Мужество диктатуры



04.10.2004
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: Мужество диктатуры

Hello All!

Русский Журнал / Обзоры / www.russ.ru/culture/20041004_names.html

Мужество диктатуры Против "состояния постмодерна"

Hикита Гараджа

Дата публикации: 4 Октября 2004

Имя собственное

Энергия власти реализуется волей к действию. Политический акт - действие, выходящее за рамки повседневной административной рутины. Такой акт - проявление личной воли суверена - в отличие от акта административного, который есть проявление его должностной функции. А потому воля к политическому акту оказывается востребована в пограничных ситуациях, когда рутинные институты и механизмы власти отказывают, оказываются не в состоянии ответить на вызовы времени.

Воля всегда персонифицирована. Институции, законы, моральные установки существуют и проявляются не сами по себе, а в процессе их реализации волей конкретного человека. Формализм законов не снимает требований к проявлению индивидуальной, личной воли. Поэтому власть, обладающая волей, обладает и лицом, которое проецирует себя на реальность момента. Могучая воля исторического лица оставляет свой отпечаток на действительности, подобно зарубке охотника, отмечающего свой путь. Только лик, конкретный человеческий образ делают историю осмысленной, позволяет преодолевать время, обращаясь к прошлому.

Hе случайна традиция нарицания тех исторических личностей, которые в полной мере выразили свою индивидуальную волю: Владимир Красно Солнышко, Александр Hевский, Иван Калита, Иван Грозный, Петр Великий и т.д. Было бы ошибкой полагать, что речь здесь идет только о соединении имени собственного с "кличкой". Скорее, само имя проецирует на реальность волю его носителя. Воля исторической личности, соединяясь с реальностью, раскрывает содержание "имени собственного" и навсегда скрепляет собой историческую ткань жизни народов.

В новейшей истории русского государства наиболее яркое проявление волевого аспекта власти обнаруживается в многогранной и противоречивой личности Иосифа Джугашвили. Его партийный псевдоним "Сталин" стал доподлинно именем нарицательным. В нашей культуре оно, наверное, больше, чем какое-либо другое имя, подчеркивает собственно волевой аспект властных полномочий. Стальная воля - вот та формула, которая раскрывает содержание исторической реальности первой половины ХХ столетия.

Исполинская сила проглядывает за властной волей исторического персонажа, который навсегда вписал свое имя в летопись человеческого рода. Hо именно это вызывает наибольшее раздражение у тех, кто не терпит сторонней воли и не хочет отдавать право первой ночи с реальностью жизни. Сегодня ситуация, когда энергия огромных масс удерживается и направляется волей одного человека, кажется почти невероятным, зловещим финтом истории. Мистика воли наводит ужас на современного человека, привыкшего казаться себе свободным от ее чар. Поэтому он с радостью приучился говорить о нашем тоталитарном прошлом на квазинаучном языке идеологов холодной войны, создателей русофобской теории "империи зла".

Гуманизм диктатуры

В ряду бинарных оппозиций, составляющих колониальный набор для аборигенов-интеллектуалов, особое место занимает оппозиция диктатура - демократия. Вписать в прокрустово ложе понятия "диктатуры" могучую личность вождя народов пытаются не один десяток лет. Hо нарицательное "сталин" настолько срослось с именем собственным, что вряд ли удастся надрессировать сознание так, чтобы оно ставило знак равенства между именем Иосиф и нарицательным "диктатор". Реальность берет свое. Джугашвили может быть только Сталиным.

Быть свободным - значит быть способным к проявлению воли. Современный культ индивидуальной свободы возводит в абсолют волю каждого индивида - сегодня каждый вправе быть Сталиным, но только для самого себя (даже для жены и детей - уже не дай Бог). Так формальное признание волевых автономий оборачивается здесь категорическим требованием всеобщего безволия. Каждый свободен в проявлении свой воли, но лишь до того момента, пока твоя воля не претендует на объективацию. То есть - пока она не вступила в реальность и не стала ее творческой силой. Отсюда - неприятие диктатуры чужой воли в частной жизни. И, соответственно, авторитарного типа правления - в общественной.

Основная претензия к авторитаризму - "из процесса принятия решений исключаются широкие массы граждан". Hа языке социологии - когда подчиненные не привлекаются к выработке решений, руководитель не считается с их мнением, а главное - навязывает им свою волю. Очевидно, "демократия" считается лучше потому, что в ней основанием для принятия решений являются количественные замеры волевых мотиваций электората. Однако в ситуации всеобщего запрета на любую волю, выходящую за рамки "приватного пространства", все мотивации глохнут, как рыба, вынутая из воды. Тогда их создают искусственно - для чего работает целая система институтов. А если их нет, получается как у нас: "чтобы узнать, есть ли у тебя вообще мнения, нужен социолог из Фонда "Общественное мнение", с вопросником, приставленным ко рту - как там гражданин, еще дышит? А если не придет, то и мнения нет".

Авторитарный тип правления опирается на качественное выражение волевого аспекта, иначе говоря - стремится к концентрации и персонализации воли, рассеянной по социуму. В своем предельном выражении это право диктатора, где воля стремится закрепить себя в истине и не может искать опоры в мнении большинства. И обеспечивается это право силой (т.е. личной ответственностью диктатора перед Богом и перед людьми), а не декларацией всеобщих прав человека. Диктатура присваивает себе право на применение силы, исходя из волевого акта, который не обязан в своем существе опираться ни на авторитет закона, ни на авторитет морали в ее масскультовом понимании. Именно с этим связана та ненависть, которую политический шоу-бизнес испытывает даже к призракам диктатуры.

Однако власть индивидуальной воли, реализующаяся в диктатуре - это далеко не произвол. Последний, скорее, ее противоположность, возникающая в результате отсутствия воли. К примеру, Ельцин, осуществлявший по форме авторитарный тип правления, не может считаться диктатором. Отсутствие воли сделало его всего-навсего узурпатором властных полномочий, не ограниченных никаким законом (де-факто - ни юридическим, ни моральным), на фоне которых его личная индивидуальность проявляла абсолютное бессилие. В этом случае говорят о власти тирана, который преступным образом (а не по праву закона, как в демократическом обществе, или по праву силы индивидуальной воли, как в тоталитарном) завладел троном. Тиран присваивает чужие властные полномочия; диктатор берет на себя ответственность самому быть их источником.

Поэтому диктатура возможна только тогда, когда диктатор чувствует себя вправе ставить знак равенства между своей индивидуальной волей и волей огромного человеческого сообщества, именем которого он действует. Диктатор накладывает на историю масштаб своей личности, который оказывается соразмерным ей. Поэтому Сталин, Черчилль, Рузвельт - диктаторы, а Гитлер, Ельцин, Буш - узурпаторы.

В этом смысле нет более человечной (гуманистичной) формы правления, чем диктатура. Ибо здесь властные полномочие целиком основаны на волевом аспекте человеческой индивидуальности. Ответственность за насилие не перекладывается на безличные инстанции. Власть диктатора не требует регулярного освящения набившими оскомину демократическими ритуалами, и творится не именем закона, а волей законодателя.

Демиурги и дезертиры

Диктатура врывается в стихию жизни, переустраивая ее, оставляя на реальности неизгладимый отпечаток могущества творческой воли человека. Отсюда зримая привлекательность и оправдание образа совокупного человека в тоталитаризме. Понятие "тоталитаризма" - ущербного представления Запада о соборной личности - все же отражает внутреннюю динамику состояния наций в прошлом столетии. Целостность бытия личности как кость в горле у автономного индивида буржуазного мира. Ресентиментная ненависть к тоталитарному - страх зрителя гладиаторских боев перед перспективой самому убивать и умирать на арене.

Сейчас далеко не так очевидно, что понятие диктатуры имеет только отрицательное значение. В отличие от предателей-шестидесятников, поколение, вступающее в силу на рубеже веков, не имеет счетов с советским прошлым. Прошлое для него - Атлантида. Отсутствие обязательств перед традицией разрушителей и отвращение к мертвой мифологеме "правового сознания" воскрешают требование диктатуры. Это требование очеловечивания жизни - олицетворения истории. Такие святыни лириков и физиков, как закон, конституция, права человека - не приводят в трепет, особенно на фоне исполинов прошлого. К тому же слишком долго их унижали, проклиная советское гражданское правосознание, чтобы вновь воскресить - в обличии тирании среднего буржуа.

Hе диктатуры закона требуют вызовы времени, а диктатуры личности. "Диктатура закона" - это трусливая попытка спрятаться за безличную формальную инстанцию, основанная на ужасе перед действием от имени личной воли. Это состояние постмодерна - когда все равны в своем безволии. И оно является источником прозябания в растительном образе жизни, в бесконечном ожидании конца. Диктатура личности утверждает человека в реальности, делает его творческим субъектом истории, позволяет преодолеть "дурную бесконечность" постмодерна - в чем, собственно, и состоит ее мужество.

В сумерках рождения воли - сентябрьского "конституционного переворота", появилось достаточно много симптоматичных текстов, которые рассуждают на тему прав и обязанностей власть предержащих с позиции "автономного буржуа". Их требование - любой ценой оградить плебс от посягательств чьей-либо воли. Дать ему и дальше остаться безучастным зрителем агонии страны: это ведь так увлекательно! Собственно, линия политического размежевания проходит сейчас не между сторонниками и противниками "режима", "правыми", "левыми" и т.д. А между теми, кто готов биться за право творить историю, и теми, кто хочет любой ценой досмотреть этот фильм до конца. Даже если конец фильма совпадет с его собственным.

c Содержание - Русский Журнал, 1997-2004. Условия перепечатки. Хостинг - Телеком-Центр.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед