10.02.2005
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО КРЕПОСТНИЧЕСТВА (3/3)
Hello All!
В июне 1940 года запрещается самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений, а в декабре 1941 года уголовная ответственность устанавливается для всех работников военной промышленности, в том числе и тех производств, которые работали на оборону "по принципу кооперации", - самовольно ушедшие оттуда объявлялись дезертирами и подлежали суду военных трибуналов. Дополнительными указами это положение в 1942 году распространили на рабочих и служащих угольной и нефтяной промышленности, транспорта, а также на рабочих и служащих отдельных предприятий (например, Магнитостроя) 27 . Так, в необходимых случаях паспортная система дополнялась изменением трудового законодательства.
Отечественная война 1941 - 1945 годов потребовала от советской милиции дополнительных усилий по поддержанию паспортного режима в стране. Секретный циркуляр НКВД СССР ь 171 от 17 июля 1941 года предписывал наркомам внутренних дел республик и начальникам управлений НКВД краев и областей следующий порядок "документации граждан, прибывающих без паспорта в тыл, в связи с военными событиями" . Первоначально следовало проверить всех, кто оказывался в тылу без паспортов: подробно допросить об обстоятельствах утраты документов, установить место их получения, послать туда запрос и фотокарточку заявителя. Только после ответа, "подтверждающего выдачу паспорта и тождественность фотокарточки", разрешалась выдача паспорта. Если из-за немецкой оккупации провести проверку было нельзя, а люди располагали другими документами, подтверждающими их личность, они получали временные удостоверения. При утрате всех документов после тщательного личного допроса, перепроверки этих данных беспаспортным выдавали справку, которая не могла служить удостоверением личности владельца, но облегчала ему временную прописку и устройство на работу 28.
Этот дополнительный штрих к характеристике советской паспортной системы, на первый взгляд как будто излишний, на самом деле схватывает ее суть. Трудно представить, чтобы немецкие агенты внедрялись на нашу территорию, не имея соответствующих оперативной легенде персональных документов. Это хорошо понимали в НКВД. Без какой-либо видимой цели в условиях военного времени усилия этого огромного государственного аппарата тратились на бесконечные (и по большей части бессмысленные) проверки, допросы, перепроверки для выяснения очевидного. А именно, что имярек такой-то, спасаясь от гибели и не желая оставаться в оккупации, бежал в тыл и при этом потерял или уничтожил (под угрозой плена) свои документы. Он попал к своим, спасся от гибели, для него это радость, он вправе ожидать участия к своей судьбе. Вместо этого власти ставят его на правеж. У органов появляется зацепка, "компрометирующие данные" о пребывании человека на временно оккупированной территории. И всю последующую жизнь он обязан указывать на этот факт во всех анкетах. Этот маленький, объемом в одну машинописную страницу, циркуляр решающим образом повлиял на судьбы сотен тысяч людей и был отменен только в 1949 году.
3
Меньше всего в СССР церемонились с заключенными. 19 декабря 1933 года секретным циркуляром ОГПУ ь 124 всем подведомственным органам сообщался порядок освобождения из "исправительно-трудовых лагерей ОГПУ, в связи с установлением паспортного режима". К освобождающимся из лагерей предписывалось применять "дифференцированный подход".
Не получали паспорта и не прописывались в режимных местностях осужденные за следующие преступления: контрреволюционную деятельность (исключения делались для лиц, "прикрепленных по постановлениям ОГПУ к определенным предприятиям для работы" и амнистированных специальными постановлениями правительства, то есть высококвалифицированных специалистов, без которых не могло работать ни одно производство), бандитизм, массовые беспорядки, уклонение от призыва на военную службу "с отягчающими признаками", фальшивомонетчество и подделку документов, контрабанду, выезд за границу и въезд в СССР "без разрешения", нарушение монополии внешней торговли и правил о валютных операциях, злостный неплатеж налогов и отказ от выполнения повинностей, побег арестованных, самогоноварение, сопротивление представителям власти с насилием, насилие в отношении общественников-активистов, растрату, взяточничество и взяткодательство, расхищение государственного и общественного имущества, незаконное производство абортов, растление малолетних, изнасилование, сводничество, повторные кражи , разбой, мошенничество, поджог, шпионаж 29 . Из приведенного перечня видно, что в разряд преступников попали не только уголовники и политические противники режима, но и та многомиллионная масса населения, которая стала жертвой различных "экспериментов" советской власти при построении социалистического общества. Многие были осуждены без всякой вины с их стороны, так как, согласно комментарию к уголовному кодексу в редакции 1926 года, под "преступным деянием" понималось "покушение на основные завоевания пролетарской революции; следовательно, оконченный состав преступного деяния будет уже с момента покушения; фактических вредных последствий может и не быть" 30.
Все, кто отбыл "срочное (на какой-либо срок. - В. П.) лишение свободы, ссылку или высылку по вступившим в силу приговорам судов и коллегии ОГПУ" за перечисленные выше преступления, включались в специальный перечень лиц, которым в режимных местностях паспорта не выдавались. Действие правительственного постановления ь 43 от 14 января 1933 года, содержащее названный перечень, распространялось на всех осужденных за указанные преступления после 7 ноября 1927 года, то есть за пять лет до принятия государственного закона о паспортной системе!
...Среди отверженных советским режимом граждан на самом дне находились крестьяне. Циркуляр ь 13 Главного управления милиции НКВД СССР от 3 февраля 1935 года основывался на постановлении ЦИК СССР от 25 января того же года, в котором указывалось, что "восстановление в гражданских правах высланных кулаков не дает им права выезда с места поселения". Согласно этому циркуляру, всем высланным "кулакам, восстановленным в гражданских правах", паспорта выдавались "исключительно по месту расположения трудпоселения" на основе списков, представленных райкомендатурами. В паспорте следовало обязательно указать, что он выдан "на основании списка такой-то комендатуры трудпоселения, такого-то района, номер и дату списка". Пункт 3-й обязывал: "Лиц, имеющих в паспортах указанную запись, - не прописывать на проживание нигде, кроме мест поселения. При обнаружении этих лиц в других местностях задерживать их, как бежавших, и направлять этапом к месту поселения" 31.
С 1933 года тайно (в особых учетных формах милиции), а с 8 августа 1936 года и тайно и явно (в учетных документах МВД и в паспорте) делалась отметка о судимости человека. В паспортах бывших заключенных, "лишенцев" и "перебежчиков" (перешедших границу СССР "самовольно") делалась запись следующего содержания: "Выдан на основании пункта 11 постановления СНК СССР за ь 861 от 28 апреля 1933 г.". После принятия в 1940 году нового положения о паспортах и инструкции по его применению запись приобрела следующий вид: "Выдан на основании ст. 38 (39) Положения о паспортах". Эта приписка делалась и в паспортах кочующих цыган.
Найти приличную работу человеку, которого советская власть отнесла к "социально чуждому элементу" или сама насильственно превратила в "уголовный элемент", было практически невозможно.
Для миллионов людей, имевших судимость, путь домой, к семьям и родным, был, по существу, закрыт навсегда. Они были обречены скитаться по родной стране, каждый день их могли уволить с работы без всякого объяснения причин. Это была жизнь под занесенным мечом, который мог пасть на их головы в любой миг. Многие бывшие заключенные и не пытались вернуться к прежней жизни, так как понимали всю тщетность своих усилий. Иные оседали вблизи лагерей, из которых вышли, или завербовывались в отдаленные районы страны. Нередко для затыкания кадровых "дыр" на предприятиях с каторжными условиями труда правительство использовало метод своеобразной "массовой вербовки". "Во исполнение приказа МВД СССР и Генерального прокурора СССР за ь 0039/3 от 13 января 1947 года, - указывалось в циркуляре МВД СССР ь 155 от 19 марта того же года, - на шахты и другие предприятия министерства угольной промышленности восточных районов направляются для работы 70 000 человек, досрочно освобожденных из мест заключения и лагерей" 32 . Получается, что людей досрочно освобождали, чтоб заменить одну каторгу на другую, используя "досрочное освобождение" как приманку. Поскольку в 1947 году еще действовал порядок, по которому рабочим и служащим угольной промышленности взамен паспортов выдавались спецудостоверения, циркуляр предписывал министрам внутренних дел республик и начальникам управлений МВД в краях и областях обеспечить узаконенную паспортную норму.
Иногда в воспитательных целях советская власть проявляла "гуманизм" в отношении бывших заключенных. В 1945 году совместным приказом НКВД СССР, НКГБ СССР, Наркомюста СССР и Прокурора СССР ь 0192/069/042/149 "О порядке выполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией", соответствующим органам разрешалось направление в режимные местности и прописку в этих местностях несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, стариков и инвалидов, подпадающих под амнистию, которые "следовали к прежнему месту жительства, к родным или близким родственникам" 33 . К концу ноября 1945 года были полностью освобождены 620,8 тысячи человек, осужденных на различные сроки, и 841,1 тысячи человек, осужденных к исправительно-трудовым работам. 212,9 тысячи человек, осужденных свыше чем на три года, были сокращены остающиеся сроки наказания. Тем не менее уже с октября 1945 года - после завершения амнистии - наблюдается рост поступления осужденных в лагеря. Только за четыре месяца (октябрь 1945 - январь 1946 года) число заключенных по стране увеличилось на 110 тысяч, а ежемесячное поступление людей в лагеря превышало убыль из них на 25 - 30 тысяч человек 34 . Практически амнистия являла не акт милосердия к победившему народу, а была способом замены и обновления рабочей силы лагерей.
4
...3 марта 1949 года Бюро Совмина СССР рассмотрело вопрос о введении паспорта нового образца и проект нового положения о паспортной системе в СССР. Разработка велась МВД СССР по личному указанию и инициативе заместителя председателя Совмина СССР, члена Политбюро ЦК ВКП(б) Л. П. Берии 35 . Предложение мотивировалось тем, что "во время войны значительная часть бланков действующих паспортов и инструкций по применению положения о паспортах попала в руки врага и уголовно-преступного элемента, чем была в значительной мере расшифрована техника паспортной работы в СССР". Важнейшим отличием предлагаемого проекта было то, что это положение о паспортной системе предусматривало "выдачу паспортов не только городскому, но и сельскому населению".
Не следует рассматривать эту попытку как действительную либерализацию советского режима. Паспортизация всего населения страны в возрасте от 16 лет и старше в тех условиях означала тотальный контроль за жизнью каждого, ведь владение паспортом создавало только видимость прав человека - гражданина СССР, так как главным в определении его судьбы по-прежнему оставались бы "компрометирующие данные", хранившиеся в Центральном и кустовых адресных бюро. Переход к сплошной паспортизации населения страны сулил немалые выгоды Министерству внутренних дел и лично его куратору Берии, ибо выросло бы значение этого министерства, появились бы дополнительные шансы в борьбе за власть. С точки зрения государственной - полный контроль за жизнью каждого члена общества, - имелись все резоны принять предложение. Но его отклонили со следующей формулировкой, не объясняющей причин отказа: "Предложено МВД доработать на основе мнений на Бюро". Больше к вопросу о наделении паспортами всего сельского населения (включая колхозников) не возвращались до 1974 года, хотя после смерти Сталина было принято новое положение о паспортах в октябре 1953 года.
...Правда, чего Берии удалось добиться во время пика карьеры, когда в марте 1953 года он был назначен первым заместителем председателя Совмина СССР и вернул себе пост министра внутренних дел, так это успеть протолкнуть в правительство до своего ареста и расстрела проект постановления "О сокращении режимных местностей и паспортных ограничений". Докладная на имя нового председателя Совмина СССР Маленкова за подписью Берии была отправлена 13 мая 1953 года. Соответствующие копии докладной разосланы всем членам Президиума ЦК КПСС - В . М. Молотову, К. Е. Ворошилову, H. С. Хрущеву, H. А. Булганину, Л. М. Кагановичу, А. И. Микояну, М. З. Сабурову, М. Г. Первухину 36 . 21 мая 1953 года этот проект был утвержден в качестве постановления Совмина СССР ь 1305-515. Основные изменения сводились к исключению из числа режимных около ста пятидесяти городов и местностей, всех железнодорожных узлов и станций (режимные ограничения сохранялись в Москве и в двадцати четырех районах Московской области, в Ленинграде и пяти районах Ленинградской области, во Владивостоке, Севастополе и Кронштадте); уменьшению размеров запретной пограничной полосы (за исключением полосы на границе с Турцией, Ираном, Афганистаном, на Карельском перешейке); сокращению перечня преступлений, судимость за которые влекла запрещение проживать в режимных местностях (сохранялись все "контрреволюционные преступления", бандитизм, хулиганство, умышленное убийство, повторные кражи и разбой). Но задуманное Берией реформирование паспортной системы, как отмечалось, имело более глубокий смысл. Это подтверждают многочисленные справочные материалы (в том числе о паспортной системе Российской империи), подготовленные аппаратом МВД в апреле 1953 года.
Изданный в развитие правительственного постановления приказ Министерства внутренних дел ь 00375 от 16 июня 1953 года за подписью Берии, которым упразднялись паспортные ограничения, дышит прямо-таки отеческой заботой о нуждах бывших заключенных и их семей: "При существующем положении граждане, отбывшие наказание в местах заключения или ссылки и искупившие тем самым свою вину перед обществом, продолжают испытывать лишения... Наличие в стране широких паспортных ограничений создает трудности в устройстве не только для граждан, отбывших наказание, но и для членов их семей, которые также, в связи с этим, оказываются в затруднительном положении" 37 . Далее отмечалось, что "режим и паспортные ограничения, введенные в этих районах (режимной зоне, которая простирается на сотни километров в глубь страны. - В. П.), тормозят их экономическое развитие". Имея в своих руках самые полные источники информации, Берия первым из коммунистических вождей понял, что система ГУЛАГа в послевоенное время уже нерентабельна и не отвечает необходимым условиям технократического и хозяйственного развития тоталитарного общества.
Однако своего главного врага - русского крестьянина - советская власть продолжала держать на паспортном "крючке". И по положению о паспортах от 21 октября 1953 года жители сельских местностей (за исключением режимных) продолжали жить без паспортов. Если же они привлекались временно - сроком не более чем на один месяц - на сельхозработы, лесозаготовки, торфоразработки в пределах своей области, края, республики, им выдавалась справка сельсовета, удостоверяющая их личность и цель выезда. Такой же порядок сохранялся для деревенских жителей непаспортизированных местностей, если они выезжали в дома отдыха, на совещания, в командировки. Если же они отправлялись за пределы своего района в другие местности страны на срок свыше тридцати дней, то обязаны были прежде всего получить паспорт в органах милиции по месту жительства, что было малореально.
...После смерти Сталина крестьянину жить стало как будто полегче: в 1953 году изменили порядок обложения крестьянских хозяйств сельхозналогом, с 1958 года отменили обязательные поставки всех сельхозпродуктов с хозяйств колхозников; мартовская (1953 года) амнистия прекращала исполнение всех без исключения приговоров, по которым колхозники осуждались к исправительно-трудовым работам за невыполнение обязательного минимума трудодней 38 . Для тех, кто постоянно работал в колхозе, амнистия значительно облегчила жизнь. Люди, ушедшие в "отход" без разрешения правлений колхозов, в связи с амнистией почувствовали себя свободными. Но это был самообман, так как в правовом положении колхозника существенных перемен не произошло: продолжал действовать примерный устав сельхозартели и в годовом отчете колхоза "отходники" продолжали учитываться государством как рабочая сила, числящаяся за колхозами. Следовательно, всех, кто самовольно ушел в "отход", правительство в любой момент могло принудительно вернуть в колхозы. Меч по-прежнему был занесен над головами, его только как бы "забыли" опустить. Ограничения в паспортных правах сельчан продолжали сохраняться властями сознательно. Так, в секретном циркуляре ь 4 2 от 27 февраля 1958 года министра внутренних дел СССР H. П. Дудорова, адресованном руководителям этого ведомства в союзных республиках, указывалось: "Не допускать направления граждан из сельской непаспортизированной местности за пределы области, края, республики (не имеющей областного деления) на сезонные работы по справкам сельских Советов или колхозов, обеспечивая выдачу этой категории граждан краткосрочных паспортов на срок действия заключенных ими договоров" 39 . Таким образом, юридически паспортные ограничения для колхозников 50-х годов мало чем отличались от таковых же в 30-е годы.
Приказ МВД СССР ь 0300 от 31 октября 1953 года, объявляющий для руководства и исполнения упоминавшееся выше правительственное постановление ь 2666-1124 от 21 октября 1953 года и новое положение о паспортах, устанавливал: "Не выдавать паспортов лицам, освобождаемым из мест заключения и следующим к прежнему месту жительства в сельские местности, постоянные жители которых, в соответствии с пунктом "г" статьи 2 и статьей 3 положения о паспортах, паспортов иметь не обязаны" 40.
Получается, что в главном - отношении к русскому крестьянству - это законодательство эпохи "оттепели" стало даже изощренней, чем прежде. Такой специальный пункт отсутствовал в ягодинской инструкции о паспортной работе 1935 года и бериевском положении о паспортах 1940 года. В их времена все заключенные после освобождения получали справку (или удостоверение), а по прибытии к месту постоянного жительства в нережимную местность - паспорт. Мало того, приказ наркома внутренних дел СССР Г. Г. Ягоды ь 84 от 14 апреля 1935 года порицал те органы милиции, которые отказывали бывшим заключенным и ссыльным в выдаче паспортов. "Такое бездушное чиновническое отношение к лицам, отбывшим установленную для них меру соцзащиты, - говорилось в приказе, - толкает их обратно на преступную дорогу" 41 . Приказ обязывал органы милиции всем бывшим заключенным и ссыльным "паспорта в нережимных местностях выдавать безоговорочно, по предъявлении справки ИТУ (исправительно-трудовое учреждение. - В. П.) об отбытии меры соцзащиты".
Безусловно, Ягода фарисействовал, но насколько же циничнее приказ МВД 1953 года! В деревню после лагерей и тюрем возвращались в массе своей отнюдь не профессиональные воры, рецидивисты, а крестьяне, которые, уцелев после всех советских "экспериментов" по построению социалистического общества, ехали домой доживать свой век. Именно они - осужденные за "колоски" и подобные же "хищения государственного и общественного имущества" в голодные предвоенные, военные и послевоенные времена - составляли основную массу заключенных. Милицейский приказ четко обозначил их место в пирамиде советского общества: ниже освобожденных профессиональных воров, возвращающихся в города, вровень с заключенными и спецпоселенцами. Особенно по-издевательски должен был восприниматься этот пункт в период массовой реабилитации бывших "государственных деятелей" (советских чиновников всех рангов), которые своей политикой загнали крестьян в лагеря.
...В сентябре 1956 года объявлялась амнистия советским воинам, осужденным за сдачу "в плен врагу в период Отечественной войны". Органам милиции предписывалось "обменять ранее выданные паспорта (с ограничениями) гражданам, с которых на основании объявленного постановления (постановление Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1956 года. - В. П.) снимается судимость и поражение в правах" 42 . Это означало, что отныне эти люди могли ехать на постоянное жительство в любой район страны, включая привилегированный режимный. В январе 1957 года было разрешено проживание и прописка калмыкам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам и членам их семей в местностях, из которых их ранее выселили 43 . Реабилитационная кампания набирала обороты.
И только русские крестьяне продолжали оставаться изгоями в своей стране. По действующему положению осужденные по статьям 2 и 4 указа от 4 июня 1947 года "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" не могли вернуться домой на прежнее местожительство, если их село или деревня находились в режимной местности. За один только 1950 год в РСФСР по статьям 2 и 4 названного указа было осуждено 82,3 тысячи человек (четвертую часть их составляли женщины) 44 . Этот указ был введен правительством тогда, когда многим сельским жителям, чтобы не умереть от голода, приходилось красть зерно с колхозных полей и токов.
...С октября 1953 года паспорта выдавались: бессрочные - лицам, достигшим сорокалетнего возраста, десятилетние - лицам в возрасте от 20 до 40 лет, пятилетние - лицам в возрасте от 16 до 20 лет. Выдавался еще одни тип паспорта - краткосрочный (на срок не более шести месяцев) - в случаях, когда люди не могли представить все необходимые для получения паспорта документы, при утрате паспортов, а также выбывающим из сельской местности на сезонные работы (в "отход"). Последние, как уже отмечалось, получали краткосрочные паспорта "на срок действия договоров" и могли обменять их "лишь в случае перезаключения ими договоров" 45.
Широко бытует мнение, что паспорта стали выдаваться всем гражданам СССР, достигшим шестнадцатилетнего возраста, еще в годы правления H. С. Хрущева. Даже те, кто уехал из деревни в 50-е годы, полагают, что среди прочих реформ Хрущеву удалось провести и паспортную. Так велика сила общественного заблуждения, замешенная на "оттепельных" предрассудках и незнании фактов новейшей отечественной истории. Имеется и психологический подтекст: для тех, кому удалось убежать из деревни в город в хрущевскую пору и получить паспорт, этот вопрос потерял остроту и перестал восприниматься как один из основных в сельской жизни.
В действительности же только 28 августа 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР" принимается решение о введении с 1976 года паспорта гражданина СССР нового образца 46 . Это положение о паспортной системе устанавливало, что "паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста". Выдача и обмен новых документов должны были проводиться с 1976 по 1981 год.
Почему крестьян уравняли в правах с остальными гражданами страны более сорока лет спустя после введения в СССР паспортной системы? Потому что такой срок понадобился для переделки русского народа в советский. Этот исторический факт и был зафиксирован в преамбуле Конституции СССР (принята 7 октября 1977 года): "В СССР построено развитое социалистическое общество... Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность - советский народ" 47.
В то время как деревни и села России уничтожались, города пухли и индустриализировались без всякого учета их культурных традиций и сбережения экологии. Советская идеология сформировала воистину нового человека, лишенного исторических национальных корней. У него отняли Бога и вложили в руки "кодекс строителя коммунизма".
1 "Известия ЦИК СССР и ВЦИК", 1932, ь 358, 28 декабря.
2 С 1918 года документом, удостоверяющим личность гражданина РСФСР, начали считаться трудовые книжки. С 1924 года стали выдаваться удостоверения личности сроком на три года. С 1927 года юридическая сила подобных документов распространилась на метрические выписки о рождении или браке, справки домоуправлений и сельсоветов о проживании, служебные удостоверения, профсоюзные, военные, студенческие билеты и т. д. (см.: Шумилин Б. Молоткастый, серпастый... М. 1979).
3 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 54 - 138.
4 ГАРФ, д. 137, л. 59 - 60. По данным милицейских сводок, к 20 апреля 1933 года в Москве и еще десяти крупных городах страны было выдано 6,6 миллиона паспортов и отказано в выдаче документов 265 тысячам человек. Среди отверженных милиция установила 67 тысяч "сбежавших кулаков и раскулаченных", 21,9 тысячи "лишенцев", 34,8 тысячи "не занятых общественно-полезным трудом" (см.: ГАРФ, ф. 5446, оп. 14а, д. 740, л. 71 - 81).
5 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 3, б/н.
6 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 10 - 41.
7 Там же, д. 233, т. 1, л. 369 - 372.
8 ГАРФ, ф. 5446, оп. 31, д. 2289, л. 1 - 5.
9 ГАРФ, ф. 5446, оп. 31, д. 2289, л. 6.
10 "Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства СССР", март 1933, ь 21, ст. 116.
11 ГАРФ, ф. 5446, оп. 1, д. 91, л. 149.
12 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 2, б/н.
13 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 237 - 237 об.
14 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 80 - 81.
15 Белов В. Раздумья на Родине. М. 1989, стр. 190 - 191.
16 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 63.
17 "Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги". М. 1992, стр. 59 - 79.
18 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 160 - 164, 179 - 186.
19 Там же, д. 137, л. 181.
20 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 1, л. 466 - 470.
21 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 98.
22 Там же, д. 137, л. 88.
23 ГАРФ, ф. 9415, оп. 3, д. 33, л. 347 об.
24 Фактический материал взят из "Краткой справки о паспортной системе, действовавшей в царской России", которая была подготовлена начальником паспортно-регистрационного отдела ГУМ МВД СССР Подузовым 20 апреля 1953 года (ГАРФ, ф. 9401, оп. 1, д. 4155, л. 214 - 222).
25 "Постановления Совнаркома СССР за сентябрь 1940 года"; ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 1, л. 3 - 15.
26 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 1, л. 252 - 261.
27 ГАРФ, ф. 7523, оп. 12, д. 78, л. 1 - 11.
28 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 1, л. 194.
29 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 60 - 61.
30 "Уголовный Кодекс РСФСР. Научно-популярный комментарий с дополнениями и изменениями по 15 августа 1927 г.". М. 1 927.
31 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 137, л. 236. Только в 1955 году по постановлению Совмина СССР ь 449-272 от 10 марта спецпоселенцы, "проживающие в городах, районных центрах, поселках городского типа, а также в местностях, постоянные жители которых обязаны иметь паспорта", их наконец получили (см.: ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 2, б/н). По данным В. Земскова, на 1 января 1953 года в СССР числилось 2 753 356 спецпоселенцев; с июля 1954 года по июль 1957 года из спецпоселения и ссылки было освобождено 2 554 639 человек (см. в кн.: "Население России в 1920 - 1950-е гг. Численность, потери, миграции". М. 1994, стр. 145 - 194).
32 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 2, л. 193 - 194; 202 - 203.
33 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 2, л. 245 - 246 об.
34 ГАРФ, ф. 9414, оп. 1, д. 1246, л. 163 - 202.
35 ГАРФ, ф. 5446, оп. 53, д. 5020, л. 1 - 28.
36 ГАРФ, ф. 9401, оп. 1, д. 4155, л. 170 - 181.
37 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 3, б/н.
38 ГАРФ, ф. 9492, оп. 1, д. 284, л. 5.
39 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 2, б/н.
40 Там же, д. 233, т. 3, б/н.
41 Там же, д. 137, л. 51.
42 Там же, д. 233, т. 2, б/н.
43 Там же, д. 233, т. 2, б/н.
44 ГАРФ, ф. 9492, оп. 3, д. 85, л. 2 - 2 об., 19 - 19 об.
45 ГАРФ, ф. 9401, оп. 12, д. 233, т. 3, б/н.
46 "Собрание постановлений Правительства СССР", 1974, ь 19, ст. 109.
47 Кукушкин Ю., Чистяков О. Очерк истории Советской конституции. М. 1987, стр. 316.
Best regards, Boris
--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под древней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)
назад | Указатель рубрики | вперед |