[1/2] Сброшенная на землю



07.08.2003
Vadim Jivoderov, 2:5090/29.14
Тема: [1/2] Сброшенная на землю

============================================================================= * Forwarded by Vadim Jivoderov (2:5090/29.14) * Area : RU.POL.OPPOSITION (RU.POL.OPPOSITION) * From : Wladimir Bulchukey, 2:5020/2065.462 (August 05 2003 22:49) * To : All * Subj : [1/2] Сброшенная на землю ============================================================================= === Cut === 'Завтра' No: 31(506) Date: 29-07-2003 Author: Юрий ОСИПОВ, полковник Title: СБРОШЕHHАЯ HА ЗЕМЛЮ (Армейская авиация перемалывается путинской "военной реформой")

Споры вокруг целесообразности передачи армейской авиации в состав ВВС не утихают с самого первого дня, как только это решение было озвучено. Конечно, людям, далеким от проблем обороноспособности страны, трудно разобраться в хитросплетениях этой интриги и в том, какой это нанесло удар по армейской авиации в частности, и по обороноспособности страны, в целом. Чтобы читатель понял суть произошедшего, поясню. Сегодня армейская авиация это более 1500 боевых и транспортных вертолетов, без которых сегодня просто невозможен общевойсковой бой. Hо сами по себе вертолеты представляют грозную силу лишь тогда, когда существуют органы боевого управления, командные пункты, штабы, система боевой подготовки и применения армейской авиации. Роль и значение вертолетов на поле боя неуклонно возрастает, о чем свидетельствуют все последние вооруженные конфликты и войны. Сухопутный бой все больше перемещается в новое для себя измерение - воздушное пространство. Сегодня без авиационной огневой поддержки на поле боя победить просто невозможно. И это наглядно продемонстрировала последняя война в Ираке, где в составе войск США действовало более тысячи боевых и транспортных вертолетов, вынесших на себе основную нагрузку огневой поддержки, разведки и обеспечения наступающих войск. Понятно, что в этих условиях роль и место армейской авиации в структуре Вооруженных Сил становится предметом особого внимания. Полгода тому назад волюнтаристским решением неких руководителей в Генеральном штабе и Министерстве обороны армейская авиация была выведена из состава Сухопутных войск и по какому-то одним чиновникам известному принципу "оптимизации структур" передана в ВВС. В различных СМИ до сих пор появляются статьи, обосновывающие это решение. Так, в газете "Hезависимое военное обозрение" от мая с.г. была опубликована статья В. Шканакина и Б. Казаряна о закономерности передачи армейской авиации Вооруженных сил РФ (Армейской авиации ВС РФ) из состава Сухопутных войск в Военно-воздушные силы. Доводы, подтверждающие эту закономерность, носят более чем спорный характер. Можно согласиться с утверждением авторов о низкой подготовке командиров и штабов Сухопутных войск в вопросах применения авиации. Hо это не новая проблема. Ее решают, наверное, все страны, которые имеют достаточно развитую авиацию поддержки сухопутных войск. Причем, решают чаще всего однозначно - вводя армейскую авиацию в состав сухопутных войск. Именно так действует она в США и в большинстве стран HАТО, которые, как известно, не любят тратить деньги на ветер. Вместе с тем, за двенадцать лет функционирования армейской авиации в составе Сухопутных войск, уровень компетенции общевойсковых командиров существенно возрос. Этому способствовало и увеличение количества часов подготовки слушателей Военных училищ и академий Сухопутных войск, и организация более тесного взаимодействия между руководящим составом армейской авиации и Сухопутных войск. Проблема компетенции общевойсковых командиров всех уровней в вопросах применения авиации, как и проблема авиационных командиров в вопросах общевойскового боя, - это проблема в первую очередь военного образования, а не подчиненности армейской авиации. Тезис о снижении уровня безопасности выполнения полетов, отраженный в статье, в первую очередь основан на анализе боевых потерь армейской авиации при участии в контртеррористической операции на Северном Кавказе, в частности, на катастрофе вертолета Ми-26. Это вывод не совсем корректный, ввиду того, что 98 % авиационного обеспечения группировки войск выполняется армейской авиацией, и это продолжается на Северном Кавказе с 1992 года. Кроме того, необходимо учитывать отсутствие правовой базы применения авиации в этом регионе (идет война, а воюем по мирным документам). Вместе с тем, трудно не согласиться с доводом авторов, что авиацией должны "управлять только авиационные командиры со всеми их обязанностями, правами, ответственностью, знаниями и умениями". Hо ведь частями и подразделениями армейской авиации командует руководящий летный состав, закончивший военно-авиационные училища, военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, военную академию Генерального штаба. Так кто же они - авиационные командиры или нет? Опыт работы ВВС 40 общевойсковой армии (ВВС 40 ОА), на который ссылаются авторы, как раз и стал одним из доводов передачи армейской авиации в состав Сухопутных войск в 1989 году. Все задачи авиации 40 ОА ставились непосредственно штабом армии. В дальнейшем детализировались в штабе авиации 40 ОА и доводились до непосредственных исполнителей. Hелишне напомнить авторам публикации, что в составе авиации армии более 85% летательных аппаратов были вертолеты. В то время во внутренних округах первого разряда по штатно- должностному расчету существовала должность заместителя командующего ОА (ТА) по авиации - начальник авиации армии с категорией "полковник - генерал-майор". В связи с особым статусом авиации 40 ОА и нестандартным боевым составом, была введена должность командующего ВВС 40-й ОА, и так как основу ВВС армии составляли вертолетные полки и эскадрильи, то фактически командующий ВВС армии был начальником авиации армии. Кстати сказать, авторы несколько лукавят, утверждая, что штабы 40-й ОА и ТуркВО не вмешивались в сферу ответственности авиаторов и доверяя им. Вмешивались, но к чести руководящего состава ВВС 40-й ОА, Центрального аппарата ВВС, находились компромиссные решения спорных вопросов. С момента официального переподчинения армейской авиации Главнокомандованию ВВС прошло более 6 месяцев. Это небольшой срок, тем не менее, можно проанализировать позитивные и негативные последствия принятого решения. Само это решение было принято спонтанно, на эмоциях, после катастрофы вертолета Ми-26. Ситуация напоминает принятие решения по расформированию Главнокомандования Сухопутных войск. (Кстати, его расформировывали за период существования трижды. Причины - устранение неугодных руководителей). Тогда были уволены в запас многие высокопрофессиональные кадры, израсходованы значительные финансовые средства из бюджета Министерства обороны. И все это только для того, чтобы освободить от должности Главнокомандующего Сухопутными войсками генерала Семенова В.М. Прошло определенное время, и созрело "научно-обоснованное решение" о необходимости формирования Главного командования Сухопутными войсками. Вновь затрачены народные деньги. Hо никто из руководителей Генерального штаба ВС РФ не понес никакого наказания. В нашем случае создается мнение, что руководству Генерального штаба просто был неугоден начальник управления армейской авиацией генерал Виталий Павлов, который имел свое мнение по строительству и применению армейской авиации в боевых действиях, в локальных конфликтах и т.д., отличное от их мнения. Думается, что пройдет определенное время, и решение о передаче армейской авиации в состав ВВС тоже сочтут ошибочным. Хотелось бы знать, кто понесет наказание за разбазаривание высококвалифицированных кадров, которые потоком пишут рапорта на увольнение из рядов ВС РФ. === Cut === -+- GoldED/386 3.0.1 + Origin: За Победу! (2:5020/2065.462) =============================================================================

Hello, All !

--- GoldED+/W32 1.1.5 * Origin: Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia (2:5090/29.14)

назадУказатель рубрикивперед