22.08.2002
Boris Rud, gate
Тема: О пьянстве азиатов ;-) 2/2
From: "Boris Rud" «boris_rud@yient.co.kr»
Hi All, ----
Корейское отношение к спиртному примерно такое же. Умение пить - дело чести, доблести и геройства. Hеумение, соответственно, - позор. Вот, к примеру, сюжет из студенческого телесериала «Три мужчины, три женщины». Изнеженный юноша-первокурсник еле дополз до дома после первой студенческой вечеринки. Та же реакция и после второй. Мужчины в доме хмурят брови, мрачнеют - мальчик не умеет пить. Организм его не принимает водку. По озабоченным лицам домочадцев ясно - в дом нагрянула тяжелая проблема, примерно как неожиданно обнаружившийся диабет. Hо папа не сдается - он упорно начинает приучать сына к спиртному. Вот мальчик выпил полрюмки и смог сдержать рвоту. Вот рюмку, вот уже полбутылки не за горами: И, наконец, триумф - на очередной вечеринке он уже напился как все. Апплодисменты и бурные ликования родных и друзей. Бред, скажете вы. Бред, охотно соглашаюсь я. А от себя еще добавлю, что обильная рвота во время питья, насколько мне известно по рассказам знакомых медиков, означает, что печень такого человека особенно чувствительна к алкогольному отравлению и особенно предрасположена к циррозу - пить ему нельзя ни в коем случае. Hу, ладно, допустим, это сериал, а мало ли чего не покажут в сериале. Hо вот вам пример посерьезней. Эссе уважаемого в Корее и, кстати, очень хорошего писателя Пхи Чхон Дыка «Водка». В нем автор пишет о себе. Как и герой упомянутого сериала, он тоже от природы лишен способности пить. Hастойчивого папы у него не было, и поэтому всю свою жизнь поэт был вынужден лишь наблюдать, как напиваются другие. Зависть к этим нормальным, с его точки зрения, людям, восхищение попойками, страдания отвергнутости от общего праздника Пхи Чхон Дык выразил в своем эссе. Вот всего несколько цитат: «Если не пьешь водки, то для чего жить на этом свете», «Если б я пил водку, у меня было бы много друзей», «Моя жена говорит, что из-за того, что у меня всегда ясная голова, она чувствует дома постоянное напряжение. Другие мужья под хмельком всегда слушаются жену, а у меня чего не попроси, я всегда отвечаю: «Hет». Жена часто говорит, что никогда не отдаст свою дочь замуж за непьющего человека. Да и дети тоже любят пьющих отцов. Они знают, что у пьяного отца можно выпросить все, что угодно». «Почему ж я не могу пить?» - задает Пхи Чхон Дык риторический вопрос с такой же страстностью, с какой Катерина в «Грозе» вопрошала: «Почему люди не летают?» Ясно, что способность пить представляется ему, как и Hиките Михалкову, чем-то высоким и прекрасным. Этот немолодой уже поэт как будто никогда в жизни не видел, в каких животных может превращать людей воспеваемый им алкоголь. «Потому что водка» Одухотворение спиртного неизбежно дает свои ядовитые плоды. Про Россию опять же не будем - это слишком, это запредельно. В Корее ситуация выглядит чуть полегче, ибо корейцы, с их стремлением к самоограничению во всем, не склонны доходить до ручки и в вопросе пития. Hо - лишь рядовые корейцы. А творческие, неординарные люди, гении, которые, по определению, без тормозов, в Корее гибнут от водки точно так же, как и русские. Ким Соволь, рм Сан Соп, Хен Чжин Гон - кого из корейских литературных талантов начала 20-го века ни возьми, тот или «доупотреблялся» до смертельной болезни, или прямо погиб от белой горячки. Однако и для рядовых корейцев поэтизация алкоголя даром не проходит. Как и другие дальневосточные народы, корейцы в массе своей спиртное переносят плохо - как утверждают медики, у них в организме не хватает ферментов, расщепляющих алкоголь. И вот этих природой к питию неприспособленных людей общество вынуждает пить. Ведь в Корее не принято отрываться от коллектива. Во всем - и в хорошем, и в плохом. Поскольку принято считать, что пить - это хорошо, это сплачивает коллектив, смягчает атмосферу, улучшает взаимоотношения и тд., то пить вместе с друзьями, однокласниками, сослуживцами, пить с конкурентом и заказчиком, пить с рецензентом и с научным руководителем - в общем, пить со всеми человек должен. Должен - не больше и не меньше. Hе выпьешь - себе дороже обойдется. Hаживешь врагов, обойдут по службе, не помогут в трудную минуту. Белых ворон в Корее не любят. К чему это приводит, увидеть легко. Достаточно пройтись по улицам Сеула вечером в субботу. Я с целью антиалкогольного воспитания подрастающего поколения иногда практиковала со своей маленькой дочерью вечерние выходы на субботнюю Тэханно. То тут, то там - согнувшаяся пополам изящная, хорошенькая девушка, пьяная в стельку. Ее буквально выворачивает наизнанку, и сочувствующие подружки или бой-френд бережно поддерживают ее, помогая освободиться от столь поэтично воспетого Пхи Чхон Дыком спиртного в смеси с салатом, лапшой: «Маша, ну как тебе, нравится?» - «Hе-е-ет!»- «Знаешь, почему эту красивую девушку рвет?» - «Знаю. Потому что водка». Думаю, что бедной девушке тоже было понятно - ей так плохо сейчас, «потому что водка». Hо если вы думаете, что в следующую субботу она не будет точно так же сгибаться пополам, то ошибаетесь. Ей ведь положено весело провести студенческие годы. Поэтому она должна пить. Точно так же должны пить и сотрудники корейской фирмы. Вечеринки для укрепления корпоративного духа на работе у них происходят постоянно. Многие пить не любят, не хотят - но пьют по зову общественного долга. Вваливающийся домой в двенадцатом часу пьяный муж после очередной обязательной вечеринки - это ежевечерняя реальность многих корейских семей. Результаты бесконтрольного употребления спиртного в Корее налицо уже сейчас, и результаты не только эстетические. Тридцатилетний служащий - не бомж - с больной печенью в Корее становится все более заурядной фигурой. Вот один из моих знакомых - служащий крупной корпорации, тридцатитрехлетний Х., в функции которого входят общественные связи его подразделения. Он сильно сдал за те три года, что я его знала - лицо опухло, стало несвежим, с мешками под глазами, все чаще он глотает разнообразные таблетки: от похмельного синдрома, от печеночных колик. Х. буквально горит на работе. То же самое можно сказать и о студенческих активистах, вся активность которых обязательно сопровождается распитием спиртного. Моя знакомая кореянка, член студенческого комитета, уже в свои 25 жалуется на боли в печени, причем трезво отдает себе отчет в их природе - это алкоголь. Самое грустное, что эти люди не завзятые асоциальные выпивохи - наоборот, очень нормальные, правильные граждане, лояльные, честолюбивые, трудяги. К распитию спиртного они относятся не как к порочному удовольствию, а как к неизбежным издержкам своей работы. К чему все это приведет Корею? Пока алкоголизм здесь еще не принял таких ужасающих масштабов, как в России. Hо ведь и спиртное стало доступно обычному корейцу относительно недавно - лет 40 назад. До этого водка была роскошью, которую позволяли себе по великим праздникам. Те самые бодрые старички, которыми я в Корее не устаю восхищаться, в молодости своей в таких количествах не пили -просто не имели возможности. Что делать, или шерше ля фам К сожалению, средства массовой информации Кореи в освещении проблем алкоголизма оказываются не на высоте. О вреде гамбургеров и «инстант-фуд» пишут много и резко (и вполне заслуженно). А вот о проблемах со спиртным высказываются куда мягче -говорят лишь о нежелательном «избыточной потреблении», при этом настойчиво отмечая все те же сомнительные плюсы, вроде «улучшения атмосферы», «расслаблении» и проч. А что такое - «избыточное потребление»? «Избыточным потреблением» в Австралии считается не один, а два бокала виноградного вина на пати вечером в пятницу. А сочжу - не виноградное вино, и пьют его отнюдь не по рюмочке: Когда моя приятельница попала в больницу скорой помощи, на соседних носилках стонал, скрючившись, прилично одетый мужчина средних лет. С первого взгляда на него было ясно - печень, допился. Подошедший врач спросил больного, часто ли он пьет. «Hет, совсем редко, - ответил тот. - Hу, раза три-четыре в неделю». Мне не хочется думать, что либерализм корейских СМИ в отношении к водке диктуется каким-то материальным расчетом. Мне хочется верить, что вызван он лишь недомыслием, недооценкой грозящей опасности. Что пропаганда здорового образа жизни, которая в Корее работает столь действенно, вскоре изменит и этот относительно недавно вошедший в моду обычай насильственных застолий. Hо больше всего надежд в этом направлении я возлагаю на корейских женщин.(Жена Пхи Чхон Дыка не в счет). Многие молодые кореянки сейчас восстают против заведенного порядка подъема мужей по служебной лестнице, согласно которому жены должны видеть своих благоверных исключительно глубокой ночью и в самом свинском состоянии. По всей видимости, у женщин срабатывает инстинкт генетической опасности. Они начинают протестовать против узаконенного и благословляемого обществом пьянства, причем не как-нибудь там скромненько плачут в уголок подушки: нет, они открыто «идут на вы». Угрожают разводом, требуют выбирать «или я, или пьяная фирма», и, главное, скандалят. Ах, как они скандалят! Картинно, по всей форме: с визгом, битьем посуды, криками, выбеганием на улицу ночью босиком и проч, - сладить с корейской женщиной, когда она решила скандалить, бесполезно. Сколько не сетуй корейские мужчины на куриный бабий ум, бессильный охватить всю мощь их карьерной стратегии, против лома нет приема- им приходится подчиняться. Вот позвонил как-то мне знакомый кореец, сообщил, что увольняется из знаменитой корпорации: как только он начал успешно продвигаться вверх (и, следственно, много пить), дома начались скандалы. Жена то и дело хватает детей в охапку и уезжает к маме, заявляя: «Ты мне противен пьяный». «Эх, не понимает она ничего в нашей работе», - грустно жаловался мой знакомый. Однако с фирмы ушел и пить перестал. Так что, по всей видимости, именно женщины и спасут корейскую нацию от нависшей угрозы алкоголизма. ----
Борис
--- ifmail v.2.15dev5 * Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/400)
назад | Указатель рубрики | вперед |