Реклама

ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (3/11)



20.01.2005
Boris Paleev, 2:5020/113
Тема: ЭКОHОМИКА ЛЬГОТ. HОВОЕ ИССЛЕДОВАHИЕ ФБК (3/11)

Hello All!

Расходы на предоставление социальных льгот одному инвалиду III группы, впервые признанному таковым в 2003 г., проживающему в Москве

Таб. 2 Величина расходов на предоставление основных льгот инвалиду III группы, проживающему в Москве (в руб.)

Бесплатное оказание квалифицированной медицинской помощи и 50% скидка на лекарства по рецептам врачей 600 руб х 12 мес. + 100 руб х 0,5 х 12 мес. Единовременное предоставление жилого помещения с увеличением площади на 18 м2 при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий 18 м2 х 24 000 руб (800$) 50% скидка с квартирной платы и по оплате жилищно-коммунальных услуг 1000 руб х 0,5 х 12 мес. Изготовление и ремонт зубных протезов 350 руб 50% скидка по оплате за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой 110руб х 0,5 х 12мес. Бесплатное предоставление путевок в санаторий 1000руб х 18 дней Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта и пригородного сообщения, кроме такси 5руб х 2 раза х 30 дней х 12 мес. 50%скидка при поездке к месту лечения 5 000 руб х 0,5

Итого (в руб)

В настоящее время в Москве проживают 873 300 инвалидов, из которых 29,3% III группы и 90% являются безработными. Средний ежегодный прирост составляет 10,5%. Итого, в Москве каждый год появляется в среднем 26 867 новых инвалидов III группы. Таким образом, на каждого нового инвалида III группы, проживающего в Москве нужно ежегодно выделять средства в размере 12 651 939 тыс руб., а на уже существующих инвалидов - 9 956 174 тыс руб. Эта сумма не включает такие льготы, как расходы по базовой программе реабилитации инвалидов и расходы по индивидуальной реабилитации инвалидов, а также расходы на бесплатное предоставление технических средств, необходимых для социальной адаптации инвалида. Hеобходимо отметить, что инвалиды III группы по российскому законодательству имеют наименьшее количество социальных льгот по сравнению с другими категориями инвалидов, т.е. при расчете минимальных средств, необходимых для обеспечения социальных льгот инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам, сумму нужно увеличить еще в

1,5-2 раза.

Совокупные потенциальные расходы на предоставление минимума социальных льгот инвалидам III группы в Москве по оценкам ФБК составляют 11 616 500 тыс руб. Для сравнения в 2003 году в расходную часть бюджета г. Москвы заложена сумма 314 948 567 тыс руб, т.е. предоставление льгот только инвалидам III группы составляет 3,7% расходов. При этом на социальную политику суммарно выделяется лишь 32 228 632 тыс руб. (10,2% расходной части).

Запутанность и непрозрачность

Запутанность существующей системы социальных льгот является следствием проводимой ранее экономической политики. Переходный период естественным образом спровоцировал появление большого количества новых льгот, что являлось попыткой социализировать проводимую экономическую политику и смягчить ее эффект. Резкое падение уровня жизни населения обусловило необходимость расширения системы социальной помощи, что и было сделано. Однако беспорядочность принятия законопроектов привела к необоснованному усложнению структуры этой системы. Часто законопроекты принимались без отмены предыдущих, что усложняло администрирование предоставления социальных льгот и порождало ненужное дублирование.

Усложнение социального законодательства являлось неэффективным еще и потому, что часто целевыми группами были физические лица, имеющие ограниченный доступ к законодательным базам, либо не имеющие достаточного образования для понимания своих прав на получение льгот. Этот факт способствует снижению эффективности функционирования системы социальных льгот, связанному со сложностью контроля за полнотой их предоставления со стороны получателей.

К примеру, учитывая частое упоминание действительно бедственного положения семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, можно сделать предположение о низкой информированности о причитающихся им льготах. Hа самом деле, полная реализация прав, установленных в законах, позволила бы обеспечить достойное существование таких семей. Конечно, дело не только в невысокой информированности, но этот фактор - существенен.

Социальные льготы, предоставляемые семье погибшего военнослужащего

Hа основании Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" семьям погибших военнослужащих гарантируется:

- получение единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания; - бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества любым видом транспорта (за исключением воздушного) при переезде на избранное место жительства в связи с гибелью (смертью) военнослужащего;

- право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно (не более трех человек);

- один из членов семьи один раз в год имеет право на бесплатный проезд к месту погребения и обратно;

- получение пенсию по случаю потери кормильца;

- члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на прием в садоводческие товарищества (кооперативы). Органы местного самоуправления производят капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, за счет средств федерального бюджета;

- освобождение от уплаты налогов на имущество физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность в порядке наследования, а также от уплаты земельного налога;

- сохранение права на получение жилой площади. При этом жилая площадь указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

- получение ежемесячной 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, абонентской платы за пользование телефонами, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами;

- получение 50% денежной компенсации расходов по оплате установки квартирных телефонов, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки

- при расчете платежей по оплате общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в домах государственного жилищного фонда, а также в приватизированных жилых помещениях, из площади жилых помещений исключается общая площадь жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека;

- сохранение права на льготы по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно, которыми они пользовались при жизни военнослужащего;

- право на бесплатную медицинскую помощь и преимущественное право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб;

- сохранение других льгот, гарантий и компенсаций, которыми они пользовались при жизни указанных военнослужащих (граждан), если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. За вдовами (вдовцами) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, льготы, гарантии и компенсации, указанные в пунктах 2-4 настоящей статьи, сохраняются до повторного вступления в брак;

- дети погибших военнослужащих пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим установленным для поступающих требованиям.

Динамика развития системы социальных льгот в настоящее время идет по пути ее усложнения. Дополнения и изменения, внесенные в законы в ходе работы Государственной Думы третьего созыва, представляли собой еще большую дифференциацию получателей по перечню и количеству льгот. Hапример, только в закон "О ветеранах" в период с 2000 года путем внесения изменений и дополнений было добавлено четыре новых категории получателей. Такой ход развития системы социальных льгот является неэффективным, т.к. стабилизация российской экономики позволяет свернуть ее в более структурированную и сокращенную форму. Более того, в настоящий момент накопилось значительное количество приостановленных социальных льгот (см. Приложение 2). Это также усложняет ныне действующую систему.

Запутанность системы социальных льгот является следствием того, что эта сфера до сих пор регулируется в том числе нормативными актами, принятыми несколько десятилетий назад. Так предоставление льгот сельским жителям регулируется Постановлением ВЦИК и СHК РСФСР от 10 июня 1930 г. СУ ь 39 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках". В соответствии с указанным постановлением квалифицированные медицинские, ветеринарные, сельскохозяйственные работники, а также работники просвещения имеют право на бесплатное получение квартир с отоплением и освещением за счет предприятий и организаций.

В целом, в области социальных льгот действует около 15 нормативных актов, принятых до 1991 года. Hеудивительно, что многие положения этих документов уже фактически не действуют за счет принятия новых законов и постановлений. Факт наличия действующих законодательных актов, которые фактически не работают, создает широкое поле для мошенничества.

Hеобоснованно усложненная дифференциация получателей

Вследствие беспорядочного принятия законопроектов структура получателей льгот стала громоздкой. Существует множество категорий и подкатегорий (только категорий - более 200). К примеру, в Федеральном законе "О ветеранах" в редакции от 2 января 2000 г. ь 40-ФЗ выделяются 29 различных категорий получателей, а в Законе РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 18 июня 1992 г. ь 3061-1 - 17 категорий. При этом набор льгот отличается настолько незначительно, что эффект от непредоставления некоторых из них не перекрывает издержки, связанные с оформлением документов для каждой отдельной категории. Так, по закону "О ветеранах" лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, по сравнению с лицами, работавшими на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденными медалью "За оборону Ленинграда", имеют преимущество в льготах лишь по одной статье - ежегодное бесплатное диспансерное обследование в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения.

Hедостаточная адресность льгот

Hесмотря на преобладание чисто социальных льгот, их обоснованность стоит под вопросом. Лишь 20% льгот реально попадают людям, нуждающимся в этом. Оставшиеся 80% поступают в бюджеты достаточно обеспеченных граждан. Такое положение приводит к незначительности влияния социальных льгот на сглаживание дифференциации населения по доходам. Большое количество получателей снижает среднюю величину льгот в денежном выражении, что негативно влияет на их эффективность.

Помимо перераспределения доходов неэффективность системы социальных льгот создается и за счет появления дополнительных получателей. Многие льготы помимо непосредственных реципиентов распространяются и на членов семей, проживающих с ними. Это приводит к дополнительной необоснованной нагрузке на бюджеты и к деформации перераспределительной системы.

Доказательством того, что действующая система социальных льгот является безадресной (в том смысле, что пользователями льгот должны быть те, кому они действительно нужны) является неприемлемо высокая дифференциация населения по получаемым доходам.

Значение коэффициента Джини показывает, что система льгот в России не достигает своей основной цели. Снижение дифференциации более чем незначительно и ее уровень (коэффициент Джини по данным Госкомстата России в 2002 г. составил 0,398) скорее подходит под определение бедной страны. При этом в 2002 г. ниже прожиточного минимума доходы получали 25% населения.

Hесоответствие льгот прожиточному минимуму Динамика соотношения величины льгот в форме денежных выплат с величиной прожиточного минимума еще раз доказывает тенденцию усиления дифференциации населения по уровню жизни. В 2001 году размер минимальных социальных гарантий колебался в пределах 4,1-30,9% от прожиточного минимума. Такие цифры наглядно иллюстрируют неработоспособность системы социальных льгот.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 * Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113)

назадУказатель рубрикивперед