Бруно Гроппо. Как быть с "темным" историческим прошлым (3/5)



25.02.2005
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Бруно Гроппо. Как быть с "темным" историческим прошлым (3/5)

Hello All!

Никто не пытается оспорить тот факт, что сталинизм привел к гибели миллионов людей. Действительно, практически каждая семья была затронута репрессиями: кого-то посадили, расстреляли или раскулачили.

Тем не менее можно утверждать, что никто никогда не был осужден за эти преступления. Теперь это сделать уже невозможно, поскольку все действующие лица уже умерли, во всяком случае если говорить о репрессиях сталинской эпохи.

В эпоху Хрущева всю ответственность за преступления возложили на уже покойного диктатора и некоторых членов его окружения. Это было сделано, для того чтобы не подвергнуть опасности партию и сам режим. Примерно так же обстояло дело в Германии после 1945 года: всю ответственность за преступления нацистов возложили на Гитлера.

Таким образом делалась попытка избежать более глубокой рефлексии о проблемах ответственности. Сознательно замалчивался тот факт, что, как в России, так и в Германии, машина террора могла функционировать только благодаря участию в ней огромного числа людей. В аспекте возмещения морального и любого другого ущерба жертвам режима пришлось довольствоваться формальной реабилитацией, после чего их попросили не шуметь.

В истории России было два периода, на которые пришлись активные попытки общественного осмысления сталинизма: во-первых, это хрущевская "оттепель", а во-вторых - перестройка.

"Оттепель", как известно, длилась недолго. За ней последовало новое "похолодание" - брежневская эпоха, в ходе которой произошла переоценка личности Сталина: он вновь начал подаваться как победитель во Второй мировой войне и создатель великого советского государства.

Интенсивные дискуссии вокруг советского прошлого, которые велись в середине 80-х годов, также прекратились в начале следующего десятилетия. Можно сказать, что Россия не смогла долго смотреть в зеркало своего прошлого и, поддавшись головокружению, решила больше о нем вообще не говорить. Необходимо подчеркнуть, что на этот раз уже не власть положила конец дискуссиям - тогда она была не в состоянии что-либо регулировать.

Дискуссия в обществе замерла как бы сама собой и продолжалась она только внутри очень узкого круга людей. Отвернувшись от своего советского прошлого, как если бы его вообще никогда не существовало, или как если бы это был всего лишь краткий период в его истории, российское общество принялось искать новые утешительные мифы.

Сначала это был миф о либеральной рыночной экономике, обещавшей принести стране процветание. Однако он был разрушен по итогам хищнической приватизации и обнищания большей части населения. Затем это был миф о золотом веке царизма, согласно которому Россия большими шагами шла к радужному экономическому будущему до того самого момента, когда ее история в 1917 году сделала трагический поворот и пошла по ложному пути. Сегодня, после всех этих разочарований, остается только националистический миф и ностальгия о великой державе, которая была утрачена, но надежда на восстановление которой не потеряна.

Кто сегодня интересуется преступлениями сталинизма, сохранением памяти о жертвах репрессий? Кто интересуется тем, что виновные не были осуждены и подвержены наказанию? Очень малое число людей. Большинство посвящает себя другим занятиям, в первую очередь, борьбой за выживание, по мере того как жизнь в обществе становится с каждым днем все тяжелее и тяжелее.

Молодежь почти ничего не знает о своем прошлом. Большая ее часть, как кажется, совершенно им не интересуется. Что касается органов публичной власти, то они не сочли необходимым воздвигнуть ни одного памятника в память о жертвах сталинизма. Они поощряют или, по крайней мере, не мешают положительной переоценке личности Сталина, о чем свидетельствуют различные ныне осуществляемые проекты памятников, которые прославляют диктатора как одного из победителей во Второй мировой войне.

Общество, потерявшее точку опору, как утопающий, хватается за один из немногих моментов в своей истории, который всеми рассматривается как бесспорно позитивный, как достойное основание для национальной гордости, - речь идет о победе во Второй мировой войне. И вот уже вновь появляется мрачная фигура Сталина, представляемого в качестве одного из организаторов победы. При этом забывают о том, что именно он в ходе своих чисток накануне войны уничтожил всю верхушку Красной армии.

Какие выводы можно сделать относительно данной ситуации, опираясь на опыт других стран, которым также пришлось переосмыслять свое травматическое историческое прошлое? Я бы очень кратко резюмировал их следующим образом:

Во-первых, травматическое прошлое нельзя бесконечно вытеснять. В конце концов, рано или поздно, оно снова вынырнет на поверхность и вновь окажется в центре политической дискуссии. Единственный способ по-настоящему его преодолеть - это взять его в себя, представить его в качестве собственного прошлого. Могу поспорить, что российскому обществу рано или поздно вновь придется обратиться к сталинскому периоду своей истории.

Во-вторых, общество, которое хочет видеть себя демократическим, не может нормально существовать, игнорируя жертв травматического периода своей истории и отказываясь воздать должное их памяти. Если массовые преступления были совершены уже давно, и сейчас поздно передавать в руки правосудия тех, кто непосредственно стоял за ними, единственной возможной формой возмещения ущерба жертвам является публичное признание памяти о репрессиях, ее сохранение и передача через публичные выступления, памятники, архивы, образовательные программы и так далее. В России этого еще не было произведено. Страна закрывается от жертв сталинизма. Установление настоящей демократии в России требует выплаты этого морального долга. То, что с тех пор прошло достаточно много времени, не отменяет необходимости в возмещении ущерба.

И в-третьих, активная и последовательная работа небольшого меньшинства, поставившего перед собой задачу бороться за жертв и за сохранение памяти о них, даже среди индифферентного или враждебного сообщества, может в длительной перспективе иметь огромное значение. Это показывает пример движения "Матерей и бабушек площади Мая" в Аргентине или работа Объединения семей исчезнувших арестованных в Чили. В России деятельность меньшинства, которое продолжает вновь и вновь обращаться к проблеме сталинизма и его жертв, кажется мне очень важной для перспектив демократического будущего этой страны.

Недалеко от Бранденбургских ворот, в самом сердце исторического центра Берлина, в настоящий момент завершается строительство огромного мемориала в память о миллионах евреев, истребленных нацистской Германией. Очень редко случается так, что страна воздвигает памятник, посвященный постыдной странице своей истории. Памятник, напоминающий о том, на какие преступления эта страна оказалась способна.

Проект такого памятника свидетельствует о том, что современная Германия способна посмотреть в лицо своему прошлому, избежать опасности того, что это прошлое может повториться.

Нужно надеяться, что однажды и в центре Москвы будет возведен государственный памятник жертвам ГУЛАГа и сталинизма. К сожалению, сегодня Россия не движется в этом направлении, а скорее движется в обратную сторону, что не должно мешать нам надеяться на возможность возведения такого памятника.

Если судить о происходящем, находясь вне границ общества, отношение к сталинизму и его жертвам оказывается чем-то вроде термометра, показывающего уровень морального и политического здоровья российского государства. Когда мы видим, что государственные органы начинают прославлять те или иные грани деятельности Сталина, можно быть уверенным в том, что страна движется к новому похолоданию, в том, что авторитарные черты системы будут усиливаться. Усы диктатора никогда не обещают ничего хорошего. Как только они начинают снова мелькать на памятниках, есть все основания для беспокойства. Когда, напротив, в центре дискуссии оказываются судьбы жертв режима, это может быть знаком начала демократической "оттепели".

Большое спасибо за внимание.

Обсуждение Виталий Лейбин: Я понимаю и разделяю моральную позицию, согласно которой, надо воздвигнуть памятник жертвам сталинизма где-нибудь в центре Москвы. И чего тут собственно обсуждать в рамках содержательной полемики, тут нет интеллектуальной проблемы.

Но есть и проблема, политологический или обществоведческий вопрос, который связан с нашим травматическим прошлым. Ведь когда вы говорили о Чили и Аргентине, было сказано, что меры по забвению были приняты с той целью, чтобы не допустить новой гражданской войны и разрушения основ государственности. Наш травматический опыт, как кажется, двойной: в перестройку мы широко обсуждали преступления сталинизма, что совпало с моментом распада и крушения страны. Дальнейшее похолодание отчасти является следствием этого опыта. Теперь хочется так построить свою историческую память, чтобы при этом снова не подорвать основы государства. Отсюда вопрос: как это сделать? Как, например, Чили удалось перенять пенсионную и прочие реформы Пиночета и при этом обсуждать преступления прошлого режима?

Гроппо: Военные диктаторы в Чили и Аргентине изменили не только политические, но и экономические структуры в своих странах. В сфере политики было возможным восстановить конституционный режим, в экономической сфере, напротив, изменения, произведенные во время диктатуры , в первую очередь приватизация, оказались необратимы. По разным причинам вернуться к прошлому состоянию невозможно, в частности, потому, что экономика стала более прозрачной для иностранного капитала, чем раньше. Однако, изменения в экономике, были изменения в конкретной модели, а не в целой экономической системе. Экономическая система в Чили и Аргентине перед в период, до и после военной диктатуры была капиталистической. Различие в том, что после диктатуры эти страны получили нео-либеральную версию капитализма, с меньшим уровнем государственного вмешательства и социальной защиты. В России же произоша смена целой экономической системы, а не конкретной модели.

Как в случае Чили, так и в случае Аргентины вооруженные силы сохранили возможность шантажировать общество, что позволило им навязать новому гражданскому правительству или принятие новых законов-амнистий, или сохранение старых. В любом случае, речь идет о распределении сил в обществе. Например, в случае Чили существует комиссия, так называемая "Комиссия Реттига" - по имени того, кто ей руководил. Она произвела расследование по вопросу нарушения прав человека в период диктатуры. Но ей было запрещено упоминать в своем докладе имена тех, кто занимался пытками, имел непосредственное отношение к убийствам и так далее.

Возможность судить преступников всегда зависит от соотношения сил в обществе. В Аргентине удалось предать военных преступников суду в 1985 году, даже несмотря на то что потом правительство было вынуждено принять закон об амнистии. Преступников удалось привлечь к суду, потому что в результате поражения в войне с Англией военные там были более ослаблены, чем в Чили.

На самом деле, и в сегодняшней Чили проблема соотношения сил остается первостепенной. Например, арест Пиночета и то, что мы узнали о том, что он был не только убийцей, но еще и вором, который вывозил денежные средства в Соединенные штаты, значительно ослабило общественные позиции его сторонников.

Экономические и социальные изменения, которые были спровоцированы диктатурой, остаются значимыми и по сей день. С одной стороны, существует проблема правосудия, осуждения преступлений, но с другой стороны, диктатура одновременно серьезнейшим образом изменила общественную структуру в Чили и даже в Аргентине.

Александр Даниэль ("Мемориал"): Я в некоторой растерянности. Изначально я пришел послушать профессора Гроппо, но по ходу его выступления у меня возникли не только вопросы, но и, если позволите, коррективы в отношении того, что касается России, как фактического характера, так и оценочного.

Я сразу хочу сказать, что пафос выступления профессора Гроппо мне очень близок и понятен, я его абсолютно разделяю, но странно было бы мне, активисту общества "Мемориал", не солидаризоваться с общими положениями доклада.

И тем не менее позвольте сначала несколько мелких фактических корректив и общее замечание об общей постановке вопроса.

Первое. Относительно того, что в России никто и никогда не был осужден за преступления, связанные с репрессиями. Это не совсем так. В 1953-55 годах были осуждены к различным срокам тюремного заключения, а также к смертной казни около 150 сотрудников МГБ. Потом, после 1956 года, этот процесс действительно остановился.

Второе. Насчет памятников, насчет того, что в России нет ни одного государственного памятника жертвам репрессий. На CD-диске, который "Мемориал" выпустил вместе с Комиссией по реабилитации при президенте России и Сахаровским центром, упоминается около 600 памятников по странам СНГ в целом, подавляющая их часть приходится на Россию, и среди них немало тех, которые были поставлены именно властями.

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 * Origin: из-под древней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

назадУказатель рубрикивперед