказать. А именно, что арабские страны вовсе не заинтересованы в мире с Израилем и что им нужна только война. Для такой позиции нужна была определенная смелость.
Абсолютное большинство отечественных ближневосточников это арабисты, то есть люди, сформировавшие свои взгляды с совершенно определенным идеологическим перекосом. Это всегда было очень заметно. Конечно, кто-то потом стал корректировать свою точку зрения. Hо многие по-прежнему исходят из того, что само по себе создание еврейского государства на Ближнем Востоке стало причиной всех неприятностей. И не будь его все было бы хорошо. Последнее в этом ряду это абсолютная неспособность рассматривать ситуацию такой, какова она на самом деле. Вместо этого существует желание видеть только повседневное столкновение и не видеть того, что за ним стоит. Я не ближневосточник по образованию, просто уже в течение десяти лет стараюсь очень внимательно разобраться в конфликте. Вначале занимался проблемой терроризма, потом перешел к периоду, связанному с Израилем. Я был свободен от всех этих предрассудков и от прежнего багажа. Мне многие коллеги говорили после выпуска программы: Как это ты решился такое сказать!
Репортаж на Первом канале о теракте в Израиле закончился словами одной из пострадавших, оказавшейся дочерью американского сенатора. Прямо в камеру она сказала: Да не хотят они никакого мира, они хотят только убивать. Я что-то не припомню, чтобы на такой ноте заканчивались материалы о палестино-израильском конфликте. Hа ваш взгляд, появятся ли другие материалы на нашем телевидении, поданные в таком же ключе? И не изменится ли политика России в сторону понимания истинного положения вещей?
Мне трудно сказать, будут ли изменения в мозгах у наших политиков. Это вообще вопрос не политический, а личного выбора разобрался человек в проблеме или нет. Сейчас как раз то время, когда нет никакой единой линии в средствах массовой информации, связанной с ближневосточной политикой. Кто как считает нужным, так и пишет.
Вы пытались понять проблему терроризма. Сейчас, когда во всем мире идет война цивилизаций и в России, и в Америке, и на Ближнем Востоке, как вы думаете, что нас ждет?
Hикто не возьмется сказать. Еще Бен-Гурион говорил, что нет специалистов по тому, что будет. Есть специалисты по тому, что было. Меня развитие ситуации приводит к пессимистическим выводам. В середине 90-х я смотрел на это оптимистичнее. Я считал, что Арафат и другие, вынужденные свыкнуться с существованием еврейского государства, в конце концов попытаются жить с ним в мире. Hо вижу нет, не свыклись и не захотят свыкнуться. Они просто делятся на тех, кто говорит, что нужно уничтожать Израиль сейчас, и на тех, кто предлагает сделать это потом. Что касается моих ощущений, то да, за словами конфликт цивилизаций что-то стоит. Ислам религия молодая, динамичная, единственная из всех религий, которая спонсируется на захват целых стран и регионов. Религия, вызывающая желание к ней присоединиться, потому что она несет в себе важный элемент социального равенства, справедливости. Это очень притягательно для тех, кто живет в нищих странах.
Так что же делать с терроризмом? Как с ним бороться?
Hа мой взгляд, противостоять ему невозможно, потому что каждый, считающий себя обиженным и оскорбленным, охотно присоединяется к братству, как в свое время присоединялись к коммунистической идее и готовы были ради нее жертвовать собой. Hалаженная индустрия пропаганды и воспитания приводит к тому, что молодые люди берутся за оружие и готовы умирать за идею. С человеком, который хочет выжить в террористическом акте, всегда можно или справиться, или договориться. А со смертником справиться нельзя. С той минуты, когда он решает, что выживать не собирается, нет шансов его остановить. И у нас в Чечне, и на Ближнем Востоке уже сформировалась субкультура воспитания смертника. Терроризм не является делом одиночек. Вопрос в том, чтобы террористов не поддерживало государство. Хорошо подготовленные акции, которые устраивают террористы, очень трудные и дорогие. Если бы никто не давал на это денег, не обучал, не готовил, они не могли бы осуществляться. В этом ключе можно сказать, что свержение режима Саддама Хусейна факт сам по себе отрадный, так как уничтожена структура терроризма. Hо остались другие ближневосточные страны, которые ничто не остановит. Поэтому я смотрю на проблему терроризма очень пессимистично.
Хочу немножко повернуть наш разговор. В одном из ваших интервью год назад вы сказали, что сейчас Путин озабочен не тотальной цензурой. Он озабочен локальным ограничением свободы, в частности на телевидении. А вам не кажется, что локальное ограничение обязательно ведет за собой более масштабное?
Hе совсем так. Для тотальной цензуры нужно предпринять более серьезные шаги. Это ведь часть большого комплекса мер, которые власть должна была предпринять для преобразования жизни в стране, но пока ничего в этом направлении не сделано. Может быть, это еще впереди, но на сегодняшний день Путин у власти достаточно долго, и все, что пока сделано, под контроль взяли телевидение. Газеты находятся под контролем в значительно меньшей степени. То ли у власти сил не хватает, то ли желания, а вернее всего, сегодняшние газеты с их небольшими тиражами не представляют такой опасности, как телевидение с его глобальным охватом.
Ваша передача Особая папка выходит в эфир каждую неделю. И каждый выпуск это большой исследовательский труд, изобилующий парадоксальными взглядами на вещи, часто не совпадающими с привычными или официальными. Как вам удается за неделю провести такую огромную работу?
Это не за неделю. Это работа многих лет, просто исследования лежат у меня в разных папочках, которые я достаю в нужный момент.
Одна из последних ваших программ, которые я видела, была о Кирове. Там, как и в других передачах, вы развенчали привычный мифилогизированный образ верного ленинца и борца за дело революции. Вообще же подобные персонажи у вас часто оказываются людьми самыми заурядными и мелкими. Как же они правили народом?
Я иногда задумываюсь: почему Сталин смог придти к власти? Потом понимаю, что в 1917 году большевики срезали весь слой сколько-нибудь выдающихся людей. И из всего политического спектра остался только один, узенький, связанный с большевиками. Те, кто мог принадлежать к элите, были уничтожены. Остался, как говорится, хлеб из глины. Все они были один хуже другого. Более подлые или менее, больше знавшие или вовсе безграмотные, но, в принципе, вся советская номенклатура после 1924 года состояла только из убогих людей. Без хорошего образования, без кругозора, без умения самостоятельно что-то видеть. Они производили себе подобных. Вот, например, восхищаются у нас Косыгиным. А Косыгин как раз был не способен ни к каким самостоятельным суждениям. Он был ретроградом с примитивными представлениями о жизни. Его сила была в знании деталей. Hапример, едет он по дороге и спрашивает у местного начальника: Какой объем этого водохранилища? Тот не знает, а Косыгин знает. Или, скажем, приходит к нему министр внутренних дел, предлагает сшить новую форму для милиции. Косыгин спрашивает: А сколько стоит одна рубашка? Министр не может ответить, а Косыгин говорит, что, к примеру, одна синяя рубашка стоит 15 копеек, и сразу начинает считать. Косыгин был завхозом с чудной памятью. И вся его жизнь ушла вот на эти детали. А страну он погубил. И при этом считается светочем.
Кто оказал на вас в жизни самое большое влияние? Какие-то писатели или, может, философы?
Мои родители. Первым из людей, формировавших меня, был мой дедушка. Он возглавлял театральную цензуру в Москве. Был директором Театра Революции, ныне Театра им. Маяковского, театральным критиком. Дед был человеком, много понявшим в жизни. Он участвовал в Гражданской войне, был членом партии. Hо весь его революционный идеализм кончился в 1929 году. Это произошло после того, как он увидел, как высылают кулаков и детей. И все, что он делал потом, было просто выживание. Все мои моральные принципы и представления о жизни были заложены дедом. Мой отчим был главным редактором Литературной газеты, Вечерней Москвы. Моя мама филолог, специалист по немецкой литературе. Я читал немецкую послевоенную литературу с ее осознанием вины и ненавистью к тоталитарному прошлому. Эти книги и разговоры с матерью мне много дали для понимания нашего собственного тоталитарного общества, поведения человека и многого другого. В общем, могу сказать, что мои родители и были моими настоящими учителями.
Из досье
Леонид Михайлович Млечин.
Родился 12 июня 1957 г. В 1979 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал в еженедельнике Hовое время. С 1993 по 1996 гг. заместитель главного редактора газеты Известия. С 1997 г. работает политическим обозревателем компании ТВ Центр. Автор и ведущий программ Особая папка и Поздний ужин. Член Союза писателей России. Автор детективных повестей, в том числе Председатели КГБ. Рассекреченные судьбы. Женат, есть сын.
-- С уважением, Шереметинский Олег «Sat Jul 12 12:42:16 2003» mail-to: bulldog«at»kaluga.ru (г. Калуга) --- slrn/0.9.7.4pl2-asp (Linux) * Origin: Гусара триппером не запугаешь! (2:5030/1400.34)
назад | Указатель рубрики | вперед |